Решением от 30.03.2011 г. признано незаконным бездействие администрации с.п. Суринск



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 марта 2011 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянского А.Ю.,

с участием помощника прокурора Шигонского района Курбанова О.С.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-163 по исковому заявлению прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Суринскмуниципального района Шигонский Самарской области о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории пос.Золотой,

Установил:

Прокурор Шигонского района Самарской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Самарской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, организовать на территории пос.Золотойсбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: обустроить контейнерные площадки и места под их размещение, организовать сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что проведенной прокуратурой Шигонского района проверкой исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности сельского поселения было установлено, что в нарушение СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88, Администрацией как уполномоченным органом местного самоуправления должным образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения пос.Золотой: не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует планово-регулярный вывоз отходов с территории села, не отведены земельные участки под размещение твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории населенного пункта несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию его территории. Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории населенного пункта, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

В ходе судебного заседания представитель истца помощник прокурора Шигонского района Курбанов О.С. иск поддержал по приведенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Портнов М.А. иск не признала, пояснив, что Администрация не бездействует, по мере возможности периодически организовывает сбор и вывоз мусора с территории населенного пункта. Специальные земельные участки под размещение твердых бытовых отходов не отводились, контейнерные площадки не оборудованы, регулярный сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами, не организован. Полагает, что установка на специальных площадках контейнеров для сбора мусора повлечет вред для окружающей среды ввиду угрозы появления около них насекомых, крыс, бродячих собак. Кроме того, не на всех улицах имеется возможность установки контейнерных площадок из-за малой ширины улиц. Полагает, что обустройство контейнерных площадок нецелесообразно и повлечет неоправданные расходы бюджетных средств, которых и так недостаточно.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Самарской области по доверенности Ярцева Т.В. в судебном заседании иск поддержала по основаниям, аналогичным приведенным в исковом заявлении, дополнив, что при соблюдении требований санитарных норм к содержанию контейнеров никакого вреда для окружающей среды не наступит.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных исковых требований.

Согласно ст.76 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения и соответственно к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Статьями 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН, Правила) данные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил (п.1.1.).

Как установлено данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п.1.2.).

Пунктом 2.1.1. СанПиН установлено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В соответствии с п.2.1.3. Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п.2.1.4. Правил).

Согласно п.2.2.2. СанПиН для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Пунктом 2.2.3. Правил установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

В нарушение данных требований Администрацией, которая является исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом сельского поселения, должным образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения населенного пункта: не оборудованы контейнерные площадки, не отведены земельные участки под размещение твёрдых бытовых отходов, отсутствует планово-регулярный вывоз отходов с территории населенного пункта. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, актом прокурорской проверки от 24.02.2011 года и не оспаривается ответчиком.

Указанные нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского населенного пункта.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Вместе с тем, в результате бездействия ответчика состояние земельных участков ухудшается, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории населенного пункта, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика о нецелесообразности обустройства контейнеров ввиду возможного ухудшения санитарного состояния территории и отсутствия необходимых средств в бюджете не могут быть учтены судом, поскольку правового значения по делу не имеют.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей. Согласно п.п.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.

Доводы ответчика о невозможности обустройства контейнерных площадок из-за малой ширины улиц не могут служить основанием для отказа в иске, поскольку как указано выше, законодательством (пунктом 2.2.3. указанных выше СанПиН) предусмотрен порядок размещения контейнерных площадок в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов. Кроме того, данные вопросы могут быть решены и в порядке исполнения судебного акта.

В связи с изложенным исковое заявление подлежит удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решениесуда должно быть исполнено.

По мнению суда, с учетом требований разумности, в том числе учитывая покрытие в настоящее время поверхности земли снегом, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 1.09.2011 года, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Суринск Шигонского района Самарской области, обязать ее в срок до 1 сентября 2011 года устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления и организовать на территории поселка Золотойсбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: обустроить контейнерные площадки и места под их размещение, организовать сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней со дня вынесения через Шигонский районный суд.

Председательствующий А.Ю.Полянский