решением от 19.12.2011 года удовлетворено заявление прокурора



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 декабря 2011 года                                                                                с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Антошкиной А.А.,

с участием пом.прокурора Шигонского района Садовой Е.А.,

при секретаре Логиновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-671 по заявлению прокурора Шигонского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Самарской области в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения,

Установил:

Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Главы сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Самарской области и Администрации сельского поселения Суринск (далее - Администрация сельского поселения) по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения и обязать Главу сельского поселения и Администрацию сельского поселения организовать доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления», а именно разместить информацию, предусмотренную ст. 13 указанного Федерального закона, на официальных сайтах сельского поселения, либо муниципального района Шигонский, либо субъекта Российской Федерации (Самарской области).

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что в результате проведенной в ноябре 2011 год прокуратурой Шигонского района проверки исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправлении указанного сельского поселения было выявлено, что информация о деятельности органов местного самоуправления данного сельского поселения в сети "Интернет" не размещена. Официального сайта в сети «Интернет» Администрация сельского поселения не имеет. На официальных сайтах Правительства Самарской области и Администрации муниципального района Шигонский информация о деятельности сельского поселения, предусмотренная действующим законодательством, отсутствует, что нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Определением суда от 19.12.2011 года производство по делу в части требований, заявленных прокурором к Главе сельского поселения, прекращено.

В судебном заседании пом.прокурора Садова Е.А. заявленные к Администрации сельского поселения требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Не возражала с учетом требований разумности установить Администрации сельского поселения срок исполнения решения суда до 01.03.2012 года.

Представитель администрации сельского поселения по доверенности Симонова В.В. заявление прокурора признала и пояснила, что действительно официального сайта Администрация сельского поселения не имеет; информация о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения в объеме, предусмотренном ст. 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», в сети «Интернет» не размещается как на официальном сайте муниципального района Шигонский, так и на официальном сайте субъекта Российской Федерации (Самарской области). Причиной этому является отсутствие в бюджете сельского поселения средств на указанные мероприятия.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления возлагается на органы и лиц, которые совершили оспариваемые действия (бездействия).

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Суд приходит к выводу, что заявителем, в отличие от заинтересованного лица, представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных уточненных требований.

Статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Согласно ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Перечень видов информации о деятельности органа местного самоуправления, подлежащей обязательному размещению в сети «Интернет», установлен статьей 13 указанного Федерального закона, в соответствии с которой информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

а) наименование и структуру государственного органа, органа местного самоуправления, почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

в) перечень территориальных органов и представительств государственного органа за рубежом (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб указанных органов и представительств;

г) перечень подведомственных организаций (при наличии), сведения об их задачах и функциях, а также почтовые адреса, адреса электронной почты (при наличии), номера телефонов справочных служб подведомственных организаций;

д) сведения о руководителях государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и представительств за рубежом (при наличии), руководителях органа местного самоуправления, его структурных подразделений, руководителях подведомственных организаций (фамилии, имена, отчества, а также при согласии указанных лиц иные сведения о них);

е) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственных организаций;

ж) сведения о средствах массовой информации, учрежденных государственным органом, органом местного самоуправления (при наличии);

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) тексты проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;

в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

г) административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг;

д) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом, его территориальными органами, муниципальных правовых актов;

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления;

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям государственного органа, органа местного самоуправления;

б) сведения об использовании государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;

в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

а) порядок поступления граждан на государственную службу, муниципальную службу;

б) сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;

в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, вакантных должностей муниципальной службы;

д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления;

е) перечень образовательных учреждений, подведомственных государственному органу, органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:

а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;

б) фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;

в) обзоры обращений лиц, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В соответствии со ст. 9 указанного Федерального закона доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий органами местного самоуправления.

Статьей 1 данного Федерального закона определено, что официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащий информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу или органу местного самоуправления.

Частью 3 статьи 13 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления» предусмотрено, что состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети "Интернет", определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

Судом установлено, что в результате проведенной прокуратурой Шигонского района в ноябре 2011 года проверки выявлено, что указанная выше информация о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения в сети «Интернет» не размещена. Администрация сельского поселения не имеет собственного официального сайта. Официальные сайты Правительства Самарской области и муниципального района Шигонский информацию об администрациях сельских поселений, предусмотренную Федеральным законом №8-ФЗ, не содержат. Состав информации, размещаемой органами местного самоуправления сельского поселения в сети "Интернет", Администрацией сельского поселения не определен, соответствующий перечень информации о деятельности указанных органов не утвержден. Доказательств обратного суду заинтересованным лицом не представлено.

В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно Уставу сельского поселения (ч. 3 ст. 31, ст.ст. 43, 44) в компетенцию Администрации сельского поселения как исполнительно-распорядительного органа сельского поселения входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных к компетенции местной администрации федеральными законами, законами Самарской области, настоящим Уставом; осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, не отнесенных к компетенции конкретного органа местного самоуправления.

Таким образом, обязанность по размещению информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения в сети "Интернет" возложена на Администрацию сельского поселения.

Доводы представителя Администрации сельского поселения о недостаточности бюджетных средств для размещения указанной выше информации в сети "Интернет" не могут быть учтены судом. Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения органа местного самоуправления от исполнения установленных законом обязанностей. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Кроме того, источники финансирования мероприятий, связанных с исполнением решения суда, Администрация сельского поселения вправе выбирать самостоятельно.

Бездействие Администрации сельского поселения в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления нарушает требования действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.

Заявление подано прокурором в целях предупреждения нарушения прав граждан, поскольку неисполнение органом местного самоуправления обязанности по размещению информации о своей деятельности препятствует осуществлению прав граждан на получение доступа к такой информации.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с изложенным заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

По мнению суда, с учетом требований разумности, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 01 марта 2012 года, что никем по делу не оспаривается.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Самарской области по обеспечению доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления указанного сельского поселения.

Обязать Администрацию сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Самарской области в срок до 01.03.2012 года организовать доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения Суринск в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления», а именно разместить информацию, предусмотренную ст. 13 указанного Федерального закона, на официальных сайтах сельского поселения, либо муниципального района Шигонский, либо субъекта Российской Федерации (Самарской области).

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий                                                        А.А.Антошкина