Решение от 24.10.2011 г. по д.№2-632/2011 по заявлению прокурора Шер р-нав интересах неопределенного круга лиц к МОУ `Шербакульская СОШ №1` о признании незаконным бездействия в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп



Дело № 2-631/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2011 г.       р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В.,

при секретаре Семенко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Шербакульская средняя общеобразовательная школа № 1» о признании незаконным бездействия в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению «Шербакульская средняя общеобразовательная школа №1» (далее - МОУ «СОШ №1») по факту бездействия в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения, ссылаясь на то, что прокуратурой Шербакульского района проведена проверка исполнения законодательства в деятельности МОУ «СОШ №1» о социальной защите инвалидов, в том числе несовершеннолетних, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Во исполнение требований ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» разработана и действует система нормативных документов в строительстве «Обеспечение доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения».

Основными документами в системе названных нормативных документов являются:

Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятых постановлением Госстрой РФ от 29.11.1999 № 73; строительные нормы и правила Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых постановлением Госстрой РФ от 16.07.2001 № 73 и введенных в действие с 1 сентября 2001 года (СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001).

К СНиП 35-01-2001 разработаны следующие своды правил: СП 35-01-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения»; СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам»; СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям»; СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов».

Проведенной проверкой установлено, что в помещении МОУ «СОШ №1» условия инвалидам для удовлетворения минимальных потребностей, в частности беспрепятственного доступа в указанное помещение, не созданы.

Вопреки требованиям СП 31-102-99 и СНиП 35-01-2001 вход в здание МОУ «СОШ №1» не оборудован пандусом.

Указанные нарушения требований законодательства существенно ущемляют права инвалидов, в том числе и несовершеннолетних на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры.

Прокурор просит признать бездействие МОУ «СОШ №1» в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения незаконным; обязать МОУ «СОШ №1» обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных групп населения путем сооружения пандуса при входе в здание; взыскать с ответчика государственную пошлину.

Помощник прокурора Шербакульского района Омской области Мосур О.В. в судебном заседании поддержала заявление по основаниям, указанным в нем, просила удовлетворить, обязав устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Директор МОУ «СОШ №1» Мосийчук А.Н. в судебном заседании требования прокурора признал частично. Не согласен с тем, что прокуратура считает, что администрация МОУ «СОШ №1» бездействует. Действительно, пандус при входе в здание необходим, но учреждение финансируется из средств местного бюджета, денежные средства для этой цели в бюджете на 2011 год не были предусмотрены, хотя в проекте бюджета на 2011, 2010 годы такая статья расходов закладывалась.

Представитель третьего лица Управления образования Шербакульского муниципального района Омской области, осуществляющего функции учредителя МОУ «СОШ №1», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, письменного отзыва в суд не представил.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Часть 5 ст. 15 указанного Федерального закона предусматривает, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Конвенцией ООН о правах ребенка предусмотрены социальные права ребенка-инвалида. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Ребенку должен быть обеспечен эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким образом, который приводит к наиболее полному по возможности вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.

В соответствии с п.1.3 Устава МОУ «СОШ №1» функции учредителя осуществляет Управление образования Шербакульского района Омской области.

МОУ «СОШ №1» является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности.

Установка соответствующих приспособлений (пандусов и поручней) при входе в здание МОУ «СОШ №1» должна способствовать осуществлению закрепленных в Уставе учреждения положений, обеспечить удовлетворение минимальных потребностей детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Из пояснений ответчика в судебном заседании следует, что пандус при входе в здание отсутствует, обязанность по установке пандуса и поручней при входе в здание ответчиком не оспаривается. Техническая возможность оборудовать соответствующие приспособления у ответчика имеется, установка пандуса может быть осуществлена в рамках полномочий, имеющихся у МОУ «СОШ №1», что дает суду основания возложить на ответчика обязанность произвести действия по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов к зданию МОУ «СОШ №1».

Ссылаясь на отсутствие бездействия в данном вопросе, ответчик указывает на отсутствие в бюджете на 2011 год денежных средств на установку пандуса, других доказательств, подтверждающих отсутствие бездействия со стороны ответчика в вопросе оборудования здания школы пандусом, суду не представлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания незаконным бездействия МОУ «СОШ №1» в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения, поэтому суд считает, что исковое заявление прокурора Шербакульского района подлежит удовлетворению. При этом срок для устранения допущенных нарушений, о котором просит прокурор, - ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и достаточным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч. 2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

В судебное заседание директор МОУ «СОШ №1» представил заявление, в котором просит снизить размер взыскиваемой госпошлины. Ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из местного бюджета. При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие МОУ «Шербакульская средняя общеобразовательная школа №1» в части необеспечения беспрепятственного доступа в здание маломобильных групп населения.

Обязать МОУ «Шербакульская средняя общеобразовательная школа №1» установить пандус при входе в здание в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с МОУ «Шербакульская средняя общеобразовательная школа №1» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                         О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 28.10.2011