К делу 1-91/2011г.
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
ст. Старощербиновская «13» июля 2011г.
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего - судьи Гардер Р.Н.,
с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Щербиновского района Бурлева О.В.,
подсудимого К. В.А.,
защитника – адвоката Кудряшовой А.В., представившей удостоверение № <---> и ордер № <--->,
при секретаре Гарькавой О.Н.,
а также потерпевшего К. Ю.А.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении:
К. В.А., <---> года рождения, уроженца и жителя ст. <--->, ул. <--->, гражданина РФ, образование общее среднее, женатого, не работающего, не военнообязанного, судимого 05.11.2009 года приговором мирового судьи судебного участка № 225 Щербиновского района по ст. 319 УК РФ к наказанию в виде штрафа в доход государства в размере 10000 рублей, наказание не отбыто,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Подсудимый К. В.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
К. В.А. 07 марта 2011 года около 20 часов 30 минут, находясь в доме № <---> по ул. <---> ст. <--->, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к К. К.И., осознавая противоправность и общественную опасность своих действий, нанес последней не менее 3 ударов руками в лицо и одного удара в туловище.
В результате умышленных противоправных действий К. В.А., К. К.И. были причинены следующие телесные повреждения – кровоподтеки на левой щеке с переходом на левую подчелюстную и область шеи, в области правого глаза с переходом на правую скуловую область, в области левого глаза, ушиб головного мозга и его разрушение в лобных долях справа и слева, субарахноидальное кровоизлияние в височной доле слева, травматическое субдуральное кровоизлияние в средней черепной ямке слева, отек головного мозга, кровоподтеки на передней поверхности грудной клетке слева, подкожное кровоизлияние на правом предплечье по наружной поверхности, кровоподтеки в области правого плечевого сустава, тыльной поверхности правой и левой кистей, по наружной поверхности левого бедра в средней трети, в подлопаточной области слева и справа.
Указанные телесные повреждения в своей совокупности квалифицируются как тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни человека, и состоят в прямой причинной связи со смертью К. К.И.
В результате нанесенных К. К.И. телесных повреждений она скончалась в доме расположенном по адресу: <--->, ст. <--->, ул. <--->, около 19 часов 00 минут 10.03.2011 года. Причиной смерти К. К.И. явилась тупая черепно-мозговая травма, сопровождающаяся ушибом головного мозга, кровоизлияниями под оболочки.
В ходе совершения преступления К. В.А. осознавая, что своими действиями причиняет тяжкий вред здоровью К. К.И., предвидел неизбежность его причинения и желая этого, однако не предвидел, что своими действиями может причинить смерть последней, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть возможность наступления смерти К. К.И.
Подсудимый К. В.А. свою вину в совершении инкриминируемого ему преступления признал частично и пояснил, что он проживал вместе с братом К. Ю.А. и матерью К. К.И. в доме по адресу: ст. <---> ул. <--->. Отношения с матерью были своеобразными, она часто упрекала его в том, что он много ест, нигде не работает, устраивала с ним скандалы, при этом выражаясь в его адрес нецензурной бранью. Однако он помогал матери, готовил еду, стирал, ухаживал за хозяйством и огородом. С братом отношения были хорошие. 04.03.2011 года он вместе со своей матерью и братом употребляли спиртное в зальной комнате жилого дома. Примерно в 20 часов К. К.И. пошла в туалет и спустя некоторое время он услышал шум, похожий на глухое падение. Зайдя к ней в комнату, увидел лежащую на полу, пытающуюся встать свою мать. А также увидел примятые саженцы томатов, которые он высадил в ящик, который стоял у кровати матери. В этот момент он взял К. К.И. за руки и резко усадил ее на кровать, при этом спросил, что случилось, на что мать ответила, что упала и выразилась в его адрес нецензурной бранью, из-за чего он ладонью правой руки ударил мать в область левой щеки. На лице у матери до его удара ладонью по лицу, был синяк под глазом, который возможно появился из-за ее падения. На следующий день мать вставала с кровати, ходила, получала пенсию, которую принесла почтальон. 07.03.2011 года в гости к К. К.И. приходили Д, С. Через несколько дней К. К.И. стало хуже и 10.03.2011 года она умерла. Причиной смерти по мнению К. В.А. возможно явилось престарелый возраст матери, ее состояние здоровья, на которое могла повлиять травмы полученные ей ранее при падениях, так как в последнее время она часто падала. Один удар ладонью, который К. нанес своей матери в область лица, не мог стать причиной ее смерти. На вопрос суда, почему в ходе предварительного расследования он давал признательные показания, К. В.А. ответил, что находился в подавленном состоянии по поводу смерти матери.
Защитник Кудряшова в судебном заседании пояснила, что достаточных доказательств с достоверностью подтверждающих вину ее подзащитного в совершении инкриминируемого преступления ни входе предварительного расследования ни в ходе судебного следствия добыто не было, в связи с чем ее подзащитного необходимо оправдать.
К доводам стороны защиты и показаниям подсудимого о непризнании им своей вины, суд относится критически, поскольку они вызваны желанием подсудимого избежать ответственности за содеянное, являются способом защиты и не соответствуют фактическим обстоятельствам. Также судом не могут быть приняты во внимание показания подсудимого в той части, что К. К.И. он ударил 04.03.2011 года, а не 07.03.2011 года как установлено предварительным расследованием, так как его показания опровергаются совокупностью исследованных в ходе судебного заседания доказательств.
Доводы стороны защиты об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о вине ее подзащитного, нельзя признать правомерными в силу следующего.
Потерпевший К. Ю.А. в судебном заседании показал, что он приходится родным сыном погибшей К. К.И. и родным братом подсудимого К. В.А., с которыми проживал в одном доме № <---> в ст. <---> по ул. <--->. На протяжении длительного времени К. В.А. в ходе ссор с матерью часто ее избивал, за что был дважды осужден. Неоднократно мать находилась на стационарном лечении из-за побоев, наносимых К. В.А.. Когда он пытался заступиться за мать или сделать замечания брату по поводу его поведения, он избивал его. Своими действиями К. В.А. запугал их и когда он находился в алкогольном опьянении они с матерью уходили из дома и ночевали в огородах, у соседей в сараях, в лесополосе. После возращения из мест лишения свободы, К. В.А. стал еще более агрессивным. Брат нигде не работал, брал у матери денежные средства и не отдавал, на что мать делала ему замечания, а он в ходе внезапно возникающих с ней ссор избивал ее. Так 07.03.2011 года вернувшись с работы домой, увидел, что брат находится в алкогольном опьянении и со слов матери узнал, что Виктор взял у не денежные средства из пенсии. Находясь в зальной комнате около 20 часов 30 минут, услышал из спальни матери голос брата, который возмущенно высказывался в адрес матери по поводу рассады томатов, которую она якобы помяла. Затем между К. В.А. и К. К.И. произошел скандал и чтобы, не присутствовать при ссоре он вышел на улицу и спустя некоторое время вернулся в дом. Зайдя на следующий день в комнату матери увидел, что мать лежит на кровати с кровоподтеками на лице, в области шеи, руках. Он не стал спрашивать у нее, что произошло, так как был уверен, что ее избил К. В.А. Мать 09.03.2011 года за целый день вставала с кровати лишь один раз, ничего не ела, плохо говорила, жаловалась на плохое самочувствие. На предложения вызвать скорую помощь, она отказывалась, говорила, что пройдет. 10.03.2011 года около 17 часов зайдя в комнату к матери, увидел, что она находится в плохом состоянии, издавала хриплые звуки. Примерно в 19 часов К. умерла. Причиной смерти матери К. Ю.А. считает нанесенные ей побои К. В.А.
Свидетель Д. Р.И. в судебном заседании пояснила, что К. К.И. приходилась ей родной сестрой, а К. В.А. и К. Ю.А. ее племенниками. Ей как родственнику семьи К. было известно, что К. В.А. избивает мать и брата. Она сама лично была свидетелем избиения К. В.А. своей матери. В один из таких случаев, она сделала замечание К. В.А., на что он толкнул ее и она, упав, сломала себе руку. Сестра неоднократно говорила, что когда–нибудь К. В.А. убьет ее. К. К.И. боялась своего сына, особенно когда он находился в алкогольном опьянении, так как он становился агрессивным, буйным. К. В.А. был неоднократно судим за избиение матери, привлекался к административной ответственности. К. К.И. защищала К. В.А. и когда у нее на теле были синяки, она говорила, что сама упала. 09.03.2011 года ей позвонила ФИО7 и сообщила, что К. К.И. вся в синяках в плохом состоянии здоровья находится дома. Приехав к К. К.И., она увидела ее лежащую на кровати, ее тело было в синяках и кровоподтеках. Спросив у К. В.А. зачем он избил мать, он ответил, что она, находясь в состоянии алкогольного опьянения сама упала. Побыв некоторое время с сестрой, уехала домой. 10.03.2011 года около 19 часов ей сообщили, что К. К.И. умерла.
Свидетель С. Л.И. в судебном заседании пояснила, что К. К.И. приходилась ей двоюродной тетей, с которой она поддерживала отношения. К. К.И. была общительным, трудолюбивым, чистоплотным человеком. К. К.И. неоднократно жаловалась на то, что ее сын К. В.А. избивает ее, в связи с чем, она боялась его, который также избивал родного брата. К. В.А. очень агрессивный, вспыльчивый, злобный человек. К. В.А. привлекался к уголовной ответственности за побои причиненные матери, неоднократно привлекался к административной ответственности. В основном ссоры возникали из-за того, что К. К.И. делала замечания сыну, упрекала его по поводу безработицы, употребления алкоголя, чрезмерного употребления пищи. 09.03.2011 года пришла в гости к К. К.И. и увидела на лице и руках К. кровоподтеки и синяки. К. могла с трудом передвигаться. На вопрос, что случилось, она сказала, что упала, однако затем шепотом сказала, что ее избил К. В.А., который спрятался дома и может услышать, что она жалуется на него. 10.03.2010 года ей позвонили и сообщили, что К. умерла.
Свидетель М. Л.В. в судебном заседании пояснила, что К. В.А. является двоюродным братом ее матери С. Л.И.. К. В.А. может охарактеризовать как агрессивного, вспыльчивого, злобного человека, злоупотребляющего спиртным. 10.03.2011 года ее мать С. Л.И. сообщила о том, что К..И. умерла. Приехав в дом по месту жительства К. К.И., увидела ее труп. Тело Кряховой: грудь, руки, лицо были в синяках и кровоподтеках. На вопрос, что произошло, К. Ю.А. пояснил, что мать избил его брат Виктор примерно 3 дня назад. Отношение К. В.А. к матери было негативным, он часто избивал ее, выражался в ее адрес нецензурной бранью. К. К.И. боялась Виктора, неоднократно жаловалась, что сын избивает ее, на ее лице и теле часто были синяки. Родственники пытались оказать влияние на К. В.А., однако он никого не слушал и говорил, чтобы никто не вмешивался в его семью. К. ранее был судим за причиненные телесные повреждения матери, неоднократно привлекался к административной ответственности.
Свидетель Л. Е.В. в судебном заседании пояснила, что она работает почтальоном и в ее непосредственные обязанности входит доставка до адресата почтовой корреспонденции и пенсии на дом. Она обслуживает участок, на территории которого находится дом, в котором проживала К. К.И. При передаче К. пенсии, та просила ее, чтобы вслух не говорить сумму пенсии и чтобы денежные купюры были наименьшим номиналом, поясняя это тем, что если сын берет крупную купюру, он ее не возвращает. 05.03.2011 года она принесла К. К.И. пенсию, ее встретил К. В.А., который провел ее в дом. Когда к ней вышла К. К.И. на ее лице видимых синяков и кровоподтеков не было. К. как всегда попросила не называть вслух сумму пенсии. Выдав пенсию она ушла.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности показаний потерпевшего К. Ю.А., свидетелей М, Д, С, которые прямо указывают на то, что К В.А. неоднократно избивал К. К.И.. Судом не установлено оснований для оговора потерпевшим и свидетелями подсудимого.
Доводы стороны защиты о том, что вина К. В.А. в совершении им преступления не доказана, опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которые получены в соответствии с действующим законодательством, показаниями свидетелей.
Кроме этого, вина подсудимого подтверждается исследованными в судебном заседании материалами уголовного дела:
Рапортом об обнаружении признаков преступления от 10.03.2011 года (л.д. 5);
Протоколом осмотра места происшествия от 10.03.2011 года с фтотаблицей к нему, согласно которому в доме по адресу: <--->, ст. <--->, ул. <---> обнаружен труп К. К.И. (л.д.6-22);
Карта вызова скорой помощи, согласно которой труп женщины К. К.И. имеет следы избиения (л.д. 33);
Протоколом осмотра трупа от 11.03.2011 года, согласно которому труп К. К.И. имел прижизненные телесные повреждения (л.д. 23-32);
Протоколом проверки показаний на месте от 12.03.2011 года, согласно которому К. В.А. указал, как он, находясь в доме № <---> по ул. <---> ст. <---> нанес К. К.И. не менее 3-х ударов руками в область головы и туловища (л.д. 89-111);
Заключением эксперта № <---> от 30.04.2011 года, согласно которому у потерпевшей К. К.И. обнаружены телесные повреждения, которые имеют прямую причинную связь со смертью К. К.И. и которые причинены в один промежуток времени, тупыми твердыми предметами в период времени, совпадающий с моментом нанесения ударов К. В.А. по голове и туловищу К. К.И. (л.д. 168-174);
Протоколом допроса эксперта от 31.05.2011 года. согласно которого указанные в заключении <---> от 30.04.2011 года телесные повреждения. Нанесенные К. К.И., соответствуют механизму их нанесения, указанному в протоколе проверки показаний на месте К. В.А. (л.д.177-179);
Протоколом явки с повинной от 10.03.2011 года согласно которого К. В.А. сообщил, что 04.03.2011 года он избил свою мать – К. К.И. (л.д. 47-48);
Вышеперечисленные письменные доказательства получены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ, судом не признаны как недопустимые.
Согласно заключению комиссии экспертов № <---> первичной стационарной судебно-психиатрической экспертизы от 25.05.2011 года К. В.А. каким-либо хроническим психическим расстройством, слабоумием не страдал в прошлом, в момент инкриминируемого ему деяния и не страдает ими в настоящее время, а обнаруживает признаки органического расстройства личности и поведения в связи со смешанными заболеваниями (ЧМТ, интоксикация) ориентировочно с 2007 года. Однако степень указанных изменений со стороны психической деятельности у него выражена не столь значительно, не сопровождалась болезненным расстройством сознания, какой-либо продуктивной психосимптоматикой, и с учетом сохранности критических и прогностических способностей, не лишала его возможности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими в момент, относящийся к инкриминируемому ему деянию. При тщательном анализе материалов уголовного дела видно, что в момент, относящийся к инкриминируемому ему деянию, у него не обнаруживалось признаков какого-либо временного болезненного расстройства психической деятельности. В настоящее время, по своему психическому состоянию он может правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значения для дела и давать о них показания. В применении принудительных мер медицинского характера не нуждается.
Оценив заключение экспертизы в отношении К. В.А. в совокупности с другими доказательствами, суд признает подсудимого К. В.А. вменяемым.
Проанализировав в совокупности все доказательства, суд приходит к выводу о доказанности вины К. В.А. в совершении преступления, и что его действия квалифицируются по ч. 4 ст. 111 УК РФ, так как он совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
В соответствии со ст. 60 УК РФ при назначении наказания К. В.А., суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления против жизни и здоровья, относящегося к категории особо тяжких преступлений, повлекшее смерть потерпевшего; личность виновного судимого за совершение преступления против жизни и здоровья, а так же влияние назначаемого наказания на исправление подсудимого, условия его жизни.
Согласно общественной характеристики подсудимый характеризуется посредственно, не работает, злоупотребляет спиртными напитками, с соседями не конфликтует. В составе семьи имеет мать, 1931 года рождения, брата 1964 года рождения.
Из сообщений поликлиники МУЗ ЦРБ МО Щербиновский район, следует, что К. В.А. состоит на учете у врача-нарколога с диагнозом «Синдром зависимости от алкоголя средней стадии». На учете у врача-психиатра не состоит.
Согласно справки ОВД по Щербиновскому району К. В.А. неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушение общественного порядка, мелкое хулиганство.
Из представленного характеризующего материала (требований о судимости, приговора Щербиновского районного суда от 28.03.2002 года, приговора мирового судьи судебного участка № 225 Щербиновского района от 04.05.2005 года; приговора мирового судьи судебного участка № 225 от 05.11.2009 года) следует, что К. В.А. ранее привлекался к уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни и здоровья, которые были совершены в отношении матери К. К.И.
В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ обстоятельством, смягчающим наказание подсудимому, суд признает явку с повинной.
Обстоятельством, отягчающих наказание подсудимому, судом не установлено.
С учетом выше изложенного, принимая во внимание то обстоятельство, что преступление совершено в период не снятой и не погашенной в установленном законом порядке судимости за преступление против жизни и здоровья, суд считает, что цели наказания, в том числе исправление подсудимого возможно лишь в изоляции его от общества с назначением наказания в виде лишения свободы, при этом дополнительное наказание, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 111 УК РФ, в виде ограничения свободы возможным не назначать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 303, 307, 308 и 309 УПК РФ,
п р и г о в о р и л:
К.В.А. признать виновным в совершении преступления предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет 6 (шесть) месяцев без ограничения свободы.
В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ путем полного сложения назначенного наказания и наказания по приговору мирового судьи судебного участка № 225 Щербиновского района Краснодарского края от 07.04.2011 года окончательно назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет 6 (шесть) месяцев без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима и штрафа 10000 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 71 УК РФ наказание в виде штрафа исполнять самостоятельно.
Срок наказания в виде лишения свободы исчислять с 11 марта 2011 года.
Меру пресечения К.В.А. в виде заключение под стражу оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Судья: Р.Н. Гардер
Приговор вступил в законную силу с 26.07.2011 г.
«согласовано»
Судья Щербиновского районного суда
Р.Н. Гардер