Дело № 2-317/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 8 июля 2011 г. р.п. Шербакуль Омской области Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Иващенко А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части несоблюдения земельного законодательства, обязании устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с иском к администрации Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании бездействия в части несоблюдения земельного законодательства незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, ссылаясь на то, что прокуратурой района в ходе проведения проверка исполнения земельного законодательства в деятельности администрации Бабежского сельского поселения выявлены нарушения требований действующего законодательства, выразившиеся в следующем. В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно п.п. 18 п. 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч.1 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека… Ст. 77 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) гласит, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границей населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с ч.1 ст. 78 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производств хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственным кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебными производственными подразделениями научно-исследовательских организаций образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений. В соответствии с ч.1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов; …соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий. Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что на территории Бабежского сельского поселения в д.<адрес>, примерно в <данные изъяты> м по направлению на <данные изъяты> относительно жилого дома <адрес> расположена свалка для размещения бытовых отходов, которая находится на землях сельскохозяйственного назначения, что противоречит требованием действующего законодательства. То есть, вышеуказанные земли сельскохозяйственного назначения используются для размещения бытовых отходов с нарушением требований действующего земельного законодательства, а именно администрацией поселения данный земельный участок используется не по целевому назначению, не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению земель и охране почв и предотвращению процессов, ухудшающих качественное состояние земель, на которых расположена свалка бытовых отходов. Кроме того, отсутствует обваловка свалки, не установлены аншлаги и указатели, отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение на выбор участка для размещения бытовых отходов. В статье 42 Конституции Российской Федерации, а также в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 58 Конституции Российской Федерации, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Таким образом, бездействие администрации Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального район Омской области ведет к нарушению не только интересов Российской Федерации, но и конституционного права жителей Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного, просит признать незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействие администрации Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в части непринятия мер по приведению расположенного на территории д.<адрес> земельного участка, на котором размещена свалка бытовых отходов в соответствие с требованиями земельного законодательства; обязать администрацию Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области принять меры по приведению расположенного на территории д. <адрес> земельного участка, на котором размещена свалка бытовых отходов в соответствие с требованиями земельного законодательства; взыскать с ответчика государственную пошлину. При подготовке дела к судебному разбирательству прокурор уточнил исковые требования в части: просит обязать администрацию Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области принять меры по переводу расположенного на территории д. <адрес> земельного участка, на котором размещена свалка бытовых отходов из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (земли промышленности и иного специального назначения). В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Вырва Е.А. заявленные требования с уточнениями поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить, установив срок для принятия мер по устранению нарушений земельного законодательства до ДД.ММ.ГГГГ. Представитель администрации Бабежского сельского поселения Мельник Ю.П. (по доверенности) в судебном заседании факт наличия свалки подтвердил, возражений против иска не представил. Представитель Россельхознадзора Гаврильченко Л.А. (по доверенности) в судебном заседании участия не принимал, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Любинском районе Гаврильченко С.Н. (по доверенности) в судебном заседании участия не принимала, в заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддерживает. Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно статье 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с пунктом 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. В приложении к Закону Омской области от 30 июля 2004 г. N 548-ОЗ "О границах и статусе муниципальных образований Омской области» в перечне населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений Омской области имеется Бабежское сельское поселение, в составе которого находится д. <адрес>. Как следует из материалов дела, подтверждено согласованными пояснениями сторон, на территории Бабежского сельского поселения в д.<адрес>, примерно в <данные изъяты> м по направлению на <данные изъяты> относительно жилого дома <адрес>, расположена свалка для размещения бытовых отходов, которая находится на землях сельскохозаяйственного назначения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес> (л.д.6), справкой главы Бабежского сельского поселения (л.д.5). Статьей 77 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границей населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В соответствии с ч.1 ст. 78 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативны (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производств хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно- исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей… Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. В силу статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства, на котором размещена свалка твердых бытовых отходов в д.<адрес>, не используется по назначению, что подтверждается представленными документами и пояснениями сторон, и администрацией Бабежского сельского поселения не принимаются меры по переводу земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения. Указанные выше нарушения требований земельного законодательства в деятельности администрации Бабежского сельского поселения являются существенными, посягающими на права жителей Бабежского сельского поселения на благоприятную окружающую среду. Ответчиком возражений против заявленных требований не заявлено, доказательств, подтверждающих отсутствие бездействия в вопросе принятия мер по приведению расположенного на территории д.<адрес> земельного участка, на котором размещена свалка бытовых отходов в соответствие с требованиями земельного законодательства, суду не представлено. Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о наличии достаточных оснований для признания незаконным бездействия администрации Бабежского сельского поселения, поэтому суд считает, что исковое заявление прокурора Шербакульского района в этой части подлежит удовлетворению. Часть 1, 2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, охраняемых законом интересов государства, в том числе за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов. Требования ч.4 ст.27, ч.ч.3,4 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращения в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации. В связи с изложенным, заявленные прокурором Шербакульского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц требования к администрации Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области об обязании принять меры по переводу расположенного на территории д.<адрес> земельного участка, на котором размещена свалка бытовых отходов из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом срок для устранения нарушений требований земельного законодательства, о котором просит прокурор, - ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и достаточным. Возмещение государственной пошлины в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо возложить на ответчика. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Признать незаконным и противоречащим требованиям федерального законодательства бездействие администрации Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в части непринятия мер по приведению расположенного на территории д. <адрес> земельного участка, на котором размещена свалка бытовых отходов в соответствие с требованиями земельного законодательства. Обязать администрацию Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по переводу расположенного на территории д. <адрес> земельного участка, на котором размещена свалка бытовых отходов из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: О.В.Забелина Решение в окончательной форме изготовлено 08.07.2011 г.