Решение от 15.05.2012 по д.№20296/2012 по заявлению прокурора Шерб. р-на в интересах неопределенного круга лиц к Совету Шерб. мун р-на о признании противоречащей законодательству ст.6 Устава Шерб. мун. р-на в части невключения вопросов местного значения.



Дело № 2-296/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2012 г.                      р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Коньковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету Шербакульского муниципального района Омской области о признании противоречащей законодательству статьи 6 Устава Шербакульского муниципального района Омской области в части невключения вопросов местного значения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с иском к Совету Шербакульского муниципального района Омской области о признании противоречащей законодательству статьи 6 Устава Шербакульского муниципального района Омской области в части невключения вопросов местного значения, ссылаясь следующее.

24.06.2005 Советом Шербакульского муниципального района Омской области принято решение № 25, которым утвержден Устав Шербакульского муниципального района Омской области. Указанное решение опубликовано в районной газете «Наша Газета» 24 августа 2005 года № 67-68 (9185-9186).

Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) были внесены изменения.

В частности в соответствии с п. 33. ч. 1 ст. 15 Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района, согласно Федеральному закону № 329-ФЗ, относится осуществление мер по противодействию коррупции в соответствующих границах.

19.12.2011 прокуратурой района на Устав Шербакульского муниципального района принесен соответствующий протест, однако по состоянию на 25.04.2012 ст. 6 Устава, регулирующая вопросы местного значения района, в соответствие с требованиями действующего законодательства не приведена.

В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 12 Федерального закона. Данный документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru -22.11.2011, начало действия редакции - 03.12.2011.

Вместе с тем, проверкой установлено, что с момента принесения протеста на устав Шербакульского муниципального района 28.12.2011, 08.02.2012, 18.04.2012 проходили сессии Совета Шербакульского муниципального района, однако каких-либо действий по внесению изменений в устав и приведению его в соответствие с требованиями действующего законодательства осуществлено не было.

Кроме этого, последние изменения в устав района вносились на сессии, проходившей 29.06.2011 года.

Также, согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Однако, бездействие Совета Шербакульского муниципального района, которое выразилось в невключении в ст. 6 Устава такого вопроса местного значения как осуществление мер по противодействию коррупции в границах района создает предпосылки для коррупционных проявлений, что является недопустимым.

Прокурор просит признать статью 6 Устава Шербакульского муниципального района Омской области противоречащей законодательству в части невключения вопросов местного значения, взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Писарева О.В. поддержала заявление прокурора в полном обхъеме по основаниям, указанным в заявлении, просила удовлетворить. Пояснила, что статья 6 Устава в действующей редакции сужает вопросы местного значения, поскольку перечнь этих вопросв является закрытым, поэтому и должны быть внесены изменения в Устав.

Главный специалист Совета Шербакульского муниципального района Омской области Лавренова С.М. (по доверенности) в судебном заседании возразила против иска прокурора. Пояснила, что в настоящее время разрабатывается проект новой редакции Устава Шербакульского муниципального района, в которой будут учтены все необходимые изменения законодательства, в частности, в статью 6 Устава будет включен вопрос местного значения в части осуществления мер по противодействию коррупции в границах района. В связи с этим вносить изменения только в статью 6 Устава нецелесообразно. 17 мая 2012 года состоится заседание рабочей группы по разработке проекта Устава, который будет рекомендован к рассмотрению на ближайшей сессии Совета, которая теперь состоится в июне 2012 года. За время, истекшее с момента вступления в законную силу редакции ФЗ «О противодействии коррупции», состоялось несколько сессий Совета, но по различным причинам, вопрос о внесении изменений в статью 6 Устава откладывался. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. ст. 45, 251 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. Прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления, если им нарушаются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, противоречащим закону полностью или в части.

Статья 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) закрепила вопросы местного значения муниципального района.

Согласно ст. 18 названного Закона перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Статьей 17Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции" в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, часть 1 статьи 15 дополнена пунктом 33 следующего содержания: 33) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района". Указанная редакция закона действует с 03.12.2011.

В статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" указаны основные понятия, согласно которым противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

24.06.2005 Советом Шербакульского муниципального района Омской области принято решение № 25, которым утвержден Устав Шербакульского муниципального района Омской области. Указанное решение опубликовано в районной газете «Наша газета» 24 августа 2005 года № 67-68 (9185-9186) (л.д.41).

В соответствии со ст.60 Устава Шербакульского муниципального района Омской области инициатива по внесению на рассмотрение Совета муниципального района проекта Устава муниципального района, а также проекта решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района может исходить от Главы муниципального района, от депутатов Совета муниципального района численностью не менее 1/3 от установленного числа депутатов и инициативной группы граждан численностью не менее трех процентов от числа жителей муниципального района, обладающих избирательным правом.

Проект Устава муниципального района, проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района подлежат официальному опубликованию не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения с одновременным опубликованием установленного Советом муниципального района порядка учета предложений по проекту указанного Устава, а также порядка участия граждан в его обсуждении.

По проекту Устава муниципального района и по проекту решения о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района, в порядке, предусмотренном настоящим Уставом, проводятся публичные слушания.

Решение Совета муниципального района о принятии Устава муниципального района и решение о внесении изменений или дополнений в него принимаются 2/3 голосов от установленной численности депутатов Совета муниципального района.

Устав муниципального района, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Устав муниципального района, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежат официальному опубликованию в течение 30 дней после государственной регистрации (л.д.34-35).

Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статья 6 Устава Шербакульского муниципального района (далее Устав) содержит вопросы местного значения, к которым относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

10) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального района, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Омской области. Организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

12) организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

13) опека и попечительство;

14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора);

20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;

21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

22) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

23) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (л.д.10-12).

Данная редакция статьи 6 Устава Шербакульского муниципального района не содержит такой вопрос местного значения, как осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения, который закреплен в ст. 15 Закона N 131-ФЗ, в связи с чем Устав не соответствует законодательству, в частности ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".

Наличие в статье 6 Устава частьи 4, наделяющей органы местного самоуправления муниципального района полномочиями в соответствии с фелеральным законом, не является основанием для не внесения изменений в статью 6 Устава.

На основании изложенного, суд находит требования, заявленные прокурорм подлежащими удовлетворению.

Возмещение государственной пошлины в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо возложить на ответчика.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Совету Шербакульского муниципального района Омской области о признании противоречащей законодательству статьи 6 Устава Шербакульского муниципального района Омской области в части невключения вопросов местного значения удовлетворить.

Признать статью 6 Устава Шербакульского муниципального района Омской области противоречащей законодательству - в части невключения вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 21.11.2012 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                       О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2012 г.