Решение от 29.06.2011 г. по д №2-350/2011 по заявлению прокурора в интересах Орловой О.П. к адм-ции Шерб. гор/пос о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жил. условий, обязании устранить допущенные нарушения



Дело № 2-350/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2011 г.                    р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Иващенко А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах Орловой О.П. к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» проведена проверка действующего федерального законодательства в сфере соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

По результатам проверки установлено, что администрацией городского поселения в части учета граждан указанной категории не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.

Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), определено, что участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, является участником Великой Отечественной войны а принимал участие в составе 213 стрелкового полка с августа 1944 по март 1945 года.

Орлова О.П., ДД.ММ.ГГГГр., согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем КСЗН, является женой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2

Орлова О.П. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемо по договору социального найма.

Жилищной комиссией Шербакульского городского поселения, согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ Орловой О.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку продала принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ

Данное решение администрации Шербакульского городского поселения является незаконным, поскольку нарушает право Орловой О.П. как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, поскольку сделка по отчуждению жилого помещения была совершена до внесения изменений в Указ об обеспечении всех ветеранов ВОВ благоустроенным жильем, а также в целях переезда к своим родственникам по причине невозможности осуществлять в силу возраста уход за собой.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых положениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции далее - Положение), устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ.

Согласно п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных).

Орлова О.П. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащим на праве собственности ФИО7.

Как следует из акта обследования жилого дома, расположенного по указанному адресу, от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит ФИО7 на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации . Стены - шпалы, облицованные кирпичом, перекрытие деревянное, кровля металлическая четырехскатная, отопление водяное, имеется водопровод; канализация и центральное отопление отсутствуют. Полы дощатые по деревянным лагам. Присутствуют мелкие трещины в цоколе и незначительные трещины и выбоины на кирпиче, которым облицован дом. Согласно техническому паспорту степень износа жилого дома составляет 20%. Конструктивное состояние жилого дома - удовлетворительное.

Орлова О.П. ввиду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно осуществлять уход за собой, и, тем более, улучшить свои жилищные условия, в связи с чем, имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.

Своим действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы участника Великой Отечественной Войны Орловой О.П. на предоставление благоустроенного жилья. На основании изложенного прокурор просит: 1)признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны Орловой О.П. незаконным; 2)обязать администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника ВОВ Орлову О.П.; 3)взыскать государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Вырва Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Орлова О.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила в суд своего представителя.

Представитель Орловой О.П. - Кудинова С.С. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Орловой О.П. поддержала, пояснила, что в настоящее время Орлова О.П. проживает вместе с ней, поскольку нуждается в постоянном уходе в связи с плохим состоянием здоровья, и преклонным возрастом. Жилой дом, в котором Орлова О.П. проживала ранее, пришлось продать, так как она не могла его содержать, дом начал разрушаться. Исковые требования прокурора просит удовлетворить.

Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Отрах Е.А. (по доверенности), заявленные требования признала.

Руководитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району в судебном заседании не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет.

Согласно п.4 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 23.2 Закона «О ветеранах» закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации".

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Как следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, является участником Великой Отечественной войны а принимал участие в составе 213 стрелкового полка с августа 1944 по март 1945 года (л.д.11).

Орлова О.П. является женой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2 и имеет право на получение льгот, предусмотренных ст.21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной председателем КСЗН, свидетельством о браке, свидетельством о смерти (л.д.8,9,13).

ДД.ММ.ГГГГ Орлова О.П. обратилась с заявлением о постановке на учет на получение жилой площади (л.д.4).

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет на улучшение жилищных условий Орловой О.П. было отказано в связи с тем, что она намеренно ухудшила жилищные условия, имела жилой дом в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., оформила договор купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно только, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет.

Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании цели постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Орлова О.П. не преследовала, продала дом, поскольку в силу возраста и состояния здоровья не могла содержать дом в надлежащем состоянии.

Доказательств, подтверждающих умышленное совершение Орловой О.П. действий по отчуждению жилого помещения именно в целях последующей постановки на жилищный учет, суду не представлено. Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем Орлова О.П. не использовала.

Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, был осмотрен жилой дом по <адрес>. в результате осмотра установлено, что жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит ФИО7 на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации . Стены - шпалы, облицованные кирпичом, перекрытие деревянное, кровля металлическая четырехскатная, отопление водяное, имеется водопровод; канализация и центральное отопление отсутствуют. Полы дощатые по деревянным лагам. Присутствуют мелкие трещины в цоколе и незначительные трещины и выбоины на кирпиче, которым облицован дом. Согласно техническому паспорту степень износа жилого дома составляет 20%. Конструктивное состояние жилого дома - удовлетворительное (л.д.14).

Согласно справкам администрации Шербакульского городского поселения Орлова О.П. зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д.12).

В Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав Орловой О.П., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на объекты недвижимости отсутствуют (л.д.18).

Справкой МУЗ «Шербакульская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ Орлова О.П., ДД.ММ.ГГГГ.р., нуждается в постоянном уходе (л.д.16).

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы участника Великой Отечественной Войны Орловой О.П. на предоставление благоустроенного жилья.

В связи с этим, действия администрации городского поселения по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении следует признать незаконными, а требования прокурора Шербакульского района Омской области в этой части подлежащими удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование прокурора об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Орлову О.П. - с целью устранения допущенного нарушения права на улучшение своих жилищных условий.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Истец Орлова О.П. является лицом преклонного возраста и по своему состоянию здоровья не имеет возможности защитить свои права.

Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов вдовы участника Великой Отечественной войны Орловой О.П..

Возмещение государственной пошлины в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо возложить на ответчика.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Шербакульского городского поселения освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны Орловой О.П., ДД.ММ.ГГГГ.р., незаконным.

Обязать администрацию Шербакульского городского поселения поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Орлову О.П., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                      О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2011 г.