Решение от 31.05.2012 по д.№2-315/2012 по иску прокурора Шерб. р-на в интересах неопредел. круга лиц к адм-ции Александровского с/пос о признании бездействия незаконным и возложение обязанности по устранению нарушений законодат-ва об отходах производства



Дело № 2-315/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2012 г.                        р.п. Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В.,

при секретаре Коньковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шербакульского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации скотомогильника,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском ссылаясь на следующее.

В соответствии с п. 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации юридические и физические лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствие со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 утверждены и введены в действие с 15.06.2003 санитарные правила «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (далее - Санитарные правила).

В соответствии с п. 1.5 Санитарных правил обезвреживание и захоронение трупов павших животных, конфискатов и отходов ветлечебниц и мясокомбинатов производится в соответствии с действующими правилами ветеринарно-санитарной службы, а в случаях эпидемиологической опасности и соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением.

Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469 утверждены ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (именуемые в дальнейшем "Правила").

Согласно п. 1.1 ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

В соответствие с п. 1.4 Правил обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации).

В соответствие с п. 1.5 Правил биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.

В соответствии с п.п. 5.6-5.8 Правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

В ходе совместной проверки с Федеральной службой по Ветеринарному и Фитосанитарному надзору установлено, что на территории Администрации Александровского сельского поселения - скотомогильник расположен в с. Александровка. Территория скотомогильника не огорожена глухим забором, въездные ворота отсутствуют. На территории скотомогильника, вне биотермической ямы, расположены останки трупов животных и бытовой мусор.

Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (круг которых определить не возможно, поскольку, в соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждому гарантировано право свободно передвигаться).

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях

На основании изложенного, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в части несоблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации скотомогильника; обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации скотомогильника: ликвидировать расположенные вне биотермической ямы останки трупов животных и бытовой мусор, оборудовать ограждение скотомогильника, установить въездные ворота, а также взыскать с ответчика государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Писарев М.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.

Глава администрации Александровского сельского поселения Аскирко С.Н. в судебном заседании с иском согласилась, пояснила, что в настоящее время допущенные нарушения устраняются.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Омской области Займак Э.С. (по доверенности) в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, иск прокурора поддерживает в полном объеме.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469) являются обязательными для исполнения владельцами животных независимо от способа ведения хозяйства, а также организациями, предприятиями (в дальнейшем организациями) всех форм собственности, занимающимися производством, транспортировкой, заготовкой и переработкой продуктов и сырья животного происхождения.

Пунктом 6.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ 04.12.1995 года (в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 16.08.2007 N 400) (далее Правила) установлено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет.

Согласно пункту 6.10. Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относит широкий круг вопросов, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения (пп. 8 п. 1 статьи 14).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Законодательные акты Российской Федерации определяют земельные участки, на которых расположены скотомогильники, как зоны специального назначения (Градостроительный кодекс Российской Федерации), объекты, влияющие на состояние подземных вод (Водный кодекс Российской Федерации), участки с возможным заражением почвы. При этом скотомогильники не могут быть бесхозяйными.

Обязанность использовать земельные участки в соответствии с их принадлежностью к категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, основана на положениях Конституции РФ.

В судебном заседании установлено, что на территории Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в с.Александровска находится скотомогильник, который обустроен с нарушением требований ветеринарно-санитарных правил: территория скотомогильника не огорожена глухим забором, въездные ворота отсутствуют. На территории скотомогильника, вне биотермичсекой ямы, расположены останки трупов животных и бытовой мусор (л.д.7).

Статья 268 ГК РФ в качестве основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящегося в государственной или муниципальной собственности предусматривает решение государственного или муниципального органа. На основании п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в ред. от 22.07.2010) такое решение до разграничения государственной собственности на землю принимают органы местного самоуправления, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок принятия указанного решения установлен ст. 30-32 ЗК.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии , земельный участок площадью ХХ кв.м., предоставленный для размещения скотомогильника, расположен на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения по адресу: Омская область , Шербакульский район, примерно в 1000 метрах от восточной окраины с Александровское по направлению на северо-восток, находится в постоянном бессрочном пользовании администрации Александровского сельского поселения. Основанием является распоряжение главы Шербакульского муниципального района Омской области от 23.10.2007 № 500-р «О предоставлении земельного участка в постоянное (бесрочное) пользование».

Таким образом, ответчик является законным владельцем земельного участка, обладателем вещного права постоянного (бессрочного) пользования и лицом, несущим ответственность за надлежащее содержание скотомогильника.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к бездействию органов местного самоуправления, оспариваемому в порядке гражданского судопроизводства, относится бездействие, в результате которого нарушены права и свободы гражданина, либо созданы препятствия к осуществлению гражданином указанных прав и свобод.

Указанные выше нарушения требований законодательства в деятельности администрации Александровского сельского поселения являются существенными, непринятие мер к надлежащему содержанию скотомогильника безусловно приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории сельского поселения в связи с его близостью к населенному пункту и пастбищам, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе эпидемиологического характера. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что в свою очередь указывает на незаконное бездействие ответчика.

Часть 1, 2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, охраняемых законом интересов государства, в том числе за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов. Требования ч.4 ст.27, ч.ч.3,4 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращения в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации.

В связи с изложенным, заявленные прокурором Шербакульского района Омской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц требования к администрации Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области об обязании устранить нарушения требований законодательства от отходах производства и потребления при эксплуатации скотомогильника суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Возмещение государственной пошлины в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо возложить на ответчика.

Однако, в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, ответчик Администрация Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области освобождается от уплаты государственной пошлины по данному делу.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в части несоблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации скотомогильника.

Обязать администрацию Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области устранить нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления при эксплуатации скотомогильника в с.Александровское: ликвидировать расположенные вне биотермической ямы останки трупов животных и бытовой мусор, оборудовать ограждение скотомогильника, установить въездные ворота.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                             О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 04.06.2012.