Решение по делу №2-282/2010 по иску УФС по ветеринарному и фитосанитарному контролю к Кравченко В.А. о понуждении совершения действий



Дело № 2-282/2010РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 сентября 2010 г. р.п. Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Дробота М.С., при секретаре Моляровской О.Ю., с участием представителей истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области заместителя начальника правового отдела Лисиной Н.А., старшего государственного инспектора Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте Управления Гардера Г.Г. и старшего государственного инспектора отдела Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте Свиты Н.Б., ответчика Кравченко В.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области к Кравченко В.А. о признании незаконными бездействий по исполнению обязанности утилизации продукции животноводства и возложении обязанности по её утилизации,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в № час. № мин. на автомобиле ВАЗ № государственный номер № перевозился груз: мясо свинины № мест № кг, головы свиные № места № кг, ливер (внутренние органы) № места № кг, на которые отсутствовали сопроводительные ветеринарные документы. Груз находился в багажнике автомобиля навалом. Признаки ветеринарно-санитарной экспертизы отсутствовали, груз обезличен, санитарное состояние транспортного средства неудовлетворительное. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ №, Кравченко В.А. был признан виновным по ст. 10.8 КОАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области в порядке ст. 46 ГПК РФ обратилось в суд с иском, ссылаясь на неисполнение ответчиком обязанности по утилизации продукции животноводства по следующим основаниям.

Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза РФ от 16 ноября 2006 г. N 422, установлено, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукцию животного происхождения (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации (1.2). Груз без ветеринарных сопроводительных документов или сопровождаемый ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным в соответствии с требованием пункта 3.4, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии (п. 3.5).

Кравченко В.А. не соблюдены требования ст. 3 и ст. 19 федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Перевозимое мясосырье - согласно п.п. 2,3,4 Положению о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263, - являлось некачественным и опасным, что предполагает в силу предписаний ст. 24 и ст. 25 названного закона осуществление утилизации мясосырья.

У Кравченко В.А. отсутствовали условия для законного хранения задержанного мясосырья, и специалистами госветслужбы г. Омска безвозмездно был предоставлен холодильник - изолятор, расположенный по адресу: г. Омск <адрес>, куда Кравченко В.А. разместил мясосырье для изолированного хранения до принятия решения руководством Управления Россельхознадзора по Омской области.

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, принятым заместителем руководителя Управления Россельхознадзора, предписано Кравченко В.А. хранящуюся продукцию направить на утилизацию, поскольку не представлены ветеринарные сопроводительные документы. До настоящего времени Кравченко В.А. не провел утилизацию некачественного и опасного в ветеринарно-санитарном отношении мясосырья, несмотря на разъяснения в письме от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе судебного заседания представитель истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области заместитель начальника правового отдела Лисина Н.А. исковые требования поддержала и уточнила, просила обязать Кравченко В.А. провести уничтожение термическим методом путем сжигания в ООО «Альтернатива» по адресу: г. Омск, <адрес>, в течение 7 дней в присутствии специалистов Управления Россельхознадзора по Омской области.

Представители истца Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области старший государственный инспектор Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте Управления Гардер Г.Г. и старший государственный инспектор отдела Государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте Свита Н.Б. исковые требования поддержали.

Ответчик Кравченко В.А. иск не признал и объяснил, что нет доказательств, подтверждающих некачественность перевозимого им мясосырья. Иск считает не обоснованным и по тем основаниям, что не проведена экспертиза, поскольку у него не имеется первоначальных документов; продукция только формально является недоброкачественной.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, принятым истцом, установлены обстоятельства несоблюдения правил перевозки мясосырья ответчиком, что является нарушением положения п. 4 ст. 19 федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов": для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта. Этим же постановлением подтверждено отсутствие на мясосырье сопроводительных документов, отсутствовали признаки экспертизы.

Согласно ст. 3 федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (п. 1).

Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

не соответствуют требованиям нормативных документов;

не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;

не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются (п. 2).

Согласно ст. 19 упомянутого Закона хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность (п. 1).

Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1263, определяется, что некачественной и опасной признается пищевая продукция, которая:

не соответствует требованиям нормативных документов;

имеет явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее именуются - органы государственного надзора и контроля), при проверке такой продукции;

не имеет удостоверения качества и безопасности (в отношении пищевой продукции российского производства), документов изготовителя и поставщика пищевой продукции, подтверждающих ее происхождение, в отношении которой отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (для пищевой продукции, подлежащей государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);

не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным) или сроки годности которой истекли;

не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которой не имеется такой информации.

Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается (п. 2).

Экспертиза некачественной и опасной пищевой продукции проводится в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения (п. 3).

Пищевая продукция, в отношении которой владелец не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.

До утилизации или уничтожения такая продукция в присутствии представителя органа государственного надзора и контроля денатурируется ее владельцем любым технически доступным и надежным способом, исключающим возможность ее использования в пищу (п. 4).

Из материалов дела, объяснений представителей истцов, ответчика и ответа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что провести экспертизу продукции без наличия ветеринарных документов не возможно. Согласно ответа начальника ГУ ОСББЖ по Шербакульскому району, ни одна туша свинины не была доставлена для дальнейшей ветсанэкспертизы. Следовательно, перевозимое ответчиком мясосырье, определяемое как некачественное и опасное в силу ст. 3 федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", подлежит уничтожению.

Согласно федеральному закону от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота.

Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля (п. 1 ст. 24).

Пищевые продукты, материалы и изделия, владелец которых не может подтвердить их происхождение, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежат утилизации или уничтожению без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий их владелец в присутствии представителя органа государственного надзора и контроля обязан изменить свойства таких пищевых продуктов, материалов и изделий любым доступным и надежным способом, исключающим возможность их дальнейшего использования по назначению (абзац второй п. 1 ст. 25).

Из приведенных норм права вытекает обязанность ответчика по утилизации мясосырья.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Поскольку ответчиком не выполнены обязанности, указанные в ст. 25 названного Закона, то исковые требования подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что никто не проводил экспертизу, является несостоятельным.

В силу ст. 15 Закона РФ от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Следовательно, на ответчике лежала обязанность предоставления мясосырья для проведения экспертизы.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области к Кравченко В. А. о признании незаконными бездействий по исполнению обязанности утилизации продукции животноводства и возложении обязанности по её утилизации удовлетворить полностью.

Признать незаконными бездействия Кравченко В.А. по исполнению обязанности утилизации продукции животноводства.

Обязать Кравченко В.А. провести уничтожение мяса свинины № мест № кг, головы свиные № шт. № кг, субпродукты № места № кг., находящиеся в холодильнике - изоляторе по адресу: г. Омск, <адрес>, термическим методом путем сжигания в ООО «Альтернатива» по адресу: г. Омск, <адрес>, в течение 7 дней в присутствии специалистов Управления Россельхознадзора по <адрес>.

Взыскать с Кравченко В.А. госпошлину в доход местного бюджета <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи жалобы через Шербакульский районный суд.

Председательствующий

Решение составлено в окончательной форме 04 октября 2010 г.