Решение по иску Рысник М.Ю. к Управлению пенсионного фонда РФ в Щербиновском районе Краснодарского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.



                                                                                                        К делу № 2 -133/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«26» марта 2012 г.                                                                        ст. Старощербиновская

Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующей     Деревянченко Н.В.,

при секретаре                      Черновой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Рысник М.Ю. к Управлению пенсионного фонда РФ в Щербиновском районе Краснодарского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Рысник М.Ю. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, указывая, что ей, как педагогическому работнику, ответчиком было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием на 01.01.2001 года – 16 л. 8 м. специального стажа. С данным отказом она не согласна, так как ответчик незаконно исключил из ее педагогического стажа период учебы в Магнитогорском музыкальном училище им. М.И.Глинки с 1.09.1978 года по 2.06.1982 года – 3 года 9 месяцев 2 дня. То, что Магнитогорское музыкальное училище относится к педагогическому учебному заведению, подтверждается квалификацией, присваиваемой выпускникам. В ее дипломе указано, что ей - Булатовой (после регистрации брака Рысник) М.Ю. присвоена квалификация «преподаватель музыкальной школы по классу фортепиано, концертмейстер».

В специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с педагогической деятельностью, ответчиком зачтены следующие периоды работы:

с 01.08.1982 по 31.10.1983 – 1 г. 03 м. 01 д.

с 01.12.1983 по 28.08.1984 – 08 м. 28 д.

с 29.08.1984 по 30.08.1993 – 09 л. 0 м. 02 д.

с 01.09.1995 по 21.08.1996 – 11 м. 20 д.

с 27.08.1996 по 31.10.1999 - 03 г. 02 м. 05 д.

с 01.11.1999 по 30.12.2000 – 01 г. 02 м. 20 д.

Всего 16 лет 03 месяца 26 дней.

С учетом ее учебы по очной форме в музыкальном училище в период с 1.09.1978 года по 2.06.1982 года у нее на 01.01.2001 года имеется необходимый специальный стаж. Поэтому весь последующий стаж работы по специальности должен быть включен в специальный стаж для начисления ей досрочной пенсии: с 01.01.2001 года по 31.08.2005 года - преподаватель по классу фортепиано в Шабельской школе искусств; с 01.09.2005 года по 01.06.2009 года - учитель музыки Шабельской школы-интерната; с 01.09.2009 года по 28.01.2010 года - учитель музыки МСКУ Шабельской школы-интерната.

Истец указывает, что Федеральный закон РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не содержит оговорок относительно размера специального стажа по состоянию на 1.01.2001 года в размере 16 лет 8 месяцев, а содержит лишь одно условие – наличие специального стажа 25 лет независимо от возраста, считает, что должно применяться положение Закона, а не подзаконных актов.

Поскольку в настоящее время даже без периода учебы она имеет специальный педагогический стаж работы 25 лет 3 месяца 24 дня, истец просила суд обязать УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края включить в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей ей, Рысник М.Ю., период учебы с 01.09.1978 года по 02.06.1982 года в Магнитогорском музыкальном училище, и назначить ей досрочную пенсию.

Истец Рысник М.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования, уточнив дату назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости – с 30.11.2011 года, просила иск удовлетворить по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что до учебы в музыкальном училище она работала в пионерском лагере пионервожатой, но данное обстоятельство не может подтвердить документально. Полагает, что с учетом ее жизненных обстоятельств, наличия троих детей, материального положения, размера специального стажа, засчитанного ответчиком, в порядке исключения могут не применяться требования п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года.

Представитель ответчика Швед Н.В. исковые требования не признала, пояснив, что период обучения согласно действующему законодательству не включается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения от 17.12.1959 № 1397 в специальный стаж засчитывались периоды обучения в высших учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая деятельность, кроме прочего, истцом не доказан факт педагогической деятельности, предшествующей обучению. Периоды работы Рысник М.Ю. в учреждениях дополнительного образования детей, начиная с 1.01.2001 года, не может быть засчитан, так как не соблюдается одно из условий, предусмотренных п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, а именно то, что на 1.01.2001 года у лица должен быть выработан стаж работы в должностях, учреждениях, указанных в Списке № 781 от 29.10.2002 года, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Поскольку на момент подачи заявления о назначении досрочной трудовой пенсии у Рысник М.Ю. не было 25 лет специального стажа, просит в иске отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности).

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005 года N 392-О).

В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из п.2 ст. 27 приведенного Закона следует, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Согласно п.12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей…, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.

Само по себе изменение оценки профессиональной деятельности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право граждан на социальное обеспечение, если оно сопровождается соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 года N 8-П).

Для граждан, которые в период до 31 декабря 2000 года занимали должность преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей, Правительство Российской Федерации в названном Постановлении предусмотрело возможность зачета в выслугу лет периодов работы после 1 января 2001 года в этой должности.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Следовательно, норма, закрепившая данное правило, не может рассматриваться как нарушающая право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, к числу которых относится Рысник М.Ю.

Ответчиком обоснованно определен специальный стаж Рысник М.Ю., который на 1.01.2001 года составил 16 лет 3 месяца 26 дней.

Доводы Рысник М.Ю., что с учетом времени обучения по очной форме в музыкальном училище в период с 1978 года по 2.06.1982 года, на 1.01.2001 года у нее имеется необходимый специальный стаж, что позволяет ей включить в специальный стаж периоды работы в учреждениях дополнительного образования детей, не состоятелен.

Как следует из копии диплома ЕТ № <--->, выданного 2.06.1982 года, Булатова (в настоящее время фамилия истца изменена на «Рысник» в связи со вступлением в брак) в 1978 году поступила в Магнитогорское музыкальное училище им. М.И.Глинки Министерства культуры РСФСР, в 1982 года окончила училище, присвоена квалификация «преподаватель музыкальной школы по классу фортепиано, концертмейстер.

Согласно трудовой книжки Рысник (Булатовой, Харлап) М.Ю. <---><---> от 01.08.1982 года, после окончания Магнитогорского музыкального училища она была принята 01.08.1982 года на должность преподавателя по классу фортепиано в ДМШ Карталинского района.

В спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», принятое на основании ст. 58 Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956 года, согласно п.1 п.п. «а» которого пенсии за выслугу лет учителям и другим работникам просвещения назначались при стаже работы по специальности не менее 25 лет.

В соответствии с п. 2 названного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывались работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, а также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. С учетом п.4 Положения, данные периоды засчитывались в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа (то есть 16 лет и 8 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением от 17.12.1959 г. № 1397, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию.

Указанное постановление не применяется на территории Российской Федерации с момента вступления в силу Постановления Совета Министров РФ от 22.09.1993 года № 953.

Доказательств осуществления истцом педагогической деятельности до поступления в музыкальное училище им. М.И.Глинки истцом не представлено. Следовательно, отсутствуют основания для включения в специальный стаж спорного периода обучения по нормам ранее действовавшего законодательства.

Обоснованность отказа включения истцу Рысник М.Ю. в специальный стаж иных периодов работы в силу ч.1 ст.3, ст.39, ч.3 ст.196 ГПК РФ судом не проверяется, так как истцом такие требования не заявлены.

Поскольку на момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 30.11.2011 года Рысник М.Ю. не имела 25 лет педагогического стажа, в удовлетворении исковых требований Рысник М.Ю. необходимо отказать.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Рысник М.Ю. к Управлению пенсионного фонда РФ в Щербиновском районе Краснодарского края о назначении досрочной трудовой пенсии по старости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд.

Решение принято в окончательной форме 30.03.2012 года.

Судья:                                                                                            Н.В. Деревянченко

Решение вступило в законную силу с 03.05.2012 г.

«согласовано»

Судья Щербиновского районного суда

Н.В. Деревянченко