К делу № 2-305/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» июля 2011 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Деревянченко Н.В.,
при секретаре Черновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лесниченко Н.А. к Управлению пенсионного фонда РФ в Щербиновском районе Краснодарского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Лесниченко Н.А. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Щербиновском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что 18.06.2009 года она обратилась в УПФ РФ в Щербиновском районе с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан ответчика в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано (протокол № <---> от 26.06.2009 года). Не зачтены в льготный стаж работы периоды ее педагогической деятельности: с 10.09.1981 года по 25.08.1983 года - музыкальный руководитель в Щербиновском Доме пионеров и школьников; с 1.11.1993 года по 20.10.1995 года - преподаватель по дополнительному образованию Щербиновского Дома пионеров и школьников; с 20.02.1996 года по 01.09.1996 года - преподаватель по дополнительному образованию Щербиновского Дома пионеров и школьников; с 16.07.1992 года по 1.11.1993 года - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет; с 21.10.1995 года по 19.02.1996 года - отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. Указывает, что факт осуществления ею педагогической деятельностью, подтверждается трудовой книжкой, а пенсия назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса и наименования учреждения. Просит суд обязать ГУ УПФ РФ в Щербиновском районе включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды ее педагогической деятельности с 10.09.1981 года по 24.08.1983 года, с 16.07.1992 года по 01.11.1993 года, с 02.11.1993 года по 20.10.1995 года, с 21.10.1995 го по 19.02.1996 года, с 20.02.1996 года по 01.09.1996года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента обращения.
В судебном заседании истец Лесниченко Н.А. подтвердила доводы, изложенные в исковом заявлении, исковые требования поддержала, пояснив, что имеет музыкальное педагогическое образование, в периоды работы в Доме пионеров и школьников была музыкальным руководителем, преподавателем вокальной группы; в 90-х годах в связи с упразднением пионерских образований изменилось наименование Дома пионеров и школьников, это же учреждение стало называться Дом творчества школьников. В связи переименованием учреждения ее не увольняли и не принимали вновь на работу, объем выполняемых ею функций не изменялся.
Представитель ответчика Букреева Т.В. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что период работы Лесниченко Н.А. с 10.09.1981 года по 24.08.1983 года в районном Доме пионеров и школьников не подлежит включению в специальный стаж, так как Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратило силу с 1.10.1993 года и в настоящее время не применяется; отпуск по уходу за ребенком до достижения полутора лет до 6.10.1992 года включен Лесниченко в специальный стаж, после этой даты в связи с изменением законодательства не может быть засчитан; периоды работы с 1.11.1993 года по 20.10.1995 года и с 20.02.1996 года по 1.09.1996 года в качестве преподавателя по дополнительному образованию в Доме пионеров и школьников, в Доме творчества школьников не могут быть засчитаны, так как Списком № <---> от 6.09.1991 года должность «преподаватель» предусмотрена, но не подтвержден факт, что учреждения, в которых работала в это время истец, относились к внешкольным. На день обращения за пенсией специальный стаж Лесниченко Н.А. составлял менее 25 лет.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно диплому <---> № <--->, У. Н.А. в 1980 году окончила Краснодарский государственный институт культуры по специальности «музыка и пение».
В судебном заседании установлено, что Лесниченко (до вступления в брак У.) Н.А. работала: с 10.09.1981 года по 24.08.1983 года музыкальным руководителем в районном Доме пионеров; с 01.11.1993 года по 20.10.1995 года - преподавателем по дополнительному образованию (руководителем вокального кружка, преподавателем вокальной группы) Щербиновского Дома пионеров и школьников (Дома творчества школьников); с 20.02.1996 года по 01.09.1996 года - преподавателем по дополнительному образованию Щербиновского Дома пионеров и школьников (Дома творчества школьников); находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет: с 16.07.1992 года по 01.11.1993 года и с 21.10.1995 года по 19.02.1996 года. Указанные обстоятельства подтверждаются записями трудовой книжке, заполненной 05.10.1975 года, выписками из приказов по Щербиновскому Дому пионеров, Дому пионеров и школьников, Дому творчества школьников, актами документальных проверок от 25.06.2009 года, объяснениями Лесниченко Н.А.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу ч. 1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статьей 19 Конституции РФ гарантировано равенство прав и свобод человека и гражданина.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права; при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости в специальный стаж включаются все периоды работы, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему во время выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных данным законодательством.
В силу ст. 4 ГК РФ нормы действующего законодательства могут применяться в том объеме, в каком они не отменяют ранее предоставленных прав и льгот в пенсионном обеспечении.
На момент работы Лесниченко (до регистрации брака – Ужва) Н.А. с 10.09.1981 года по 24.08.1983 года музыкальным руководителем в районном Доме пионеров порядок исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения устанавливался Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятым на основании Закона СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях», согласно п.1 п.п. «а» которого пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет. В соответствии с п.п.2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет, утвержденного указанным выше Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности, в том числе - во внешкольных детских учреждениях; зачет производился при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Указанное постановление не применяется на территории Российской Федерации с момента вступления в силу Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 года № 953.
Работа по специальности раскрыта в п. 3.2 Инструктивного письма от 30.06.1986 года № 1-63-И, Приложении № 6 «О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» Приказа Минпросвещения СССР от 16.05.1985 года № 94 «Об утверждении инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения в новой редакции и перечня работников просвещения, которым устанавливается доплаты за совмещение профессий».
Как указано в п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» к работе по специальности, засчитываемой в стаж работы учителей и других работников просвещения в соответствии с п.2 названного выше Положения, относится работа во внешкольных детских учреждениях в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
Согласно п.п. «е» п.5 Приложения № 6 «О порядке зачета в педагогический стаж времени работы в партийных и комсомольских органах, службы в вооруженных силах СССР, а также времени работы в отдельных учреждениях и организациях и обучения в высших и средних специальных учебных заведениях» Приказа Минпросвещения СССР от 16.05.1985 года № 94 (с учетом дополнений и изменений, внесенных Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 08.06.1990 N 400), в стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников учреждений просвещения засчитывается: музыкальным руководителям - время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях и время службы в Вооруженных Силах СССР по специальности, соответствующей профилю преподаваемого предмета, дисциплины (профилю работы в учреждении народного образования).
Порядок подсчета стажа работы по специальности был также раскрыт в п.п. «б» п.4 Приложения № 2 к Постановлению Минтруда РФ № 33 от 11.1992 года «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений и организаций образования РФ», где определено, что стаж работы по специальности исчисляется с учетом стажа работы по занимаемой должности и времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях по профилю деятельности в образовательном учреждении.
В силу Закона РСФСР от 2.08.1974 года «О народном образовании» Дома пионеров и школьников относились к внешкольным учреждениям (ст.81), работа во внешкольных учреждениях являлась педагогической деятельностью (ст. 85), работникам народного образования гарантировалось льготы и преимущества, в том числе в пенсионном обеспечении (ст.91).
Согласно приложению Приказу № 10 от 12.01.1976 Министерства просвещения «Об утверждении номенклатуры внешкольных учреждений», городской, районный дом пионеров входил в номенклатуру внешкольных учреждений.
На основании Типового положения о Доме пионеров, утвержденного Министром просвещения СССР по согласованию с ЦК ВЛКСМ и Министерством финансов СССР от 21.10.1976 года, Дом пионеров являлся внешкольным учреждением, осуществляющим всестороннее развитие способностей и склонностей учащихся, воспитывает общественную активность, интерес к науке, технике, искусству, способствует укреплению здоровья школьников, организует культурный отдых.
Поскольку на момент обращения за назначения досрочной трудовой пенсией по старости в связи с педагогической деятельности, специальный стаж Лесниченко Н.А. составлял 22 года 4 месяца 18 дней, то условие для зачета работы по специальности во внешкольном учреждении – наличие не менее 2\3 стажа (16 лет и 8 месяцев), приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию, выполнено. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Лесниченко Н.А. имеет право на зачет названного периода в специальный стаж независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости, и то обстоятельство, что на момент решения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
На момент работы Лесниченко Н.А. с 01.11.1993 года по 20.10.1995 года преподавателем (преподавателем по дополнительному образованию, преподавателем вокальной группы) Щербиновского Дома пионеров и школьников (Дома творчества школьников); с 20.02.1996 года по 01.09.1996 года - преподавателем по дополнительному образованию Щербиновского Дома пионеров и школьников (Дома творчества школьников) в соответствии со ст.80 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1 лица, занимавшиеся педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, имели право на пенсию за выслугу лет при наличии суммарной продолжительное профессиональной деятельности.
Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, в разделе «Наименование должностей» была предусмотрена должность «Преподаватель», в разделе «Наименование учреждений» - внешкольные учреждения.
Согласно приложения № 1 Приказу Государственного комитета СССР по народному образованию № 280 от 23.04.1990 года «Об утверждении Примерного перечня внешкольных учреждений и Примерного положения о внешкольном учреждении», в числе внешкольных учреждений названы Центр (комплекс) детского творчества, Дом (Дворец) пионеров и учащихся. Согласно приложению № 2 Примерного положения о внешкольном учреждении определено, что внешкольные учреждения являются составной частью единой системы народного образования и предназначены для духовного и физического развития детей, подростков и юношества, удовлетворения их разнообразных творческих потребностей (п.1.1.); основная деятельность учащихся во внешкольных учреждениях осуществляется в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и т.п. (2.3); внешкольному учреждению предоставлено право утверждать структуру учреждения и штатное расписание (п.4.6). Аналогичные нормы содержались во Временном положении о внешкольном учреждении в РСФСР, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 23.02.1991 года № 119.
Тот факт, что названный выше Приказ не содержал исчерпывающего перечня внешкольных учреждения, усматривается как из наименования «Примерный перечень…», так и из содержания других нормативных актов, действовавших в указанный период времени.
Так, из п.1 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233, следует, что Типовое положение регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей (дворцов, домов и центров детского творчества и других); в последующем этот же пункт был изменен, в нем отражен перечень учреждений, в числе прочих названы дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников.
Анализ исследованных нормативных актов свидетельствует о том, что независимо от названия учреждения: Дом пионеров, Дом пионеров и школьников, Дом творчества школьников они относились к внешкольным детским учреждениям.
Отсутствие надлежаще оформленных решений, приказов, иных документов, свидетельствующих об основаниях переименования учреждения в 1993-1996 годах, как независящее от истца обстоятельство, не может являться основанием для лишения гражданина пенсионных прав.
Как следует из свидетельств о рождении, Лесниченко Л.В. родилась <---> года, Л. М.В. родился <---> года.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; при этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Принимая во внимание, что отпуск истца по уходу за ребенком начался с 16 июля 1992 года, то есть право на включение такого отпуска в специальный стаж у истца возникло в период действия названных нормативных актов, до внесения изменений в законодательство, с учетом принципа правовой определенности период с 6 октября 1992 года по 1 ноября 1999 года подлежит включению в специальный стаж работы Лесниченко Н.А.
Поскольку период отпуска Лесниченко Н.А. по уходу за ребенком (Лесниченко Л.В.) до полутора лет с 16.07.1992 года по 5.10.1992 года засчитан УПФ РФ в Щербиновском районе в специальный стаж Лесниченко Н.А., составляющий на момент обращения истца за назначением досрочной трудовой пенсии 22 года 4 месяца 18 дней, то есть спор в этой части отсутствует, что не отрицает и истец, а период отпуска по уходу за ребенком (Лесниченко М.В.) до полутора лет начался после внесения изменений в КЗоТ РФ, в указанной части исковые требования не подлежат удовлетворению.
Учитывая, что с учетом вышеназванных периодов, подлежащих включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, стаж Лесниченко Н.А. составляет более 25 лет, в соответствии с п.1 ст.19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена со дня обращения за указанной пенсией, а именно с 18.06.2009 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Исковые требования Лесниченко Н.А. к УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края на отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края включить Лесниченко Н.А. в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, период ее работы 10.09.1981 года по 24.08.1983 года музыкальным руководителем в Щербиновском Доме пионеров и школьников; с 02.11.1993 года по 20.10.1995 года - преподавателем по дополнительному образованию в Щербиновском ДПШ; с 20.02.1996 года по 01.09.1996 года - преподавателем по дополнительному образованию Щербиновского ДТШ; период с 06.10.1992 года по 01.11.1993 года – отпуск по уходу за ребенком до полутора лет, и назначить Лесниченко Н.А. досрочную трудовую пенсию по старости с 18.06.2009 года.
В удовлетворении иных исковых требований Лесниченко Н.А. отказать.
Срок обжалования решения 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 22.07.2011 года.
Судья: Н.В. Деревянченко
Решение вступило в законную силу с 30.07.2011 г.
«согласовано»
Судья Щербиновского районного суда
Н.В. Деревянченко