Дело № 2-148/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 апреля 2012 года р.п. Шербакуль Омской области Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Дробота М.С., при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н., представителя истца по доверенности Вяльчиной Г.В. представителя ответчика администрации Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по доверенности Пегушиной Т.Н., представителя третьего лица администрации Шербакульского муниципального района Омской области по доверенности главного специалиста, юрисконсульта комитета по правовой и кадровой политике Мирошник Н.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вяльчина А.А. к Администрации Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения, установил: Вяльчин А.А., являясь инвалидом Х группы, страдает хроническим заболеванием, содержащее наименование в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением № 378 от 16.06.2006 Правительства РФ: <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ Вяльчин А.А. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на внеочередное получение жилого помещения решением жилищной комиссией Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ ответом № главы администрации Борисовского сельского поселения Вяльчину А.А. отказано в предоставлении жилого помещения по основаниям отсутствия жилых помещений. Вяльчин А.А. обратился в суд с иском, оспаривая отказ ответчика, ссылаясь на дополнительные основания для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке, связанные с признанием ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией ответчика принадлежащему ему Х доли жилого помещения непригодным для проживания в связи с ветхостью конструкций. Просит обязать ответчика предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение. В судебное заседание от истца поступило заявление об уточнении исковых требований, в которых просил предоставить жилое помещение площадью не менее 35 кв.м. в <адрес> или в <адрес> совместно с Вяльчиной Г.В. и ФИО6 В судебное заседание истец Вяльчин А.А. не явился и просил дело рассмотреть без его участия. Представитель от истца по доверенности Вяльчина Г.В. исковые поддержала. Представитель администрации Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по доверенности Пегушина Т.Н. иск не признала, подержала письменный отзыв, согласно которому семья истца не признана малоимущей, что исключает в силу положений ст. 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения по договору социального найма. Представитель третьего лица администрации Шербакульского муниципального района Омской области по доверенности главный специалист, юрисконсульт комитета по правовой и кадровой политике Мирошник Н.Г. иск не признала. Выслушав участников процесса, исследовав материла дела, суд удовлетворяет иск частично по следующим основаниям. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Приведенные конституционные предписания регламентированы законодателем в следующих законах. Согласно п. 5 ст. 14 федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 17 федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением № 378 Правительства РФ 16.06.2006 утвержден Перечень Из материалов дела следует, что не оспаривается сторонами, истец имеет заболевание, входящее в указанный перечень тяжелых форм хронических заболеваний, подтверждается Решением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому поставлен диагноз: <данные изъяты> Таким образом, исковые требования о предоставления жилого помещения являются обоснованными. Согласно ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2). Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3). Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4). Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. Из выписки протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, Вяльчин А.А. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации. К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Следовательно, истец имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди. С доводом стороны ответчика о том, что поскольку семья истца не признана малоимущей, то оснований для предоставления жилого помещения не имеется, согласиться нельзя по следующим основаниям. Как видно из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма направлена на реализацию предписаний статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, а также на защиту интересов граждан, имеющих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нескольким основаниям, и потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя. К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а потому также не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя (п.2.2). По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, направлена на их защиту, а потому согласуется с положениями статей 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя (п. 2.3). Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, действующий на момент первоначального и последующих обращений в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма, равно как и их право на внеочередное предоставление жилья, те из них, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности. Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 3). Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения. Вяльчин А.А. проживает на территории Борисовского сельского поселения: <адрес>. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Вяльчину А.А. принадлежит Х доля в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Таким образом, жилое помещение в жилищном фонде социального назначения может быть предоставлено жильцу на территории <адрес>. При этом доводы истца о предоставление в <адрес> опровергаются приведенными нормативными предписаниями. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1). Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов (ч. 2) Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ главы Борисовского сельского поселения установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. Следовательно, в силу взаимосвязи положения ст. 50 ЖК РФ и ст. 17 федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истцу должно быть предоставлено жилое помещение размером не менее 18 кв.м. С доводом истца о предоставлении жилого помещения площадью 35 кв.м. согласиться нельзя по вышеприведенным основаниям. Согласно п. 5 ст. 14 федерального закона от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Из технического паспорта <адрес> видно, что в доме одна жилая комната, проживают в доме три человека. Следовательно, отсутствует возможность выделения отдельной комнаты истцу. Доводы истца о предоставлении в течение месяца жилого помещения подлежат удовлетворению. Нормативные положения ч. 1 и ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не определен срок предоставления жилого помещения. Согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Из приведенных норм права с учетом принципа диспозитивности следует, что требования истца о предоставлении жилого помещения в течение одного месяца подлежат удовлетворению. Довод истца о предоставлении жилого помещения совместно с Вяльчиной Г.В. и ФИО6 является не состоятельным, поскольку закон не возлагает на ответчика при предоставлении истцу жилого помещения по основаниям ст. 57 ЖК РФ обязанность обеспечения жилым помещением членов его семьи. Как таковые доводы истца о предоставлении благоустроенного жилого помещения не могут быть удовлетворены, поскольку определение благоустроенности в действующем законодательстве не содержится. Жилое помещение должно отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а благоустройство определяется применительно к условиям данного населенного пункта, характеризуется наличием водопровода, центрального отопления, газовых коммуникаций. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить частично исковые требования Вяльчина А.А. к администрации Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения. Обязать Борисовское сельское поселения Шербакульского района предоставить Вяльчину А.А., родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, вне очереди по договору социального найма в <адрес> муниципального района Омской области жилое помещение площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, в течение одного месяца. Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем. Председательствующий Решение изготовлено 01.05.2012
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.