К делу № 2-322/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 июня 2012 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Деревянченко Н.В.
при секретаре Черновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района по непринятию мер по разработке программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности и обязании администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района устранить нарушения законодательства,
установил:
Прокурор Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Щербиновский районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района по непринятию мер по разработке программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности и обязании администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района устранить нарушения законодательства, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности администрацией Николаевского сельского поселения Щербиновского района. В ходе проверки было установлено, что в нарушение норм законодательства, администрацией Николаевского сельского поселения не утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности по энергосбережению. Отсутствие указанной программы влечет за собой снижение энергетической эффективности при передаче и потреблении энергетических ресурсов организациями, подведомственными муниципальному образованию, финансируемых за счет средств бюджета поселения и, как следствие, неэффективное расходование бюджетных средств, что не отвечает требованиям Бюджетного кодекса РФ, закрепляющего принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Бюджетные средства, сэкономленные в результате повышения энергетической эффективности на территории сельского поселения, могли быть расходованы на финансирование социально-экономических программ (образование, здравоохранение, культура и др.), направленных на улучшение уровня жизни населения. Определить количество граждан, которые в результате недофинансирования социально-экономических программ могут получить меньший объем социальных благ, невозможно, следовательно, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Мирошниченко А.В. поддержала доводы, изложенные в заявлении, и просила суд признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района, выразившееся в непринятии программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности, и обязать администрацию Николаевского сельского поселения Щербиновского района утвердить указанную программу.
Представитель администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района Шевченко Н.Н. не возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, пояснив, что в настоящее время проект указанной программы разработан, просила предоставить срок для добровольного исполнения суда.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Подпунктом 8.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями.
Частью 2 ст. ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ предусмотрено, что региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ установлены элементы, которые в обязательном порядке должна содержать в себе муниципальная программа в сфере энергосбережения.
Требования к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения повышения энергетической эффективности».
Согласно п.п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности должно осуществляться регулярно, в том числе посредством опубликования органами государственной власти, органами местного самоуправления в средствах массовой информации региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 3 ст. 48 указанного Федерального закона региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны быть утверждены до 01.08.2010 года.
Наличие программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности является в ряде случаев обязательным условием для реализации органами местного самоуправления отдельных полномочий. Так, в соответствии с Федеральным Законом РФ от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» органы местного самоуправления в целях обеспечения надежности теплоснабжения наделены полномочиями по принятию решений о развитии систем теплоснабжения, при этом в соответствии с ч.8 ст. 23 указанного Федерального Закона обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения является учет муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании ст.179 Бюджетного Кодекса РФ указанные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.
Выше приведенные требования законодательства направлены на защиту интересов государства и неопределенного круга лиц, так как ориентированы на существенное снижении доли энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему, эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов Российской Федерации, использование энергетических ресурсов с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических и социальных условий, снижение размера оплаты за потребленную энергию, обеспечение населения качественными энергетическими услугами по доступным ценам, на снижение выбросов парниковых газов, снижение выбросов, что благоприятно отразится на здоровье населения и реализации прав граждан на безопасную окружающую среду, при этом бюджетные средства, сэкономленные в результате повышения энергетической эффективности на территории сельского поселения, могут быть расходованы на финансирование социально-экономических программ (образование, здравоохранение, культура и др.), направленных на улучшение уровня жизни населения.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Щербиновского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности администрацией Николаевского сельского поселения, было установлено, что муниципальная программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на момент проверки не была разработана и до настоящего времени не утверждена. Данное обстоятельство подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе объяснениями заявителя и представителей органа местного самоуправления, информацией администрации Николаевского сельского поселения № <---> от 26.04.2012 года.
В связи с изложенным, требования прокурора Щербиновского района являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя администрации Николаевского сельского поселения срок для принятия программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности до 21.07.2012 года суд учитывает характер и объем действий, которые следует совершить органу местного самоуправления для исполнения возложенной обязанности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ,
Решил:
Заявление прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района по непринятию программы в области энергоснабжения и повышения энергетической эффективности и обязании администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района устранить нарушения законодательства – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения Щербиновского района по непринятию программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Николаевском сельском поселении Щербиновского района Краснодарского края.
Обязать администрацию Николаевского сельского поселения Щербиновского района в срок до 21.07.2012 года утвердить программу в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Николаевском сельском поселении Щербиновского района Краснодарского края.
Определить способ размещения информации о принятом решении путем публикации решения на официальном сайте Щербиновского районного суда в сети интернет.
Срок обжалования решения 1 месяц со дня принятия решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 15.06.2012 года.
Судья: Н.В. Деревянченко
Решение вступило в законную силу с 17.07.2012 г.
«согласовано»
Судья Щербиновского районного суда
Н.В. Деревянченко