Решение от 22.03.2012 г. по д. №2-131/2012 по жалобе Семенко В.Н. о признании незаконным отказа администрации Шербакульского муниципального р-на в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости по подпрограмме `Обеспечение жильем молодых семей`.



                       Дело № 2-131/2012

     Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2012 года                    р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Коньковой Е.И., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе Семенко В.Н. о признании незаконным отказа администрации Шербакульского муниципального района Омской области в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., обязании устранить допущенные нарушения,

       Установил:

Семенко В.Н. обратилась в суд с заявлением, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Шербакульского муниципального района с заявлением о предоставлении социальной поддержки в рамках программы «Обеспечение жильем молодых семей". К заявлению были приложены все необходимые документы, которые предусмотрены законодательством. ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в котором указано, что в предоставлении социальной выплаты отказано в связи с тем, что приобретается жилье у отца заявителя - ФИО3 и тем самым нарушаются его права. Считает отказ администрации Шербакульского муниципального района незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами. Социальные выплаты используются для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения. Также правилами установлено, что распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

Приобретаемое жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории субъекта Российской Федерации, орган исполнительной власти которого включил молодую семью - участницу подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты.

Заявителем со своей стороны соблюдены все требования закона для получения социальной выплаты. Приобретаемое жилье находится на территории Шербакульского муниципального района Омской области, необходимые документы предоставлены. Ссылка администрации района на то, что не предоставлены документы, подтверждающие наличие у родителей другого жилого помещения являются необоснованными, так как правилами не предусмотрено предоставление данного документа. Кроме того, надуманным является довод администрации о том, что купив жилое помещение у родителей, будут нарушены их права. Заключая с заявителем договор купли-продажи жилого помещения, родители действуют самостоятельно без какого-либо принуждения. Правилами не предусмотрено подтверждение наличия другого жилого помещения у продавца жилья.

Заявитель считает, что действиями администрации Шербакульского муниципального района нарушены ее права и права ее несовершеннолетней дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГр.. На основании изложенного, просит признать незаконным действия администрации Шербакульского муниципального района по отказу в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., обязать устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании заявитель не участвовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявление поддерживает в полном объеме.

Представитель администрации Шербакульского муниципального района Омской области Пегушина Т.Н. (по доверенности) в судебном заседании возразила против жалобы, пояснила, что администрация действовала в рамках предоставленных полномочий. Заявителю было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального дома. Субсидия выделена в размере ХХХ рублей, остальные денежные средства должны быть собственными. Для заключения договора заявителем были предоставлены свидетельства о праве собственности на землю и дом на имя ФИО3. Изучив документы, дали разъяснения о том, что денежные средства в будущем могут быть не перечислены, поскольку договор заключается с близким родственником, что будет нецелевым расходованием бюджетных средств. Заявителю предлагалось предоставить документы о наличии у родителей иного жилья, обязанность такая на заявителя не возлагалась. Также администрация не может отказать в заключении договора купли-продажи, какой бы он ни был, договор - это волеизъявление двух сторон, администрация стороной сделки не является, поэтому об отказе в заключении договора речь не идет. В удовлетворении жалобы просит отказть.

Представитель администрации Шербакульского муниципального района Омской области Курмаз О.С. (по доверенности) в судебном заседании возразила против жалобы, изложенные выше доводы поддержала.

Выслушав лиц, участвующих в процессе, изучив материалы: гражданского дела, учетного дела, суд приходит к следующему.

На основании ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах из объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, заключений экспертов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Представляется, что под решениями, подлежащими оспариванию по правилам гл. 25 ГПК РФ, следует понимать ненормативные правовые акты (т.е. акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц), принятые органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом. Указанные акты, как правило, облечены в форму распоряжений, приказов, постановлений и т.п.

К действиям, которые могут быть оспорены, относятся любые юридические факты, возникающие в результате деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, не оформленные в виде правовых актов и затрагивающие права и свободы заявителя.

Бездействием является несовершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" (с изменениями от 14 июля, 12 сентября, 6 октября, 27 декабря 2011 г.) утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее Программа).

В рамках данной Программы разработана Подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".

Цель подпрограммы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Задачи подпрограммы: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (с изменениями от 14 июля, 6 октября 2011 г.) (далее Правила).

Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи помимо права на получение средств социальной выплаты дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в подпрограмме. Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома ХХ молодой семье, - мать Семенко В.Н., дочь ФИО4, - являющейся участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., в соответствии с условиями этой подпрограммы предоставляется социальная выплата в размере ХХХ рублей на приобретение (строительство) жилья на территории Омской области. (л.д.15). Обоснованность выдачи данного свидетельства не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ Семенко В.Н. был заключен договор текущего банковского счета с ОАО «ХХХХ» (л.д.6-7).

ДД.ММ.ГГГГ на имя Семенко В.Н. главой Шербакульского муниципального района С.В.Магдой направлен ответ следующего содержания:

«Документы (свидетельства на право собственности на землю и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>), представленные Вами ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Шербакульского муниципального района с целью оформления необходимой документации для освоения социальной выплаты, представленной по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г. рассмотрены. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Приобретение жилых помещений у близких родственников допускается в том случае, если не нарушается их конституционное право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции Российской Федерации, а также п.2 ст.1 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которому граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В случае приобретения жилого помещения у родителей и близких родственников участники программ фактически улучшают свои условия проживания за счет этих родственников, то есть нарушают их конституционное право на жилище. Денежные средства социальной выплаты поступают в распоряжение этой семьи, при этом фактически то помещение, которое и так на момент перечисления уже находилось в пользовании этой семьи, не переходит в индивидуальное пользование участников программы, поскольку в нем по-прежнему проживают их близкие родственники.

Таким образом, не выполняется главное условие государственной программы «Обеспечение жильем молодых семей» - обеспечение молодой семьи изолированным жилым помещением, предназначенным для проживания и удовлетворения бытовых нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении. Поскольку данное условие не выполняется, перечисление денежных средств в такой ситуации приведет к не целевому использованию бюджетных средств.

Однако вышеуказанное не означает, что приобретать помещение у родителей и близких родственников запрещено. При наличии у родителей или близких родственников иного пригодного для проживания помещения, приобретение у них жилого помещения в рамках программы возможно, после предоставления в уполномоченный орган документов о праве собственности на такие жилые помещения, дополнительно к документам, указанным в соответствующем перечне».

Именно данный ответ заявитель оспаривает в суде, считая незаконным указание в нем на запрет приобретения жилья у близких родственников.

Аналогичная информация содержится и в ответе главы администрации Шербакульского муниципального района Магды С.В. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

Пункт 32 Правил указывает, что распорядитель счета имеет право использовать социальную выплату для приобретения у любых физических и (или) юридических лиц жилого помещения как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или создания объекта индивидуального жилищного строительства, отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенных применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение.

Указанный пункт не содержит запрета участнику программы приобретать жилье у членов семьи или родственников, поскольку данное ограничение незаконно вторгалось бы в область гражданско-правовых отношений и ограничивало их участников в свободе заключения договоров.

В силу статей 1, 12, 13 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения.

Как видно из Программы и Подпрограммы орган местного самоуправления организует учет молодых семей, участвующих в программе, организует работу по проверке сведений, содержащихся в предоставляемых документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

Информация, содержащаяся в письме от ДД.ММ.ГГГГ носит рекомендательный характер, официальной информацией считаться не может, поскольку не может повлиять (нарушить, воспрепятствовать) на осуществление гражданином своих прав и свобод;

данная информация предоставлена одному лицу, в адрес государственных органов, учреждений, предприятий и т.п., которые на основании такой информации приняли решение либо совершили действия, - не направлялась. В связи с этим, суд не может признать, что предоставленная информация явилась основанием для принятия решения указанными выше лицами либо для совершения ими каких-либо действий.

В соответствии со ст. 258 ч. 4 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Факт нарушения прав заявителя отсутствует, поскольку ответ администрации Шербакульского муниципального района не повлек наступление каких-либо неблагоприятных последствий для заявителя, о наступлении таковых в жалобе не указано, данным ответом также не создано препятствий в реализации прав и свобод и т.п.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что обжалуемый заявителем ответ администрации Шербакульского муниципального района дан в рамках компетенции, установленной законодательством, не противоречат законодательству РФ и не повлек неправомерного нарушения прав и свобод заявителя.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования Семенко В.Н. о признании незаконным отказа администрации Шербакульского муниципального района Омской области в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., обязании устранить допущенные нарушения удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 257-258 ГПК РФ,

р е ш и л:

В удовлетворении требований Семенко В.Н. о признании незаконным отказа администрации Шербакульского муниципального района <адрес> в заключении договора купли-продажи объекта недвижимости по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., обязании устранить допущенные нарушения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья: подпись                                                               О.В.Забелина

Решение принято судом в окончательной форме 26.03.2012.