К делу № 2-313/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
8 июня 2012 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Деревянченко Н.В.
при секретаре Черновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Щербиновского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Старощербиновское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района и обязании администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района провести открытый конкурс по отбору управляющей организации,
установил:
Прокурор Щербиновского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Старощербиновское сельское поселение, неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района и обязании администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, указывая, что прокуратурой района по обращению Государственной жилищной инспекции Краснодарского края проведена проверка соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере на территории Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, по результатам которой было выявлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по пер. <--->, ст. <--->, не выбран ни один из способов управления. При этом администрацией Старощербиновского сельского поселения не приняты исчерпывающие меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом № <---> по пер. <---> в ст. <--->. В результате невыполнения требований жилищного законодательства Российской Федерации не осуществляется надлежащее содержание жилищного фонда, техническое обслуживание внутридомовых систем и коммуникаций не проводится, надлежащее содержание общего имущества не осуществляется. Не выполнение данных работ может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера, чем могут быть нарушены права и законные интересы как жильцов многоквартирного дома, так и иных лиц, то есть может быть причинен вред неопределенному кругу лиц, а также нарушены интересы Российской Федерации, и муниципального образования Старощербиновское сельское поселение Щербиновского района в связи с возможными бюджетными расходами на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании помощник прокурора Щербиновского района Мирошниченко А.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель администрации Старощербиновского сельского поселения Голиченко А.Г. пояснил, что физическими лицами - собственниками названного четырехквартирного жилого дома не выбран ни один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренный ст.161 ЖК РФ; ранее возникших обязательств по оказанию услуг по содержанию, управлению и ремонту многоквартирного дома у каких-либо организаций не имеется. Однако, ни до 1.05.2008 года, ни до настоящего времени администрацией Старощербиновского сельского поселения обязанность провести открытый конкурс по выбору управляющей организации не исполнена. С учетом времени, необходимого для утверждения решения о создании конкурсной комиссии, утверждения конкурсной документации, подготовки акта о состоянии общего имущества в многоквартирном доме, калькуляции работ, необходимых для ремонта и обслуживания жилого дома, и иных процедур, предшествующих заключению договора с управляющей организацией, просил установить срок для добровольного исполнения решения суда – 4 месяца.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля Щербина В.И., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Согласно ч.5 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 ГК РФ.
Статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Таким образом, в случае, если собственниками многоквартирного дома не было реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом, организация управления многоквартирным домом относится к компетенции органов местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Щербиновского района проведена проверка соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, которой установлено, что на территории Старощербиновского сельского поселения имеется многоквартирный дом, расположенный по адресу: <--->, ст. <--->, пер. <--->, где до настоящего времени способ управления данным многоквартирным домом не избран. Администрацией Старощербиновского сельского поселения меры по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом не приняты. Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе объяснений заявителя и представителя органа местного самоуправления, информацией администрации Старощербиновского сельского поселения № <---> от 24.05.2012 года и № <---> от 7.06.2012 года; обращениями государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 21.12.2011 года к главе МО Щербиновский район и главе администрации Старощербиновского сельского поселения и от 26.04.2012 года в прокуратуру района о бездействии администрации Старощербиновского сельского поселения по проведению открытого конкурса; показаниями свидетеля Щербина В.И., пояснившего, что в 2011 году в администрацию Старощербиновского сельского поселения неоднократно поступали жалобы жильцов дома № <---> по пер. <---> об ухудшении состояния помещений в жилом доме, проблемы с септиком и другие, в январе 2012 года собственники жилых помещений были приглашены для проведения общего собрания с целью выбора способа управления жилым домом, однако такое решение принято не было, протокол общего собрания не велся, и другими исследованными судом доказательствами.
В результате бездействия администрации меры по содержанию указанного многоквартирного дома никем не принимаются, общее имущество собственников находится в неудовлетворительном состоянии. Такое положение дел влечет за собой не только нарушение норм действующего федерального законодательства, но и невозможность проведения необходимого технического обслуживания инфраструктуры домов, что создает реальную угрозу возникновения техногенной катастрофы (аварии), разрушению конструкции домов и, как следствие, угрозу жизни и здоровью, как самих собственников жилья, так и других граждан; нарушает интересы Российской Федерации и МО Старощербиновское сельское поселение в связи с возможными бюджетными расходами на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, ущемляет права граждан многоквартирного дома на благоприятные и безопасные условия проживания, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирного дома, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.
В связи с изложенным, требования прокурора Щербиновского района являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя администрации Старощербиновского сельского поселения срок для проведения конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом до 10.09.2012 года суд учитывает характер и объем действий, которые следует совершить органу местного самоуправления для исполнения возложенной обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление прокурора Щербиновского района в интересах Российской Федерации, муниципального образования Старощербиновское сельское поселение, неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района и обязании администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района провести открытый конкурс по отбору управляющей организации – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района, выразившееся в уклонении от проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <--->, ст. <--->, пер. <--->.
Обязать администрацию Старощербиновского сельского поселения Щербиновского района в срок до 10.09.2012 года провести конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <--->, ст. <--->, пер. <--->.
Определить способ размещения информации о принятом решении путем публикации решения на официальном сайте Щербиновского районного суда в сети интернет.
Срок обжалования решения 1 месяц со дня принятия решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 9.06.2012 года.
Судья: Н.В. Деревянченко
Решение вступило в законную силу с 10.07.2012 г.
«согласовано»
Судья Щербиновского районного суда
Н.В. Деревянченко