Решение от 25.10.2011 г. по д.№2-620/11 по иску прокурора Шерб р-на в интересах неопределенного круга лиц к адм-ции Бабежского с/п о признании незаконным бездействия в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения



Дело № 2-620/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2011 г.       р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В.,

при секретаре Семенко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бабежского сельского поселения (администрации сельского поселения) по факту бездействия в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения, ссылаясь на то, что прокуратурой Шербакульского района проведена проверка исполнения законодательства в деятельности администрации поселения о социальной защите инвалидов, в том числе несовершеннолетних, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются:

Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-01-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Проведенной проверкой установлено, что в помещении администрации Бабежского сельского поселения условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в указанное помещение, не созданы.

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание администрации поселения не оборудован пандусом, наружная лестница при входе в здание не имеет поручней с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Прокурор просит признать бездействие администрации Бабежского сельского поселения в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения незаконным; обязать администрацию Бабежского сельского поселения обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание и поручней на наружной лестнице; взыскать с ответчика государственную пошлину.

Помощник прокурора Шербакульского района Омской области Мосур О.В. в судебном заседании поддержала заявление по основаниям, указанным в нем, просила удовлетворить, обязав устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Глава Бабежского сельского поселения Богдан С.А. в судебном заседании возражений против требований прокурора не представила, сослалась на отсутствие денежных средств в бюджете поселения для установки пандуса при входе в здание администрации.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Установка соответствующих приспособлений (пандусов и поручней) при входе в здание администрации сельского поселения должна обеспечить удовлетворение минимальных потребностей инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Из пояснений ответчика в судебном заседании следует, что пандус при входе в здание отсутствует, обязанность по установке пандуса и поручней при входе в здание ответчиком не оспаривается. Техническая возможность оборудовать соответствующие приспособления у ответчика имеется, установка пандуса может быть осуществлена в рамках полномочий, имеющихся у администрации сельского поселения, что дает суду основания возложить на ответчика обязанность произвести действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к зданию администрации Бабежского сельского поселения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания незаконным бездействия администрации сельского поселения в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения, поэтому суд считает, что исковое заявление прокурора Шербакульского района подлежит удовлетворению. При этом срок для устранения допущенных нарушений, о котором просит прокурор, - ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и достаточным.

Возмещение государственной пошлины в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо возложить на ответчика.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик администрация Бабежскогосельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения.

Обязать администрацию Бабежского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области установить пандус при входе в здание и поручни по наружной лестнице в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись                                        О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 28.10.2011