Решение по иску прокурора Щербиновского района в интересах Осиной Л.П. к администрации МО `Щербиновский район` о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.



    К делу № 2-552/2011 г.

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    «05»декабря 2011 г.              Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

    Председательствующего Бондаренко О.В.,

    при секретаре Горб Е.Н.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Щербиновского района в интересах Осиной Л.П. к администрации МО «Щербиновский район», Департаменту семейной политики Краснодарского края, третьи лица - Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, отдел по вопросам семьи и детства администрации МО «Щербиновский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

    установил:

    Прокурор Щербиновского района обратился в суд с заявлением в интересах Осиной Л.П. к администрации МО «Щербиновский район», департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на необходимость обеспечения Осиной Л.П., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением в Щербиновском районе в соответствии с требованиями ФЗ - 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Краснодарского края от 03.06.2009г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» и Закона Краснодарского края от 15.12.2004г. № 805-КЗ «О наделении органа местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы».

    Помощник прокурора Щербиновского района Разумова И.Л. в суде не возражала против заявленных ходатайств департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края и отдела по вопросам семьи и детства администрации МО «Щербиновский район» об исключении их из числа ответчиков, просила признать их третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования. Поддержала уточненные исковые требования и просит суд в целях реализации прав Осиной Л.П. на обеспечение жилым помещением обязать администрацию МО «Щербиновский район», департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в МО «Щербиновский район» за счет средств бюджета Краснодарского края в рамках целевой программы «Дети Кубани» и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имевших статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

    Осина Л.П. в судебное заседание не явился, в заявлении, адресованному суду, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

    Представитель ответчика МО «Щербиновский район» в своем ходатайстве просит исключить их из числа ответчиков, ссылаясь на то, что при поступлении денежных средств из бюджета Краснодарского края они готовы приобрести и предоставить Осиной Л.П. жилое помещение в порядке очередности, нарушений прав детей-сирот с их стороны не допускалось, просили рассмотреть дело без их представителя.

    Представитель Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в своем возражении, адресованном суду, также просит суд исключить их из числа ответчиков, ссылаясь на то, что надлежащим ответчиком по данному иску является департамент семейной политики Краснодарского края.

    Представитель Департамента семейной политики Краснодарского края не возражает против удовлетворения иска, просили дело рассмотреть в их отсутствие.

    Представитель третьего лица отдела по вопросам семьи и детства администрации МО «Щербиновский район» не возражал против удовлетворения иска.

    Исследовав материалы дела, выслушав помощника прокурора, представителя третьего лица, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению.

Из материалов дела видно, что 14.10.2011 в прокуратуру Щербиновского района поступило заявление от Осиной Л.П. о защите в судебном порядке ее жилищных прав. Осина Н.Н., мать Осиной Л.П., умерла <---> года, что подтверждается свидетельством о смерти <---><--->, выданным администрацией села Ейское Укрепление Щербиновского района Краснодарского края «26» января 1998 годаРешением Щербиновского районного суда Краснодарского края от «25» декабря 2000 г. удочерение ФИО2 П.В. Осиной Л.П. отменено.

Таким образом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Осина Л.П. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Главы администрации Ейско-Укрепленского сельского округа Щербиновского района Краснодарского края № 5 от «14» февраля 2000 года «Об учреждении опеки над несовершеннолетними детьми опекуном Осиной Л.П. назначена бабушка Ш.В.П..

Согласно свидетельства о праве на наследство по закону, удостоверенного А. В.М., нотариусом ст. Старощербиновской Краснодарского края РФ «24» мая 2001 года в реестре за № <--->, зарегистрированного филиалом Краснодарского краевого учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним «30» августа 2001 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <---><---> от «30» августа 2001 года, Осиной Л.П. принадлежит <---> (одна третья) доля в праве собственности жилого дома, расположенного по адресу: <--->, с. <--->, ул. <--->.

На основании заключения отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Щербиновский район № <---> от «20» июля 2010 года «О возможности возвращения в жилое помещение», возвращение в имеющееся жилое помещение Осиной Л.П. невозможно, так как данное жилое помещение признано негодным для постоянного проживания в соответствии с распоряжением главы Ейскоукрепленского сельского поселения Щербиновского района от «14» октября 2008 года № 113-р «Об утверждении акта межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда Ейскоукрепленского сельского поселения Щербиновского района от 01 сентября 2008 года № 1».

Согласно Постановления главы муниципального образования Щербиновский район № <---> от «29» июля 2010 года «О постановке Л.П. Осиной на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», Осина Л.П. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения обоих или единственного родителя», присвоен номер учетного дела 395, с датой и временем постановки на учет «02» июня 2010 года 10 часов 10 минут.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что до настоящего времени жилое помещение Осиной Л.П. не предоставлено.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства).

На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

Согласно п. 1.3 указанного порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее органы местного самоуправления) в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

Закон Краснодарского края от 03.07.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае также определяет порядок предоставления жилого помещения гражданам указанной категории.

Законом Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (в том числе муниципального образования Щербиновский район) наделяются отдельными государственными полномочиями, согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению ряда вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно ч. 6 ст. 5 указанного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе при прекращении опеки (попечительства), предоставляются по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления.

Кроме того, на основании п. 5 ст. 5 указанного Закона приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

Субвенции перечисляются бюджетам муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью из краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных в законе Краснодарского края о краевом бюджете на очередной финансовый год из расчета количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании Краснодарского края в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с наиболее ранней датой постановки на учет; норматива средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Краснодарскому краю, установленного на начала финансового года федеральным органом исполнительной власти уполномоченным Правительством Российской Федерации; нормы общей площади жилого помещения (ст. 6 Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлен размер социальной нормы общей площади жилья - 33 кв.м. - на одного гражданина).

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 8 Закона Краснодарского края от 28.07.2006 г. № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий», ч. 6 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г, № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» уполномоченным органом в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является орган исполнительной власти в области семейной политики.

В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1265 «О департаменте семейной политики Краснодарского края» департамент семейной политики осуществляет мониторинг состояния защиты прав вышеуказанной категории лиц; осуществляет контроль за проведением мероприятий, связанных с предоставлением им мер социальной поддержки, в том числе и по обеспечению жильем, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета в рамках утвержденных ему бюджетных ассигнований.

Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края осуществляет финансирование департамента семейной политики Краснодарского края в пределах сводной росписи краевого бюджета и утвержденных лимитов бюджетных обязательств согласно сводной заявки, предоставленной департаментом семейной политики. Исполнение краевого бюджета возложено на Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, который обязан осуществить финансирование МО «Щербиновский район» для обеспечения государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, с целью приобретения, строительства соответствующего жилого помещения, которое подлежит предоставлению Осиной Л.П. в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-1013годы с учетом прав и других граждан данной категории, в соответствии со списком очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Департамент семейной политики Краснодарского края является уполномоченным органом государственной власти Краснодарского края, осуществляющим перечисление субвенций бюджетам муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ при выявлении нарушения обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах гражданина прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту его интересов.

Право Осиной Л.П. на предоставление жилого помещения предусмотрено нормами федерального законодательства (Федеральный закон РФ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

    Иск прокурора Щербиновского района в интересах Осиной Л.П. к администрации МО «Щербиновский район», Департаменту семейной политики Краснодарского края, третьи лица - Департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, отдел по вопросам семьи и детства администрации МО «Щербиновский район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Щербиновский район, Департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Осиной Л.П. жилое помещение по договору социального найма, в рамках реализации краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013годы по норме предоставления площади жилого помещения, предусмотренной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в муниципальном образовании «Щербиновский район», за счет средств бюджета Краснодарского края в порядке очередности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей при наличии соответствующего финансирования из бюджета Краснодарского края.

         Срок обжалования решения 10 дней в Краснодарский краевой суд.

         Председательствующий:

    Решение вступило в законную силу с 16.12.2011 г.

    «согласовано»

    Судья Щербиновского районного суда

    О.В. Бондаренко