Решение от 05.06.2012 по д. №2-259/2012 по иску Хусаинова Т.Ш. к ОАО `Агрофирма `Екатеринославская`, адм-ции Шербакульского муниципального р-на о признании права собственности на земельную долю и выделение доли в земельном участке.



Дело № 2-259/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 июня 2012 г.                                                             р.п. Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Головань Е.П., при секретаре судебного заседания Семенко В.Н., с участием истца Хусаинова Т.Ш., представителя ответчика администрации Шербакульского муниципального района Омской области Мирошник Н.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Хусаинова Т.Ш. к ОАО «Агрофирма Екатеринославская», администрации Шербакульского муниципального района Омской области о признании права собственности на земельную долю и выделении доли в земельном участке,

УСТАНОВИЛ:

Хусаинов Т.Ш. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал чабаном овцефермы в совхозе «Екатеринославский», реорганизованном ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ Агрофирма «Екатеринославская», а затем ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «Агрофирма Екатеринославская». Уволен из совхоза Приказом от ДД.ММ.ГГГГ в связи с призывом в ряды Советской Армии. Проходил службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Хусаинов Т.Ш. обратился в суд с иском, ссылаясь на нарушение его прав по приобретению права собственности в виде земельной доли в период реорганизации совхоза «Екатеринославский» согласно Указу Президента РФ «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан», «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками», выразившееся в отказе предоставления земельной доли в ОАО «Агрофирма Екатеринославская». Просил обязать администрацию Шербакульского муниципального района предоставить ему из фонда перераспределения земель земельный участок в размере нормы, установленной для земель сельскохозяйственного назначения Екатеринославского сельского поселения.

В судебном заседании истец Хусаинов Т.Ш. уточнил исковые требования, и объяснил, что он не являлся и не является акционером ОАО «Агрофирма Екатеринославская», имущественного пая в уставном капитале ОАО «Агрофирма Екатеринославская» не имеет. Как служащий в армии имел в ДД.ММ.ГГГГ право на получение земельной доли. Просит признать за ним право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером Х доля в праве (Х га сельхозугодий) в границах Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, обязать администрацию Шербакульского муниципального района выделить ему для оформления в собственность из земель фонда перераспределения Шербакульского муниципального района Омской области земельную долю в размере Х гектара сельхозугодий в границах Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района, на земельном участке требования в части взыскания судебных расходов не поддержал.

Представитель ОАО «Агрофирма Екатеринославская» директор Лыхенко Н.Д. в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, ранее направлял в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель администрации Шербакульского муниципального района Омской области Мирошник Н.Г. (по доверенности) в судебном заседании иск не признала, поддержала отзыв на исковое заявление и дополнения к нему, где указано следующее. При реорганизации совхоза «Екатеринославский» в АО АФ «Екатеринославская» на момент составления списков лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельной доли, каких-либо нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления земельных участков в собственность, не действовало. Данный порядок начал действовать с 02.03.1992 г. и введен Указом президента РФ «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан, где определено, что правом на бесплатное получение в собственность земельных участков наделены только работника колхозов и совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, а также пенсионеры этих хозяйств. В целях выполнения действующего на тот момент Указа Президента РФ «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» от 27.12.1991 г. № 323, а также Постановления Правительства РФ от 29.12.1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и на основании протоколе решения общего собрания трудового коллектива № 1 от 18.02.1992 г., 11.08.1992 г. главой администрации Шербакульского района издано Постановление № 336-п «О предоставлении земель АФ «Екатеринославская» с приложением в виде списка граждан, имеющих право на бесплатное получение, куда истец не был включен. Включение истца в списки как военнослужащего, проходящего срочную службу в рядах вооруженных сил не являлось правомерным, так как фактически в этот момент трудовые отношения у истца с совхозом «Екатеринославский» отсутствовали. Согласно постановления № 336-п от 11.08.1992 г. сведения о передаче оставшейся площади земель, зачисленных в фонд перераспределения района в аренду АФ «Екатеринославская» в архиве Шербакульского муниципального района отсутствуют. Предположительно, данные земли, в целях недопущения нерационального использования, были переданы различным субъектам на праве собственности. В настоящее время фонда перераспределения земель сельскохозяйственного назначения на территории Екатеринославского сельского поселения не существует. Считает также, что истец не имел права на получение земельной доли в связи с тем, что незначительное время проработал в совхозе «Екатеринославский». Кроме того, заявила о пропуске истцом срока исковой давности и просила в иске отказать.

Представитель администрации Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области глава поселения Михайлис О.А. в судебном заседании выразила согласие с исковым заявлением и пояснила, что считает, что земельная доля должна быть предоставлена истцу именно из фонда перераспределения земель, так как данный фонд и создавался для таких целей и такие земельные участки на территории Екатеринославского сельского поселения есть. На территории поселения имеются невостребованные земельные доли, на часть из них Решениями суда признано право собственности Екатеринославского сельского поселения. Реально существует возможность предоставления истцу земельной доли за счет невостребованных земельных долей, но она считает данный путь неверным, так как Хусаинов Т.Ш. имел право получить причитающуюся именно ему земельную долю.

Главный специалист - эксперт Шербакульского отдела Управления Росреестра по Омской области Павелин А.В. в судебном заседании пояснил, что фонд перераспределения района создавался в ДД.ММ.ГГГГ в период реорганизации бывших колхозов и совхозов на территории Шербакульского района. В него были включены земли сельскохозяйственного назначения, которые не были переданы бесплатно в собственность участникам долевой собственности. В кратчайшие сроки, в целях недопущения нерационального использования земель, земли, находящиеся в фонде перераспределения района были предоставлены различным субъектам на правах аренды, пользования и собственности. В настоящее время учет земель осуществляется на основе Государственного кадастра объектов недвижимости, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, материалов Государственного фонда данных землеустроительной документации. Указанные информационные ресурсы не содержат сведений по критерию «фонд перераспределения района», есть объекты недвижимости (земельные участки), есть субъекты права. Но это не означает, что не существует самого фонда перераспределения земель. Фонд перераспределения района это не форма собственности и не категория земель, соответственно в ежегодных статистических формах отсутствуют сведения о площадях земельных участков, составляющих фонд перераспределения района, что не свидетельствует об отсутствии таковых земельных участков. При реорганизации бывших колхозов и совхозов создавались внутрихозяйственные комиссии, которые составляли списки лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельной доли. Далее этот список утверждался общим собранием колхоза или совхоза. Исходя из количества лиц, включенных в утвержденный список и площади земель, находящихся в землепользовании колхозов и совхозов, был рассчитан размер одной земельной доли, который составляет на территории бывшего совхоза «Екатеринославский», который преобразовывался в дальнейшем в ОАО «Агрофирма Екатеринославская» Х г сельхозугодий, из них Х га пашни. В настоящее время на территории Екатеринославского сельского поселения существуют три земельных участка сельскохозяйственного назначения общей площадью Х га государственной собственности, переданные в аренду различным субъектам. Эти земельные участки образовались из земель, которые в период реорганизации совхоза «Екатеринославский» были переданы в фонд перераспределения района. Все эти участки расположены на земельном участке с общим кадастровым номером и только на этом участке возможно выделение земельной доли Хусаинову Т.Ш., которую он имел право получить в ДД.ММ.ГГГГ и именно в размере Х доля в праве общей долевой собственности. Таким образом, полагает, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

Из объяснений истца, письменной информации ОАО «Агрофирма Екатеринославская»», списка акционеров АОЗТ Агрофирма «Екатеринославская», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ видно, что истец не является акционером ОАО «Агрофирма Екатеринославская». Следовательно, спор в силу ст. 22 ГПК РФ подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 217 ГК РФ (применяемой в силу положений ст. 4 ФЗ № 52-ФЗ от 30.11.1994 г. «О введение в действие части первой ГК РФ») имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Указом Президента России № 323 от 27.12.1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусмотрена приватизация земель (п. 1) и обязанность коллективов колхозов по определению формы собственности на земельные участки (п. 6). В силу пункта 3 названного Указа Президента России колхозы и совхозы обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах.

Пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1992 г. № 708 предусматривалось, что трудовые коллективы реорганизуемых колхозов и совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.

Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включаются представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов (п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов").

С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.

К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1992 года № 213. В них включаются: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающих на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, в списки включаются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения) и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.1992 г. (п. 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708).

Пунктом 3 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 и принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" и постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", установлено, что реорганизация сельскохозяйственных предприятий нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных паев и земельных долей.

В судебном заседании установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что в соответствии с порядком, установленным указанным выше Указом Президента России № 323 от 27 декабря 1991 года совхоз «Екатеринославский» был реорганизован в АОЗТ Агрофирма «Екатеринославская» устав которого был зарегистрирован постановлением Главы Администрации Шербакульского района Омской области № 268-п от 08.06.1992 года, в дальнейшем АОЗТ Агрофирма «Екатеринославская» реорганизовано в ОАО «Агрофирма Екатеринославская», на основании Постановления главы Администрации Шербакульского района от 18.09.1998 г. № 467-п.

В соответствии с расчетом дифференцированной среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность гражданам, бесплатная норма передачи земель в собственность для совхоза «Екатеринославский» составила Х га сельхозугодий, в том числе Х га пашни, что подтверждается информацией главного специалиста - эксперта Шербакульского отдела Управления Росреестра по Омской области.

Судом установлено, что Хусаинов Т.Ш., согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ, принят в совхоз «Екатеринославский» чабаном овцефермы с ДД.ММ.ГГГГ со сдельной оплатой труда. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Хусаинов Т.Ш. уволен из совхоза с должности чабана овцефермы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с призывом в ряды Советской Армии, основание: повестка РВК от ДД.ММ.ГГГГ, что также подтверждается записями в трудовой книжке истца (л.д. 9-11). Хусаинов Т.Ш. проходил срочную службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, далее до ДД.ММ.ГГГГ служил по контракту, что подтверждается характеристикой (л.д.14) и копией военного билета

Из представленных списков лиц к наделению земельными паями для определения размеров паев по совхозу «Екатеринославский» видно, что присутствующими на общем собрании трудового коллектива племсовхоза «Екатеринославский» решено просить Шербакульский Совет народных депутатов предоставить хозяйству причитающуюся по среднерайонной норме землю в коллективно-долевую собственность. В список лиц, получающих земельные паи включено 1517 человек, в том числе: работающих в совхозе 1121 человек, пенсионеров 329 человек, служащих в Советской Армии 40 человек (1990-1992 г.г.), учащихся 27 человек, что подтверждается протоколом конференции трудового коллектива племсовхоза «Екатеринославский» от ДД.ММ.ГГГГ Из аналогичных списков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, видно, что отсутствуют сведения о включении истца в указанный список и выделении ему земельного пая. По информации ОАО «Агрофирма Екатеринославская» Хусаинов Т.Ш. в список лиц, имеющих право на получение земельной доли в связи с реорганизацией совхоза «Екатеринославский» включен не был, так как на момент распределения долей в 1992 году проходил службу в вооруженных силах РФ. Лица, проходившие службу в рядах Советской Армии в количестве 40 человек, указанные в протоколе конференции трудового коллектива племсовхоза «Екатеринославский» от ДД.ММ.ГГГГ, были включены в общий список работников совхоза. Отдельного списка военнослужащих в ОАО «Агрофирма Екатеринославская» нет.

Согласно информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, сведения о правах, зарегистрированных на объекты недвижимости, расположенные на территории г. Омска и Омской области, в отношении истца не зарегистрированы. Между тем, по спискам от ДД.ММ.ГГГГ выдавались свидетельства о праве собственности на земельные доли, размер доли составлял Х га сельхозугодий, из них Х гектара пашни.

По возвращении из Армии истец, согласно данным трудовой книжки, вернулся в Агрофирму «Екатеринославская», и с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу временно рабочим стройцеха на период строительства жилых домов. Уволен ДД.ММ.ГГГГ по окончании сезона строительства и с ДД.ММ.ГГГГ продолжил работать в «Агрофирме «Екатеринославская», с рождения по настоящее время, согласно предоставленной справке (л.д.15) зарегистрирован и постоянно проживает по <адрес>. (на территории Екатеринославского сельского поселения).

Таким образом, исключение истца из числа лиц, имеющих право на приобретение в собственность земельной доли, нарушает его права.

В ходе судебного заседания истец просил возложить обязанность по выделению земельной доли на администрацию Шербакульского муниципального района, что правомерно обосновывается следующими нормоположениями.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусмотрена приватизация земель. Пунктом 5 этого же Указа установлено, что оставшиеся после бесплатной передачи коллективам земли подлежат включению в фонд перераспределения земель. Самому реорганизованному хозяйству предоставлено только право на выкуп у членов трудового коллектива земельных долей (п. 13).

Таким образом, после реорганизации совхоза «Екатеринославский» ответчик ОАО «Агрофирма Екатеринославская» не имел земельного участка. Обстоятельства отсутствия у ОАО «Агрофирма Екатеринославская» земельного участка на праве собственности подтверждается информацией от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста - эксперта Шербакульского отдела Управления Росреестра по Омской области.

Кроме того, Постановлением главы администрации Шербакульского района № 286-п от 08.06.1992 г. зарегистрирована агрофирма «Екатеринославская» в форме акционерного общества закрытого типа. Постановлением главы администрации Шербакульского района № 336-п от 11.08.1992 г. «О предоставлении земель агрофирме «Екатеринославская» агрофирме «Екатеринославская» предоставлена земля в коллективно-долевую собственность, причитающуюся по среднесовхозной доле на всех граждан, проживающих на территории агрофирмы и имеющих право на получение бесплатной земельной доли. Оставшаяся площадь земель зачислена в фонд перераспределения района и предоставлена агрофирме «Екатеринославская» в аренду до конца сельскохозяйственного года.

Довод истца о том, что надлежащим ответчиком является администрация Шербакульского муниципального района, основывается на следующих обстоятельствах.

Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации (п. 2). Районным органом исполнительной власти устанавливаются среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель (п. 4 названного Указа и п. 2 Указа Президента РФ от 02.03.1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»). Местной администрации предоставлено право на продажу земель из фонда перераспределения, оставшихся после бесплатной передачи земель коллективам хозяйств (п. 5). Местной администрации предписано обеспечить выдачу гражданам свидетельств на право собственности на землю (п. 6).

В состав внутрихозяйственных комиссий включались представители местных органов власти (п. 3 Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86
"О порядке реорганизации колхозов и совхозов").

Решение о дополнительном выделении земельных угодий реорганизуемым хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства принимается местной администрацией по представлению районного комитета по земельной реформе и земельным ресурсам (п. 12 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708.)

Таким образом, из совокупности приведенных норм права вытекает, что полномочиями по наделению граждан земельными паями обладала администрация. Кроме того, возглавлял районную комиссию по приватизации земель - в силу п. 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, - глава администрации Шербакульского района, что видно из постановления № 53а - п от 04.02.1992 г.

Кроме того, законом Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" на органы местного самоуправления Омской области возложены полномочия в сфере регулирования земельных отношений по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, расположенными на территории муниципальных районов Омской области (п. 4 ст. 6.1). Федеральным законом от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 10 ст. 3). Таким образом, надлежащим ответчиком является администрация Шербакульского района.

Определяя местоположение земельного участка, на котором подлежит выделить земельную долю истице, суд исходит из следующих обстоятельств.

Пунктом 5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» установлено, что оставшиеся после бесплатной передачи коллективам земли подлежат включению в фонд перераспределения земель.

Согласно п. 11 ст. 3 федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.

Согласно ст. 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель (п.1). Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд:

1) при добровольном отказе от земельного участка;

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).

Нормами права предусмотрена возможность выделения земельного участка из фонда перераспределения земель:

1) законом Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" - земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам. Указанные земельные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность на возмездной или безвозмездной основе в размере, определенном пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона, в случаях, предусмотренных федеральным законом и пунктом 3 статьи 7 настоящего Закона (ст. 23). Право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков из земель, находящихся в собственности Омской области или муниципальной собственности, имеют категории граждан и юридических лиц, установленные федеральными законами (подпункт 6 п. 3 ст. 7);

2) федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"- земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 10).

Наличие земель в фонде распределения подтверждается и теми обстоятельствами, что размер земельного пая, подлежащего передаче членам коллектива колхоза, не является величиной абсолютного деления размера земельного участка, находившегося в пользовании совхоза «Екатеринославский», на количество лиц, имеющих право на приватизацию, что вытекает из положения пунктов 4 и 5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР. Величина размера земельного пая - в силу пунктов 2 и 4 Указа - определяется органами местной администрации по усредненной норме с учетом качества земли и различной плотности населения (п. 2 Указа Президента РФ от 02.03.1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»).

При определении земельной доли (пая) учитываются все сельскохозяйственные угодья в границах сельскохозяйственных предприятий, за исключением земельных участков, включенных в фонд перераспределения земель (п. 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708).

Пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" на районные и внутрихозяйственные комиссии возложена обязанность провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.

Из приведенных норм вытекает, что часть земельного участка, находившегося в пользовании у совхоза «Екатеринославский» и не выделенная гражданам, передана в фонд перераспределения земель. В этот же фонд согласно п. 5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» включены участки, оставшегося после бесплатной передачи.

Постановлением Главы Администрации Шербакульского района № 336-п от 11.08.1992 г. «О предоставлении земель агрофирме «Екатеринославская» оставшаяся площадь земель (после ее предоставления в коллективно-долевую собственность) зачислена в фонд перераспределения района и предоставлена агрофирме «Екатеринославская» в аренду до конца сельскохозяйственного года.

Постановлением Главы администрации Шербакульского района от ДД.ММ.ГГГГ крестьянским хозяйствам «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» в аренду сроком на 5 лет предоставлены земельные участки по Х га сельхозугодий, из них пашни и по Х га из земель районного фонда перераспределения, изъяв их из землепользования совхоза «Екатеринославский», постановлением Главы администрации Шербакульского района от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы договора аренды названных земельных участков.

Следовательно, истцу подлежит передаче земельная доля, находящаяся в фонде перераспределения земель. Этот вывод подтверждается как ответом от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ главного специалиста-эксперта Шербакульского отдела Управления Росреестра по Омской области о том, что при реорганизации совхоза часть земель передана в районный фонд перераспределения и предоставлено в аренду ОАО «Агрофирма Екатеринославская», так и другими материалами дела: вышеназванными постановлениями главы администрации муниципального образования. Указанный земельный участок имеет кадастровый номер , что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ

Местоположение земельного участка определяется в Екатеринославском сельском поселении Шербакульского муниципального района Омской области, поскольку согласно п. 3 ст. 4 Устава Шербакульского муниципального района Омской области, принятого решением районного Совета Шербакульского муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , территорию муниципального района образуют следующие территории городских и сельских поселений, а также земли сельских населенных пунктов: Екатеринославское сельское поселение (<адрес>).

При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению.

Нахождение в аренде земельного участка из фонда перераспределения земель не является основанием для отказа в иске, поскольку удовлетворение иска в силу ст. 451 ГК РФ является основанием для изменения договора аренды.

Довод представителя соответчика администрации Шербакульского муниципального района об отказе в иске по причине пропуска срока исковой давности не основан на нормах материального права, поскольку согласно ст. 208 ГПК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Довод представителя соответчика администрации Шербакульского муниципального района об отказе в иске по причине незначительного трудового вклада истца в деятельность совхоза «Екатеринославский» суд находит не состоятельным ввиду того, что согласно протокола конференции трудового коллектива племсовхоза «Екатеринославский» земельные паи предоставлялись бесплатно в собственность на уровне среднерайонной доли, независимо от трудового вклада конкретного лица.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Хусаинова Т.Ш. к ОАО «Агрофирма Екатеринославская», администрации Шербакульского муниципального района Омской области о признании права собственности на земельную долю и о выделении доли в земельном участке удовлетворить полностью.

Признать за Хусаиновым Т.Ш. право собственности на свободную от прав третьих лиц земельную долю размером Х доля в праве на земельном участке под кадастровым номером , в границах Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области.

Обязать администрацию Шербакульского муниципального района Омской области выделить Хусаинову Т.Ш. для оформления в собственность земельную долю площадью Х гектара сельхозугодий в земельном участке под кадастровым номером , находящемся на территории Екатеринославского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме в апелляционном порядке в Омский областной суд путем подачи жалобы через Шербакульский районный суд.

Председательствующий: подпись Е.П. Головань

Решение изготовлено в окончательной форме 10 июня 2012 г.