К делу № 2-440/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 августа 2012 г. ст. Старощербиновская
Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего - судьи Деревянченко Н.В.,
при секретаре: Черновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колтеевой Н.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Щербиновском районе Краснодарского края о перерасчете трудовой пенсии по старости,
установил:
Колтеева Н.В. обратилась в суд иском к УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края о перерасчете трудовой пенсии по старости, указывая, что 14.06.2012 года комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Щербиновском районе ей было отказано в конвертации пенсионных прав по применению варианта заработка по справке Росстата № <---> о среднемесячной начисленной заработной плате работников Краснодарского края по сведению по промышленности за период с 01.01.1976 года по 31.12.1980 года, так как она не подтверждает индивидуальный характер заработка. Иных документов, подтверждающих ее заработок за вышеуказанный период, она представить не может, так как она работала с 15 июля 1971 года по 2002 год на Новопокровском МСЗ, где в результате пожара 23.12.1997 года все архивы по данному предприятию сгорели, в том числе и профсоюзный билет, она была беспартийная; получает пенсию в минимальном размере. Истец просила суд установить применительно к ней размер среднемесячной зарплаты по промышленности по Краснодарскому краю с 1.01.1976 года по 31.12.1980 года для перерасчета ее пенсии.
В предварительном судебном заседании истец уточнила исковые требования и просила суд обязать ответчика произвести ей перерасчет трудовой пенсии по старости по ее заявлению от 14.06.2012 года, исходя из факта получения ею заработной платы в соответствии со справкой Росстата № <---> от 2.04.2012 года по среднемесячной начисленной заработной плате работников Краснодарского края в промышленности в масштабе цен соответствующих лет: в 1976 году -146,6 руб., в 1977 году – 149,5 руб., в 1978 году – 152, 6 руб., в 1979 году – 156,2 руб., в 1980 году – 159,7 руб.
В судебном заседании истец Колтеева Н.В. поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что имеет трудовой стаж более 35 лет, из них 30 лет проработала в Новопокровском маслосырзаводе, впоследствии реорганизованном в АООТ «Молоко», ОАО «Молоко». Причинитель пожара в Новопокровском маслосырзаводе, в результате которого утрачены первичные документы, подтверждающие заработную плату, не установлен. Она была беспартийной, ее профсоюзный билет сгорел во время пожара, в краевой профсоюзной организации ей ответили, что ничем помочь не могут. На протяжении нескольких лет УПФ РФ в Щербиновском районе помогали в поисках документов, но запросы в различные организации не помогли. Заработок в Новопокровском маслосырзаводе во время ее работы был выше среднекраевого, но единственным доказательством, косвенно подтверждающем размер ее заработной платы, является полученная по запросу ответчика справка Росстата о среднемесячной начисленной заработной плате работников Краснодарского края по промышленности за 1972-1997 годы в масштабе цен соответствующих лет. Применение в целях перерасчета размера пенсии размера зарплаты по указанной справке за 1976 – 1980 годы, наиболее отвечающего размеру ее фактической зарплаты, позволит ей получать пенсию на 1000 рублей больше, что для нее является существенным, так как она вдова, проживает одна, страдает рядом заболеваний; просила суд удовлетворить иск.
Представитель ответчика УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края Букреева Т.В. исковые требования не признала, пояснив, что в течение нескольких лет УПФ РФ в Щербиновском районе принимало меры к установлению каких-либо документов, свидетельствующих о зарплате Колтеевой Н.В. в Новопокровской маслосырзаводе. Направлялись запросы в Краснодарский краевой архив, краевой финансовый отдел, запрашивались отчеты предприятия, но положительного ответа получено не было; полученные ответы на запросы уничтожены в связи с истечением срока хранения. При определении расчетного размера пенсии Колтеевой Н.В. был учтен ее заработок за 2000-2001 годы. Размер пенсии Колтеевой Н.В. не достигал прожиточного минимума пенсионера в Краснодарском крае, поэтому к ее пенсии с 01.01.2010 года была установлена федеральная социальная доплата до величины прожиточного минимума, и общая сумма выплат с 1.01.2012 года составила 5272 рубля. Определение расчетного размера пенсии в соответствии со ст.30 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» за 60 месяцев подряд невозможно, так как Колтеевой Н.В. не представлены документы, подтверждающие индивидуальный характер ее заработка на предприятии.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, Колтеева Н.В. со 2.04.1973 года по 8.04.2002 года работала на различных должностях в Новопокровском маслосырзаводе, реорганизованном в АООТ «Молоко», ОАО «Молоко, что подтверждено дубликатом трудовой книжки с датой заполнения 16.02.1998 года.
В соответствии с абзацем 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичное положение закреплено в пункте 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий».
Таким образом, учитывая бесспорность факта работы Колтеевой Н.В. в вышеназванные периоды в указанных выше должностях, очевиден и факт получения ею в указанные периоды заработной платы.
Согласно п.2 ст.18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 2 ст.24 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Министерству труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионному фонду Российской Федерации поручено совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и принять нормативные правовые акты, определяющие порядок установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России Постановлением от 27 февраля 2002 г. N 16/19па утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в п.26 которого приводится перечень документов, подтверждающих среднемесячный заработок работника.
Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В соответствии со ст. 30 Закона РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц определяется путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1.01.2002 года на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Трудовым EF01326K3e3I" кодексом Российской Федерации установлено, что по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой, в частности справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование (статья 62).
Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле" предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 данного Федерального закона (часть 1 статьи 17).
Из акта архивного отдела администрации Новопокровского района Краснодарского края от 26.12.1997 года и акта встречной проверки факта льготной работы Колтеевой Н.В. в Новопокровском маслосырзаводе Новопокровского района Краснодарского края, составленного ГУ УПФПФ в Новопокровском районе, от 23.07.2004 года следует, что в результате пожара, возникшего 23.12.1997 года в административном здании ОАО «Молоко» сгорела документация, в том числе и бухгалтерская. При проверке акта об утрате документов ОАО «Молоко», постановлении о переименовании предприятия, книг приказов с 1998 года по 2002 год, карточки формы Т-2, лицевые счета с 1998 года по 2002 год было установлено, что Колтеева Н.В. находилась в трудовых отпусках в 1998-2001 г.г.; имеется приказ № 47 от 08.04.2002 года об увольнении с 08.04.2002 года. Согласно лицевых счетов и личной карточки формы Т-2 за период с 1998 года по 2002 год, Колтеева Н.В. значится работающей аппаратчиком IV разряда в ОАО «Молоко». Других документов относительно работы Колтеевой Н.В. в Новопокровском маслосырзаводе в районном архиве не имеется.
Согласно справке Федеральной службы государственной статистики (Росстата) № <---> от 2.04.2012 года, указанная служба не располагает данными о средней заработной плате работников по профессиям и должностям за 1972 – 1997 годы и данными о средней заработной плате работников мясной и молочной промышленности Краснодарского края за эти годы.
Решением Новопокровского районного суда Краснодарского края от 17.04.2006 года по заявлению ГУ УПФ РФ в Новопокровском районе об установлении факта, имеющего юридическое значение, было установлено, что причинитель пожара на предприятии «Новопокровский маслосырзавод», реорганизованного в ОАО «Молоко», в результате которого утрачены первичные бухгалтерские документы, подтверждающие заработную плату, не установлен.
Объяснения сторон о том, что по запросам в краевые архивные учреждения, краевой финансовый отдел, краевой профсоюз работников мясо-молочной продукции и иными не удалось получить сведения о среднемесячной заработной плате Колтеевой в Новопокровском маслосырзаводе в виду отсутствия таковых в указанных организациях согласуются друг с другом и принимаются судом как достоверные.
Таким образом, имеет место фактическая утрата первичных документов о заработке истца, при этом виновник пожара, то есть причинитель вреда, не установлен. Действующим законодательством не предусмотрен какой-либо особый порядок подтверждения среднемесячного заработка в этих случаях.
Колтеева Н.В. не может и не должна нести ответственность за несохранность ее данных о заработке и невозможность уполномоченных лиц установить причинителя вреда, повлекшего уничтожение в результате пожара первичных бухгалтерских документов, что лишает ее права по независящим от нее причинам представить справки работодателя или архивных учреждений о размере получаемой ею заработной платы и нарушает ее право на исчисление пенсии в наиболее выгодном для нее варианте.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ (ч.1 ст.39).
Согласно правовых позиций Конституционного Суда РФ, положения статей 1, 2, 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и реализовано; различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Действующее законодательство не содержит ограничений, препятствующих органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае невозможности документального подтверждения среднемесячного заработка в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке и невозможности определить причинителя вреда принять к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника. При этом перечень указанных документов не носит ограниченный и исчерпывающий характер. Соответствующие разъяснения территориальным органам Пенсионного фонда РФ были даны Министерством труда и социального развития РФ и Пенсионным фондом РФ в письме от 27.11.2001 г. N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/0704, имеющим организационно-технический характер и устанавливающим последовательность действий территориальных органов ПФР, осуществляющих пенсионное обеспечение. Перечень случаев, когда невозможно определить причинителя вреда, не является исчерпывающим. Нет и оснований считать, что в названном письме идет речь о случаях использования косвенных документов только при отсутствии сведений о заработке работников, в том числе в данных индивидуального (персонифицированного) учета, за все другие периоды трудовой деятельности.
Согласно справке Федеральной службы государственной статистики (Росстата) № <---> от 2.04.2012 года, среднемесячная начисленная заработная плата работников Краснодарского края за 1972-1997 годы в промышленности в масштабе цен соответствующих лет составила: 1976 г. -146,6 руб., 1977 г. – 149,5 руб., 1978 г. – 152,6 руб., 1979 – 156,2 руб., 1980 г. – 159,7 руб.
Согласно Положению о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 года № 420, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.
В соответствии с п.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доказательств, опровергающих представленные истцом доказательства в подтверждение факта работы, получения заработной платы и ее размера в спорный период времени, представителем ответчика не представлено.
С учетом изложенного, суд считает возможным принять в качестве косвенного доказательства, подтверждающего размер заработка Колтеевой Н.В. в Новопокровском маслосырзаводе в период с 1976 года по 1980 годы включительно, справку Федеральной службы государственной статистики (Росстата) № <---> от 2.04.2012 года о среднемесячной начисленной заработной плате работников Краснодарского края в промышленности, обязав ответчика произвести перерасчет назначенной истице пенсии по ее заявлению о перерасчете от 14.06.2012 года.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Колтеевой Н.В. к Управлению пенсионного фонда РФ в Щербиновском районе Краснодарского края о перерасчете трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать УПФ РФ в Щербиновском районе Краснодарского края произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Колтеевой Н.В. по ее заявлению от 14.06.2012 года исходя из факта получения ею заработной платы в соответствии со справкой Росстата № <---> от 2.04.2012 года по среднемесячной начисленной заработной плате работников Краснодарского края в промышленности в размере в масштабе цен соответствующих лет: в 1976 году -146,6 руб., в 1977 году – 149,5 руб., в 1978 году-152,6 руб., в 1979 году -156,2 руб., в 1980 году-159,7 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Щербиновский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 31.08.2012 года.
Судья: Н.В. Деревянченко
Решение вступило в законную силу с 02.10.2012 г.
«согласовано»
Судья Щербиновского районного суда
Н.В. Деревянченко