Дело № 2-214/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 апреля 2011г. р.п.Шербакуль Омской области Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Иващенко А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Абрамова И.И. к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и обязании администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Абрамов И.И. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что он является участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом <данные изъяты> группы. В соответствии с удостоверением участника ВОВ он имеет право на получение льгот в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны). Обеспечение жильем ветеранов ВОВ (членов семей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, должно было быть завершено к 01.05.2010 согласно предыдущей редакции Указа. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Как участник войны истец подал заявление о принятии его на учет на улучшение жилищных условий, однако администрацией Шербакульского городского поселения было отказано в постановке на учет на основании ст.53 ЖК РФ, - намеренное ухудшение жилищного положения. Однако сделка по отчуждению жилого помещения была совершена в целях переезда к своим родственникам по причине невозможности осуществлять в силу возраста уход за собой. Кроме того, отопление в доме печное, канализация не работает. Дом постройки ДД.ММ.ГГГГ, площадь <данные изъяты>.м, стены глинолитые, фундамент в трещинах. Своими действиями по отказу в постановке на учет на улучшение жилищных условий администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные истцу федеральным законодательством права инвалида и участника Великой Отечественной войны. На основании изложенного Абрамов И.И. просит признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и обязать администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Истец в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд своего представителя. Представитель истца Абрамов Н.И. (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что отец проживает в доме с матерью, оба в силу возраста и состояния здоровья не могут осуществлять уход за собой и содержать дом в надлежащем состоянии, водопровод зимой перемерз, канализация не работает, зимой приходится постоянно поддерживать горение топлива в печи, дом очень холодный. Из дома пришлось убрать газовое оборудование, так как родители забывают за газом следить. Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Рыкова Л.Б. (по доверенности) заявленные требования признала. Пояснила суду, что согласно протоколу заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Абрамову И.И. на учет на улучшение жилищных условий было отказано в связи с тем, что согласно ст.53 ЖК РФ он намеренно ухудшил жилищные условия, поскольку комиссия руководствовалась нормами Жилищного кодекса. Руководитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району, привлеченного к участию в рассмотрения дела в качестве третьего лица, Отрах Л.А. в судебном заседании не возразила против заявленных требований. Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные Абрамовым И.И. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Статья 23.2 Закона «О ветеранах» закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации". Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Как следует из материалов дела, Абрамов И.И. является участником и инвалидом Великой отечественной войны, что подтверждено удостоверением серия № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), а также справкой Военного комиссариата Омской области (л.д.15). ДД.ММ.ГГГГ Абрамов И.И. обратился к главе Шербакульского городского поселения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д.8). Протоколом заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Абрамову И.И. на учет на улучшение жилищных условий было отказано в связи с тем, что согласно ст.53 ЖК РФ он намеренно ухудшил жилищные условия, имел жилой дом в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., оформил договор дарения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9). Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Таким образом, установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно только, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет. Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании цели постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Абрамов И.И. не преследовал, цель дарения - упрощение оформления документов наследниками после его смерти, а также невозможность в силу возраста и состояния здоровья осуществлять права собственника домовладения. Доказательств, подтверждающих умышленное совершение Абрамовым И.И. действий по отчуждению жилого помещения именно в целях последующей постановки на жилищный учет, суду не представлено. Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем Абрамов И.И. не использовал. В соответствии с уведомлением Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в реестре отсутствуют сведения об объектах недвижимости, зарегистрированных на Абрамова И.И. Согласно акту обследования жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом принадлежит на праве собственности Абрамову Н.И., дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Стены глинолитые, с дощатой обшивкой, перекрытия деревянные, кровля шиферная, отопление печное, имеется водопровод и канализация. Согласно техническому паспорту степень износа жилого дома составляет 29%. Конструктивное состояние жилого дома - удовлетворительное (л.д.17). В связи с изложенным суд соглашается с доводами заявителя о том, что действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны Абрамова И.И. на предоставление благоустроенного жилья. В связи с этим, действия администрации городского поселения по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий следует признать незаконными, а требования истца в этой части подлежащими удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование истца об обязании поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Абрамова И.И., ДД.ММ.ГГГГ.р., незаконным. Обязать администрацию Шербакульского городского поселения поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Абрамова И.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: подпись О.В.Забелина Решение в окончательной форме изготовлено 29.04.2011 г.