Решение от 17.05.2012 по д. №2-281/2012 по заявлению прокурора Шерб. р-на в интересах Громовой А.Е. к адм-ции Шерб. г/пос, адм-ции Шерб. р-на о признании незаконным токаза в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.



Дело № 2-281/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 мая 2012 г.                    р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Головань Е.П., при секретаре Моляровской О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах Громовой А.Е. к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» проведена проверка действующего федерального законодательства в сфере соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

По результатам проверки установлено, что администрацией городского поселения в части учета граждан указанной категории не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.

Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), определено, что участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, является участником Великой Отечественной войны и принимал участие в боевых действиях с февраля 1943 по май 1945 года в составе 3 отдельного полка связи, который входил в состав действующей армии.

Громова А.Е., ДД.ММ.ГГГГр., согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, является женой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2.

Громова А.Е. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Жилищной комиссией Шербакульского городского поселения, согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ Громовой А.Е. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано в связи с тем, что Громова А.Е. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: р.<адрес>, общей площадью ХХ кв.м.

Данное решение администрации Шербакульского городского поселения является незаконным, поскольку нарушает право Громовой А.Е. как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых положениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции далее - Положение), устанавливающее требования, которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории РФ.

Согласно п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года №47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных).

Громова А.Е. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью ХХ кв.м., принадлежащем ей на праве собственности.

Как следует из акта обследования жилого дома, расположенного по указанному адресу, от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью ХХ кв.м. принадлежит Громовой А.Е. на праве собственности. Стены - каркасно-засыпные, фундамент ленточный бетонный, кровля шифер, отопление газовое, водопровод, канализация и центральное отопление отсутствуют. Присутствуют незначительные трещины на стенах дома, происходит неравномерная осадка фундамента. Дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту ДД.ММ.ГГГГ степень износа жилого дома составляет 40%. Конструктивное состояние жилого дома - удовлетворительное.

Громова А.Е.. ввиду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно осуществлять уход за собой, и, тем более, улучшить свои жилищные условия, в связи с чем, имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем.

Своим действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы участника Великой Отечественной Войны Громовой А.Е. на предоставление благоустроенного жилья. На основании изложенного прокурор просит: 1)признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны Громовой А.Е. незаконным; 2)обязать администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника ВОВ Громову А.Е.; 3)взыскать государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Писарев М.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.

Громова А.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила в суд своего представителя.

Представитель Громовой А.Е. - Демьяненко Г.А. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Громовой А.Е. поддержала, пояснила, что в настоящее время Громова А.Е. проживает одна, нуждается в постоянном уходе в связи с плохим состоянием здоровья, и преклонным возрастом. Жилой дом, в котором проживает Громова А.Е. сырой, требует капитального ремонта, в доме отсутствует центральное отопление, водопровод и канализация. Стены дома имеют трещины. Исковые требования прокурора просит удовлетворить.

Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области Рыкова Л.Б. (по доверенности), заявленные требования признала, отнесла разрешение спора на усмотрение суда.

Руководитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району Кудря В.Б. в судебном заседании поддержал требования прокурора.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет.

Согласно п.4 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 23.2 Закона «О ветеранах» закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации".

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Как следует из материалов дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГр., согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, является участником Великой Отечественной войны и принимал участие в боевых действиях с февраля 1943 по май 1945 года в составе 3 отдельного полка связи, который входил в состав действующей армии. (л.д.17).

Громова А.Е., ДД.ММ.ГГГГр., согласно свидетельству о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, является женой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО2 и имеет право на получение льгот, предусмотренных ст.21 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается удостоверением (л.д.13, 16, 19).

ДД.ММ.ГГГГ Громова А.Е. обратилась с заявлением о постановке на учет на получение жилой площади (л.д.7).

Выпиской из протокола заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учет на улучшение жилищных условий Громовой А.Е. было отказано в связи с тем, что она имеет в собственности жилой дом в р.<адрес>, общей площадью ХХ кв.м., при этом учетная норма при постановке на учет составляет 16 кв.м. (л.д.8).

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно только, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет.

Как следует из пояснений представителя истца в судебном заседании, показаний свидетелей ФИО14, ФИО15, цели постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Громова А.Е. не преследовала, предпринимает все усилия, чтобы содержать дом в надлежащем состоянии, производя косметический ремонт, однако дом сырой и продолжает разрушаться.

Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем Громова А.Е. не использовала.

Как следует из акта обследования жилого дома, расположенного по указанному адресу, от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, общей площадью ХХ кв.м. принадлежит Громовой А.Е. на праве собственности. Стены - каркасно-засыпные, фундамент ленточный бетонный, кровля шифер, отопление газовое, водопровод, канализация и центральное отопление отсутствуют. Присутствуют незначительные трещины на стенах дома, происходит неравномерная осадка фундамента. Дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ степень износа жилого дома составляет 40%. Конструктивное состояние жилого дома - удовлетворительное. (л.д.11-12).

Согласно данным паспорта Громова А.Е. зарегистрирована по адресу: р.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

В Едином государственном реестре прав имеется запись о регистрации прав Громовой А.Е., ДД.ММ.ГГГГ.р., на объекты недвижимости: земельный участок, расположенный по <адрес>, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.15).

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы участника Великой Отечественной Войны Громовой А.Е. на предоставление благоустроенного жилья.

В связи с этим, действия администрации городского поселения по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении следует признать незаконными, а требования прокурора Шербакульского района Омской области в этой части подлежащими удовлетворению.

Также подлежит удовлетворению требование прокурора об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Громову А.Е. - с целью устранения допущенного нарушения права на улучшение своих жилищных условий.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Истец Громова А.Е. является лицом преклонного возраста и по своему состоянию здоровья не имеет возможности защитить свои права.

Таким образом, прокурор законно и обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов вдовы участника Великой Отечественной войны Громовой А.Е.

Возмещение государственной пошлины в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо возложить на ответчика.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Шербакульского городского поселения освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны Громовой А.Е., ДД.ММ.ГГГГр., незаконным.

Обязать администрацию Шербакульского городского поселения поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Громову А.Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в апелляционном порядке через Шербакульский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                     Е.П. Головань

Решение в окончательной форме изготовлено 22. 05.2012 г.