Решение от 23.11.2011 г. по д. №2-696/2011 по заявлению прокурора Шерб. р-на в интересах Мирось Л.Е. к админ. Шербакульского г/п о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ВОВ.



Дело № 2-696/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 г.                   р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Поляковой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах Мирось Л.Е. к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана войны Мирось Л.Е., об обязании администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Мирось Л.Е.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» проведена проверка действующего федерального законодательства в сфере соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

По результатам проверки установлено, что администрацией городского поселения в части учета граждан указанной категории не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4. ч.1 ст. 15 Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).

Обеспечение жильем ветеранов ВОВ (членов семей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, должно было быть завершено к 01.05.2010 согласно предыдущей редакции Указа. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).

Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что администрацией Шербакульского городского поселения Мирось Л.Е. на основании решения жилищной комиссии Шербакульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, было отказано на основании ст.53 ЖК РФ (намеренное ухудшение жилищных условий), поскольку Мирось Л.Е. имел жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, однако, согласно договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное жилое помещение было передано его дочери - ФИО7.

Однако сделка по отчуждению жилого помещения была совершена задолго до внесения в Указ об обеспечении всех ветеранов Великой Отечественной войны благоустроенным жильем, а также по причине невозможности самостоятельно осуществлять в силу возраста уход за собой, в связи с чем, отказ администрации нельзя признать правомерным.

Согласно п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, Мирось Л.Е. проживает в настоящий момент в частном жилом доме в <адрес>, принадлежащем на праве собственности его дочери ФИО7. Указанный дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м., стены каркасно-засыпные, фундамент ленточный бетонный, перекрытие деревянное, кровля металлическая двухскатная, отопления водяное, водопровод, канализация и центральное отопление отсутствуют, дом газифицирован. В результате длительной эксплуатации и высокого уровня грунтовых вод происходит неравномерная просадка по всему периметру дома и стены теряют свои прочностные характеристики. Полы дощатые, по деревянным лагам. Наблюдается неравномерное проседание пола, особенно в местах примыкания к стенам. Согласно техническому паспорту степень износа жилого дома составляет 45%. Конструктивное состояние жилого дома - удовлетворительное.

Своим действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны Мирось Л.Е. на предоставление благоустроенного жилья. На основании изложенного прокурор просит: 1)признать отказ администрации городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника ВОВ Мирось Л.Е. незаконным; 2)обязать администрацию городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника ВОВ Мирось Л.Е.; 3)взыскать государственную пошлину.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шербакульского района Омской области Гребеньщикова Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Рыкова Л.Б. (по доверенности), заявленные требования признала. Пояснила суду, что согласно протоколу заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения в постановке Мирось Л.Е. на учет на улучшение жилищных условий было отказано в связи с тем, что согласно ст.53 ЖК РФ он намеренно ухудшил жилищные условия, иного решения жилищная комиссия принять не могла.

Мирось Л.Е. в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд своего представителя.

Представитель Мирось Л.Е. - Казиева Я.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Мирось Л.Е. поддержала, пояснила, что жилой дом, в котором проживает Мирось Л.Е., он подарил дочери, поскольку ни он, ни его жена не могут самостоятельно обслуживать дом, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении он тогда не думал. Исковые требования прокурора просит удовлетворить.

Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району Репина Г.М. (по доверенности) в судебном заседании иск прокурора поддержала.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Статья 23.2 Закона «О ветеранах» закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации".

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Как следует из материалов дела, Мирось Л.Е. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, предусмотренные законодательством для инвалидов Отечественной войны, что подтверждено удостоверением ветерана ВОВ, удостоверением инвалида ВОВ (л.д.7,8).

Согласно справке Военного комиссариата Омской области от ДД.ММ.ГГГГ Мирось Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения, действительно является участником, инвалидом Великой Отечественной войны, принимал участие в боевых действиях в составе <данные изъяты> развед.роты, <данные изъяты> гв.танк.полка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ Мирось Л.Е. обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения в постановке на учет на улучшение жилищных условий Мирось Л.Е. было отказано в связи с тем, что согласно ст.53 ЖК РФ, он намеренно ухудшил жилищные условия, имел жилой дом в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., оформил договора дарения ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9).

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно только, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет.

Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании цели постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Мирось Л.Е. не преследовал. Мирось Л.Е. обратился для постановки на жилищный учет спустя <данные изъяты> года с момента дарения дома.

Данные обстоятельства подтверждаются также показаниями свидетеля ФИО7, допрошенной в судебном заседании. Свидетель пояснила, что договор дарения оформили, чтобы было проще обслуживать дом, потому что в силу возраста и состояния здоровья родители сами не могут этого делать. В течение последних <данные изъяты> лет она осуществляет постоянный уход за родителями. В доме нет канализации, недавно только провели водопровод, проводить гигиенические процедуры ей тяжело, в <адрес> других родственников для оказания помощи нет. Было бы проще ухаживать за родителями, если бы они жили в благоустроенной квартире. Цели встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении при оформлении договора дарения у Мирось Л.Е. не было, об Указе Президента узнали только в 2010 году,

Доказательств, подтверждающих умышленное совершение Мирось Л.Е. действий по отчуждению жилого помещения именно в целях последующей постановки на жилищный учет, суду не представлено. Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем Мирось Л.Е. не использовал.

Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, был осмотрен жилой дом по <адрес>. в результате осмотра установлено, что жилой дом принадлежит на праве собственности ФИО7. Жилой дом ДД.ММ.ГГГГ постройки, общей площадью <данные изъяты> кв.метров. Стены каркасно-засыпные, фундамент ленточный бетонный, перекрытие деревянное, кровля металлическая двухскатная, отопления водяное, водопровод, канализация и центральное отопление отсутствуют, дом газифицирован. В результате длительной эксплуатации и высокого уровня грунтовых вод происходит неравномерная просадка по всему периметру дома и стены теряют свои прочностные характеристики. Полы дощатые, по деревянным лагам. Наблюдается неравномерное проседание пола, особенно в местах примыкания к стенам. Согласно техническому паспорту степень износа жилого дома составляет 45%. Конструктивное состояние жилого дома - удовлетворительное (л.д.10).

Согласно справке администрации Шербакульского городского поселения Мирось Л.Е. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Совместно с ним проживает жена Мирось Л.Е. (л.д.12).

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о правах Мирось Л.Е., ДД.ММ.ГГГГр., на объекты недвижимости отсутствуют (л.д.14).

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны Мирось Л.Е. на предоставление благоустроенного жилья.

В связи с этим, действия администрации городского поселения по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий следует признать незаконными, а требования прокурора Шербакульского района Омской области в этой части подлежащими удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование прокурора об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Мирось Л.Е. - с целью устранения допущенного нарушения права на улучшение своих жилищных условий.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Истец Мирось Л.Е. является лицом преклонного возраста и по своему состоянию здоровья не имеет возможности защитить свои права.

Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов участника Великой Отечественной войны Мирось Л.Е..

Возмещение государственной пошлины в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо возложить на ответчика.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Шербакульского городского поселения освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Мирось Л.Е., ДД.ММ.ГГГГр., незаконным.

Обязать администрацию Шербакульского городского поселения поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Мирось Л.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                     О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 23.11.2011