Решение от 31.10.2011 г. по д. №2-645/2011 по заявлению прокурора Шербакульского р-на в интересах неопределнного круга лиц к МДОУ `Детский сад `Колосок` о признании незаконным бездействия по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда.



Дело № 2-645/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 октября 2011 г.                   р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Семенко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колосок» о признании незаконным бездействия по непроведению аттестации рабочих мест по условиям труда, обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой Шербакульского района проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» (МДОУ д/с «Колосок», детский сад), по результатам которой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в МДОУ д/с «Колосок», в нарушение требований трудового законодательства, не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

Частью 12 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Коллектив любой организации не является постоянно статичным в связи с тем, что трудовые отношения одними работниками прекращаются, на место уволенных по инициативе работодателя либо уволившихся по собственной инициативе или иным, предусмотренным трудовым законодательством основаниям, принимаются на работу иные лица, круг которых на момент предъявления искового заявления конкретно определить невозможно.

При этом, обеспечение гарантированного Конституцией РФ и Трудовым кодексом РФ права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, любому потенциально возможному кандидату, который намерен реализовать свое право на труд путем трудоустройства в МДОУ д/с «Колосок» гарантирует лишь проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация по условиям труда проводится в отношении рабочего места, которое в разные периоды занимают разные работники, круг которых определить невозможно.

Кроме того, в соответствии с п. 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 № 569 (далее по тексту - Порядок), аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

В силу п.п. 3, 7 п. 4 Порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с Порядком, используются, в том числе, в целях:

- предоставления работникам, принимаемым на работу, достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях.

- подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу)и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников, а также внеочередных медицинских осмотров (обследований);

Согласно п. 5 Порядка сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.

Таким образом, проведение аттестации затрагивает интересы неопределенного круга лиц, в состав которых входят, в том числе, лица, которые, поступая на работу в МДОУ д/с «Колосок», имеют право на получение достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, безопасность которых гарантирована исполнением обязанности по проведению аттестации

В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Нарушение требований трудового законодательства в области охраны труда (отсутствие аттестации рабочих мест по условиям труда) нарушает права и интересы работников, неопределенного круга лиц, создает угрозу личной безопасности указанной категории лиц и повышенного производственного травматизма. Прокурор просит признать незаконным бездействие МДОУ д/с «Колосок» в части непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда, обязать МДОУ д/с «Колосок» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, взыскать с ответчика государственную пошлину.

Помощник прокурора Шербакульского района Омской области Мосур О.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, просила удовлетворить, установив срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.

Заведующая МДОУ д/с «Колосок» Крейбер Т.Ю. в судебном заседании возразила против заявленных требований, пояснила, что учреждение финансируется из местного бюджета, распорядителем денежных средств является учредитель - Управление образования, с ходатайством о проведении аттестации рабочих мест она обращалась в Управление образование, но денежных средств выделено не было.

Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддерживает.

Представитель Управления образования администрации Шербакульского муниципального района Омской области, привлеченного к участию в деле, Вставская А.И. (по доверенности) в судебном заседании возражений против иска не представила, пояснила, что в 2011 году средства на аттестацию рабочих мест в смете Управления образования не предусмотрены, из местного бюджета денежные средства для этих целей не выделялись.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Основополагающие права человека в сфере труда включают право на справедливые и благоприятные условия труда. В соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 года право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает, в том числе, условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

В соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Конституционные положения нашли свое развитие в действующем законодательстве о труде.

Трудовой кодекс конкретизирует, что следует понимать под правом работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда (ст. 219 ТК РФ), и предусматривает комплекс гарантий, обеспечивающих реализацию этого права (ст. 220 ТК РФ). В частности, работник может отказаться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором.

На работодателя, соответственно, возложены обязанности по обеспечению безопасных условий охраны труда, в том числе, обязанность обеспечить поведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда (ст. 212 ТК РФ).

В соответствии с действующим законодательством работодатель обязан предоставлять гарантии и льготы сотрудникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Оценить вредность или опасность условий труда можно только на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест - это оценка условий труда в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию (ч. 12 ст. 209 ТК РФ).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 " утверждении Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее Порядок).

В силу п. 1 Порядка аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Как следует из материалов дела, Управление Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району предоставило прокурору Шербакульского района перечень организаций Шербакульского муниципального района, в которых не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в числе которых указано МДОУ д/с «Колосок».

Достаточных доказательств, подтверждающих, что ответчиком принимались меры для проведения аттестации рабочих мест, суду не представлено.

Поскольку необходимость проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда в качестве обязанности работодателя предусматривается ст. 212 ТК РФ, требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом срок для устранения допущенных нарушений, о котором просит прокурор, - ДД.ММ.ГГГГ суд находит разумным и достаточным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч. 2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, чтосуды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

В судебное заседание заведующая МДОУ д/с «Колосок» представила заявление, в котором просит снизить размер взыскиваемой госпошлины. Ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из местного бюджета, собственными денежными средствами не располагает. При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» в части непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Колосок» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                         О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 31.10.2011