Дело № 2-304/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 мая 2011 г. р.п.Шербакуль Омской области Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Головань Е.П., при секретаре Семенко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Шербакульского района Омской области Курилова ВМ. в интересах Шаровой Т.Г. к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника войны Шаровой Т.Г., об обязании администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Шаровой Т.Г., У С Т А Н О В И Л: И.о. прокурора Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» проведена проверка действующего федерального законодательства в сфере соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ. По результатам проверки установлено, что администрацией поселения в части учета граждан указанной категории не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны). Обеспечение жильем ветеранов ВОВ (членов семей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, должно было быть завершено к 01.05.2010 согласно предыдущей редакции Указа. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 4. ч.1 ст. 15 Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок). Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что Шарова Т.Г., являющаяся вдовой участника Великой Отечественной Войны Шарова Б.Ф., подала заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако администрацией городского поселения Шаровой Т.Г. было отказано в постановке на учет на основании ст.53 ЖК РФ, поскольку она имеет в собственности жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежащий ей на праве собственности. Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, Шарова Т.Г. проживает в <адрес>, в частном жилом доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м., фундамент деревянные столбы, стены глинолитые с дощатой обшивкой, перекрытие деревянное, кровля металлическая двухскатная, отопление водяное, водопровод, канализация и центральное отопление отсутствуют. В результате длительной эксплуатации, высокого уровня грунтовых вод, деревянные столбы фундамента пришли в негодность, в связи с чем, происходит просадка по всему периметру дома и стены теряют свои прочностные характеристики. На высоте пятидесяти сантиметров стен дома внутри и снаружи происходит намокание и выпучивание стен, в результате чего наблюдается отклонение от вертикали, перекос оконных и дверных проемов. Отметка пола ниже отметки уровня земли до 0,05м. В весенний период паводковые воды замачивают лаги и частично пол, что приводит к их гниению. Согласно технического паспорта степень износа жилого дома составляет 44%. Согласно выводам комиссии, жилой дом, расположенный по <адрес> находится в предаварийном состоянии, в связи с чем, проведение ремонта нецелесообразно. Шарова Т.Г. проживает одна, и по причине невозможности осуществлять в силу возраста уход за собой, нуждается в постоянном постороннем уходе. Своим действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы участника Великой Отечественной Войны Шаровой Т.Г. на предоставление благоустроенного жилья. На основании изложенного просит: 1) признать отказ администрации городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ Шаровой Т.Г. незаконным; 2) обязать администрацию городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдову участника ВОВ Шарову Т.Г.; 3) взыскать государственную пошлину. В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Вырва Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить. Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Рыкова Л.Б., действующая на основании доверенности, заявленные требования признала, пояснила суду, что на момент принятия жилищной комиссией решения акт обследования жилого дома Шаровой Т.Г. произведен не был. Третье лицо Шарова Т.Г. в судебном заседании поддержала заявление прокурора в полном объеме. Представитель Шаровой Т.Г. - Николаева Н.Б. исковые требования прокурора просила удовлетворить. Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району Отрах Л.А. (по доверенности) в судебном заседании участия не принимала, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, представила в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Статья 23.2 Закона «О ветеранах» закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации". Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Как следует из материалов дела, Шарова Т.Г. является вдовой участника Великой отечественной войны Шарова Б.Ф., что подтверждено удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой УМТСР по Шербакульскому району Омской области. (л.д.7,11). Шаров Б.Ф., ДД.ММ.ГГГГ.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.12). Шарова Т.Г. обратилась с заявлением о постановке на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья. Протоколом заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Шаровой Т.Г. на учет на улучшение жилищных условий было отказано в связи с тем, что согласно ст.53 ЖК РФ она имеет жилой дом в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Между тем, согласно п.3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение), устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространяется на находящееся в эксплуатации жилые помещения, независимости от форм собственности, расположенные на территории Омской области. Согласно п. 12 Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение. Водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. Актом обследования (л.д. 14) установлено отсутствие в доме Шаровой Т.Г. водопровода, канализации и центрального отопления, нахождение дома в предаварийном состоянии. Суд соглашается с доводами заявителя о том, что действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы участника Великой Отечественной Войны Шаровой Т.Г. на предоставление благоустроенного жилья. В связи с этим, действия администрации городского поселения по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий следует признать незаконными, а требования прокурора Шербакульского района Омской области в этой части подлежащими удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование прокурора об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны Шаровой Т.Г. - с целью устранения допущенного нарушения права Шаровой Т.Г. на улучшение своих жилищных условий. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно ч. 2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, чтосуды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами. В судебное заседание представитель администрации Шербакульского городского поселения представила заявление, в котором просит снизить размер взыскиваемой госпошлины до <данные изъяты> рублей, поскольку в бюджете поселения отсутствуют необходимые денежные средства. Ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из местного бюджета. При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны Шарова Т.Г., ДД.ММ.ГГГГр., незаконным. Обязать администрацию Шербакульского городского поселения поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий вдову участника Великой Отечественной войны Шарову Т.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения. Взыскать с администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в местный бюджет сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение десяти дней путем подачи жалобы в Шербакульский районный суд. Судья: подпись Е.П. Головань