Решением от 28.03.2011 г. признано незаконным бездействие с.п.Тайдаково



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2011 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Антошкиной А.А..,

с участием заместителя прокурора Шигонского района Лебедева Г.Н.,

при секретаре Логиновой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-172 по исковому заявлению прокурора Шигонского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский Самарской области, третьему лицу Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Сызрани о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории деревни Ольгино,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шигонского района обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский Самарской области (далее - Администрация) о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения санитарно-эпидимиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления и организовать на территории д.Ольгино сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: обустроить контейнерные площадки и места под их размещение, организовать сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что проведенной прокуратурой Шигонского района Самарской области проверкой исполнения санитарно-эпидемиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в деятельности сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский Самарской области было установлено, что указанная деятельность не соответствует требованиям действующего федерального природоохранного и санитарного законодательства. В нарушение СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88, Администрацией должным образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения деревни Ольгино: не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует планово-регулярный вывоз отходов с территории села, не отведены земельные участки под размещение твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Тайдаково несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территории населённого пункта. Нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории населенного пункта, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

В ходе судебного заседания заместитель прокурора Шигонского района Лебедев Г.Н. исковые требования поддержал по приведенным в исковом заявлении основаниям, дополнив, что вывоз мусора и бытовых отходов с помощью специального транспорта, организованный Администрацией недостаточен. Требование о сборе мусора в контейнеры предусмотрено как обязательное действующим законодательством и не ставится в зависимость от наличия других видов, в том числе поведерного (поквартирного).

Представитель ответчика по доверенности Индеркина В.В. ( специалист сельского поселения) исковые требования признала, пояснив, что специальные земельные участки под размещение твердых бытовых отходов не отводились, контейнерные площадки не оборудованы, регулярный сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами, не организован из-за отсутствия бюджетных средств.

Представитель третьего лица Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Сызрани по доверенности Ефимов И.В. в судебное заседания не явился, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Требования прокурора поддержал.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства в обоснование заявленных исковых требований.

Согласно ст.76 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных прав и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Статьей 45 ГПК РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан.

Согласно пункту 18 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесены к вопросам местного значения поселения и соответственно к полномочиям органов местного самоуправления поселения.

Статьями 21, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН, Правила) данные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил (п.1.1.).

Как установлено данными Правилами, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п.1.2.).

Пунктом 2.1.1. СанПиН установлено, что объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

В соответствии с п.2.1.3. Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (п.2.1.4. Правил).

Согласно п.2.2.2. СанПиН для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Пунктом 2.2.3. Правил установлено, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов. На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

В нарушение данных требований Администрацией, которая является исполнительным органом местного самоуправления в соответствии с Уставом сельского поселения, должным образом не организован сбор и вывоз отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения деревни Ольгино: не оборудованы контейнерные площадки, не отведены земельные участки под размещение твёрдых бытовых отходов, что приводит к захламлению территории сельского поселения Тайдаково несанкционированно размещенными отходами потребления, неудовлетворительному санитарному состоянию территории населённого пункта.

Так, в ходе проведенной прокуратурой выездной проверки на территории деревни Ольгино были выявлены нарушения санитарно-эпидимиологических требований и законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, на территории села не оборудованы контейнерные площадки, отсутствует планово-регулярный вывоз отходов с территории села, не отведены земельные участки под размещение твердых бытовых отходов.

Указанные нарушения требований федерального законодательства к организации сбора и удаления бытовых отходов способствуют образованию несанкционированных свалок, захламлению отходами земельных участков на территории сельского поселения Тайдаково.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции России, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции РФ, статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 ГК РФ, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Согласно статье 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на незакрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Вместе с тем, в результате бездействия ответчика состояние земельных участков, занятых несанкционированными свалками, ухудшается, создаётся неблагоприятная окружающая среда для нахождения, проезда и проживания граждан на территории муниципального образования, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.

Доводы представителя ответчика об отсутствии необходимых средств в бюджете не могут быть учтены судом, поскольку правового значения пол делу не имеют.

Отсутствие денежных средств не предусмотрено действующим законодательством в качестве основания для освобождения ответчика от исполнения установленных законом обязанностей. Согласно п.п.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения наделены полномочиями формировать, утверждать, исполнять бюджет поселения и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета.

Обустройство контейнерных площадок в целях сбора мусора предусмотрено в качестве обязательного требования действующим законодательством и не ставится в зависимость от наличия других видов сбора и вывоза мусора, в том числе поведерного (поквартирного). Кроме того, материалами дела достоверно установлено, что принимаемых Администрацией мер явно недостаточно для выполнения требований действующих санитарно-эпидемиологических норм. Поведерный сбор мусора и отходов является ущербным и недостаточным, является причиной несанкционированных свалок, для граждан не всегда мусор удобно выгружать в спецмашину, ответчиком должна быть обеспечена возможность удаления и хранения мусора в период отсутствия спецмашины.

Доводы представителя ответчика о том, что сбор и вывоз бытовых отходов может осуществляться специализированной организацией без лицензии на право обращение с опасными отходами, не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании закона.

Заявленные исковые требования соответствуют требованиям Положения об организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора в сельском поселении Тайдаково (утв. Решением Собрания Представителей сельского поселения Тайдаково от 20 августа 2007 года № 10), а также Правилам благоустройства и обеспечения санитарного состояния территорий населенных пунктов сельского поселения Тайдаково ( утв. Решением Собрания Представителей сельского поселения Тайдаково от 25 февраля 2010 года № 63А).

В связи с изложенным исковые требования подлежат удовлетворению.

Частью 2 статьи 206 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решениесуда должно быть исполнено.

По мнению суда, с учетом требований разумности, в том числе учитывая покрытие в настоящее время поверхности земли снегом, для исполнения решения суда необходимо и достаточно установить срок до 01 сентября 2011 года, доказательств обратного ответчиком не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Тайдаково муниципального района Шигонский Самарской области, обязать ее в срок до 01 сентября 2011 годаорганизовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями: обустроить контейнерные площадки и места под их размещение, организовать сбор и вывоз бытовых отходов специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с опасными отходами на территории деревни Ольгино.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда в течение 10 дней через Шигонский районный суд.

Председательствующий А.А.Антошкина