Дело № 2-2/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 11 января 2012 г. р.п. Шербакуль Омской области Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Коньковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кутузовского сельского поселения о признании противоправными действий по водоснабжению населения питьевой водой, не отвечающей требованиям санитарных правил, обязании устранить допущенные нарушения, У С Т А Н О В И Л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к администрации Кутузовского сельского поселения о признании противоправными действий по водоснабжению населения питьевой водой, не отвечающей требованиям санитарных правил, обязании устранить допущенные нарушения. В обоснование исковых требований ссылается на следующее. На основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района, была проведена плановая выездная проверка юридического лица администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района. В ходе проведенных мероприятий, было установлено: ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в д. <адрес> нарушены санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения: территория колодца в <адрес> не ограждена, на оголовке колодца для защиты от засорения и загрязнения отсутствует крышка, по периметру оголовка колодца не оборудована отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном в сторону кювета, не оборудована скамья для ведер, для подъема воды из колодца отсутствует общественная, прочно прикрепленная бадья (ведро). Согласно экспертному заключению по результатам лабораторно-инструментальных исследований филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Любинском районе» от ДД.ММ.ГГГГ № и протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ. № исследованная проба воды из общественного колодца <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по следующим показателям: п.4.1: общие колиформные бактерии; термотолерантные колиформные бактерии. Согласно СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года) п.3.3.4. По периметру оголовка колодца должен быть сделан "замок" из хорошо промятой и тщательно уплотненной глины или жирного суглинка глубиной 2 метра и шириной 1 метр, а также отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном 0,1 метра от колодца в сторону кювета (лотка). Вокруг колодца должно быть ограждение, а около колодца устраивается скамья для ведер. п. 3.3.11. Подъем воды из шахтных колодцев осуществляется с помощью различных приспособлений и механизмов. Наиболее приемлемым с гигиенической точки зрения является использование насосов различных конструкций (ручных и электрических). При невозможности оборудования колодца насосом допускается устройство ворота с одной или двумя ручками, ворота с колесом для одной или двух бадей, "журавля" с общественной, прочно прикрепленной бадьей и др. Размер бадьи должен примерно соответствовать объему ведра, чтобы переливание воды из нее в ведра не представляло затруднений. п. 4.1 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» - по своему составу и свойствам вода нецентрализованного водоснабжения должна соответствовать нормативам. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Согласно ст. 8, 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения па транспортных средствах, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в Любинском районе считает, что администрация Кутузовского сельского поселения не исполняет обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды установленным требованиям, тем самым нарушает право неопределенного круга потребителей <адрес> на обеспечение питьевой водой надлежащего качества, и в соответствии со ст. 12 ГК РФ, ст.46 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", считает необходимым осуществить защиту указанного нарушенного права неопределенного круга потребителей. Согласно ч.1 ст.7 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (Работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. В связи с изложенным, Роспотребнадзор просит: 1) признать действия администрации Кутузовского сельского поселения по водоснабжению населения питьевой водой, не отвечающей требованиям санитарных правил, противоправными в отношении неопределенного круга лиц; 2) обязать указанное лицо обеспечить жителей <адрес> водоснабжением, соответствующим требованиям санитарных правил СанПиН 2.1.4.1175- 02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года); 3) возложить на указанное лицо обязанность по принятию мер по устранению нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения; 4) в случае удовлетворения искового заявления, обязать администрацию Кутузовского сельского поселения довести через средства массовой информации до потребителей решение суда в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Гаврильченко С.Н. (по доверенности) исковые требования уточнила в части, просила: 1)признать действия администрации Кутузовского сельского поселения по водоснабжению населения <адрес> питьевой водой, не отвечающей требованиям санитарных правил, противоправными в отношении неопределенного круга лиц; 2) обязать администрацию Кутузовского сельского поселения: - привести в соответствие с требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1175- 02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года) общественный колодец <адрес>; - заключить договор на исследование качества воды в общественном колодце <адрес> на текущий год; - решить вопрос об альтернативном способе водоснабжения в <адрес>. Уточненные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, просила удовлетворить, Глава администрации Кутузовского сельского поселения Балабанов А.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, соглашаясь с тем, что имеются нарушения в оборудовании общественного колодца. Вместе с тем, пояснил, что нарушения, выявленные в ходе проверки Роспотребнадзором, устраняются, работа по водоснабжению <адрес> водой ведется: установлена колонка, планируется установить еще две колонки. Колодцем жители <адрес> практически не пользуются, т.к. вода там соленая, ее можно использовать только для хозяйственных нужд. Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные Роспотребнадзором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В соответствии с приложением №2 к Закону Омской области от 15 октября 2003 г. N 467-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Омской области и порядке его изменения" (с изменениями от 30 июля 2004 г., 5 апреля 2006 г., 18 мая 2007 г., 4 июня, 1 ноября 2008 г., 12 февраля, 3 ноября, 29 декабря 2009 г.) <адрес> относится к Кутузовскому сельскому поселению Шербакульского района Омской области. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, при осуществлении плановой выездной проверки в отношении администрации Кутузовского сельского поселения, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.6-8, 10-12) выявлены нарушения санитарного законодательства, а именно: территория колодца в <адрес> не ограждена, на оголовке колодца для защиты от засорения и загрязнения отсутствует крышка, по периметру оголовка колодца не оборудована отмостка из камня, кирпича, бетона или асфальта радиусом не менее 2 метров с уклоном в сторону кювета, не оборудована скамья для ведер, для подъема воды из колодца отсутствует общественная, прочно прикрепленная бадья (ведро). Согласно экспертному заключению по результатам лабораторно-инструментальных исследований филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Любинском районе» от ДД.ММ.ГГГГ № и протоколу испытаний от ДД.ММ.ГГГГ. № исследованная проба воды из общественного колодца <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» по следующим показателям: п.4.1: общие колиформные бактерии; термотолерантные колиформные бактерии. С учетом перечисленных нарушений администрацией Кутузовского сельского поселения были нарушены следующие нормативно-правовые акты: СанПиН 2.1.4.1175-02 (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года), Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства, а юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Указанные выше нарушения требований санитарного законодательства при подаче питьевой воды жителям <адрес> подтверждены имеющимися материалами дела, протоколом испытаний от ДД.ММ.ГГГГ № воды колодезной <адрес> (л.д.18), экспертным заключением по результатам лабораторно-инструментальных исследований от ДД.ММ.ГГГГ №; являются существенными, влекущими возложение обязанности на ответчика по их устранению. В соответствии со ст. 40 Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальными органами) и предусматривает в, том числе, обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей. В связи с изложенным, заявленные Роспотребнадзором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц требования к администрации Кутузовского сельского поселения о признании действий ответчика в части несоблюдения санитарного законодательства и обязании устранить допущенные нарушения, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно ч. 2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. В силу ст. 333.35 Налогового Кодекса Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области освобождено от уплаты государственной пошлины. Возмещение государственной пошлины в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо возложить на ответчика. Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, ответчик Администрация Кутузовского сельского поселения освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск удовлетворить. Признать действия администрации Кутузовского сельского поселения по водоснабжению населения <адрес> питьевой водой, не отвечающей требованиям санитарных правил, противоправными в отношении неопределенного круга лиц. Обязать администрацию Кутузовского сельского поселения устранить допущенные нарушения: - привести в соответствие с требованиями санитарных правил СанПиН 2.1.4.1175- 02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 ноября 2002 года) общественный колодец <адрес>; - заключить договор на исследование качества воды в общественном колодце <адрес> на текущий год; - решить вопрос об альтернативном способе водоснабжения в <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья: подпись О.В.Забелина Решение в окончательной форме изготовлено 16 января 2012 г.