Решение от 15.06.2012 по д. №2-287/2012 по иску Темирбаевой Г.А. к администрации Шербакульского муниципального района о предоставлении благоустроенного жилого помещения.



Дело № 2-287/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2012 года               р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Головань Е.П.,

С участием истицы Темирбаевой Г.А.,

Представителя ответчика администрации Шербакульского муниципального района Омской области Мирошник Н.Г.,

при секретаре Семенко В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Темирбаевой Г.А к Администрации Шербакульского муниципального района Омской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

установил:

Темирбаева Г.А. обратилась в суд с названным иском. В обоснование требований ссылается на нахождении у неё на иждивении несовершеннолетнего сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., который является инвалидом детства, проживают они в жилом помещении в <адрес>, признанном не пригодным для проживания, в связи с чем она имеет право на получение благоустроенного жилья. Жилой дом приобретен её семьей в ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ у неё умер муж, и не было возможности производить капитальный ремонт дома, в результате чего, дом стал непригодным для проживания. В ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в администрацию Шербакульского муниципального района. Распоряжением главы Шербакульского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ была назначена межведомственная комиссия, которая изучила представленные документы и обследовала помещение. По результатам обследования составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, которым жилое помещение признано ветхим и не пригодным для проживания. В результате её семью поставили на очередь для получения жилья. Полагает, что вопрос о предоставлении ей жилого помещения должен решаться муниципальными органами власти в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, утвердившим Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, Жилищным законодательством Российской Федерации, а также другими соответствующими законами Российской Федерации и Омской области. Просит обязать администрацию Шербакульского муниципального района Омской области и администрацию Александровского сельского поселения Шербакульского района предоставить ей и её семье жилое помещение в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Жилищным законодательством Российской Федерации.

В судебном заседания Темирбаева Г.А. уточнила исковые требования, просила: обязать администрацию Шербакульского муниципального района предоставить благоустроенную двухкомнатную квартиру площадью не менее 30 кв.м. в <адрес> с оформлением ей права собственности, установить срок предоставления жилья 1 месяц, взыскать с ответчика государственную пошлину. Указанные требования поддержала в полном объеме по изложенным выше основаниям. Необходимость предоставления благоустроенной квартиры в <адрес> объяснила возможностью медицинского наблюдения у врача <данные изъяты>, который находится в <адрес>, а также в связи с тем, что на территории Александровского сельского поселения никакого строительства жилых домов не ведется и не планируется. Исковые требования просила удовлетворить.

Представитель администрации Шербакульского муниципального района Омской области Мирошник Н.Г. (по доверенности) в судебном заседании возразила против иска. Поддержала ранее представленный отзыв, пояснила, что администрация Шербакульского муниципального района Омской области не наделена полномочиями по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями и не является надлежащим ответчиком по делу. Постановка граждан на очередь на улучшение жилищных условий, предоставление жилья осуществляется администрацией поселения, по месту их жительства. Полагает, что удовлетворение требований истицы нарушит права и законные интересы других граждан, ранее принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В удовлетворении исковых требований просит отказать.

Представитель администрации Александровского сельского поселения в лице главы поселения Аскирко С.Н. в судебном заседании участия не принимала, о месте и времени рассмотрения дела извещена, ранее в судебно заседании ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что Темирбаева Г.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, на основании её заявления. В настоящее время Александровское сельское поседение благоустроенным жильем не располагает, строительство жилья в ближайшее время не планируется из-за отсутствия денежных средств в бюджете сельского поселения.

Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в лице главы поселения Певень П.Н., привлеченный к участию в рассмотрении дела, в судебном заседании участия не принимал, направил в суд информацию, где указано, что Темирбаева Г.А. зарегистрирована в <адрес>, на учете на улучшение жилищных условий в Шербакульском городском поселении не состоит. На улучшение жилищных условий в администрации Шербакульского городского поселения состоит более 300 семей.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., имеет заболевание, входящее в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире», что подтверждается информацией БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» и БУЗОО «Клиническая психиатрическая больница имени Н.Н. Солодникова», где указано, что ФИО2 страдает <данные изъяты> и по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе. Заключение врачебной комиссии о невозможности совместного проживания с ФИО2 не выдавалось. Хроническое <данные изъяты> расстройство, которым страдает ФИО2, входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года.

Семья имеет право на улучшение жилищных условий.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Темирбаева Г.А. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка очередности на предоставление жилых помещений» главы Александровского сельского поселения следует, что Темирбаева Г.А. числится 14-ой в списке очередности на предоставление жилых помещений по Александровскому сельскому поселению.

В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м., по договору социального найма - 18 кв.м.

Конституция Российской Федерации, закрепляет в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14 ЖК РФ), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно соответствовать требованиям ч.ч. 5,6 ст. 57 ЖК РФ.

На основании статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (п.1). Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. (п.2). Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. (п.3). Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.(п.4). Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. (п.5). Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (п.6). Такой перечень установлен постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378.

В соответствии со ст. 109 ЖК РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, где в п.1 указано, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил. Основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:

обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (п.2).

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется:

по месту жительства - специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом; (п.3).

Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Тем не менее, гражданин, имеющий право и изъявивший желание встать на жилищный учет, имеет право подать соответствующее заявление в уполномоченный орган как по месту жительства, так и в орган местного самоуправления по иному адресу (т.е. не по месту жительства).

Конституцией РФ (ст. 27) закреплено право граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства. Местом жительства гражданина согласно Федеральному закону "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1227) признаются жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, гражданину предоставлено право встать на жилищный учет как по адресу, по которому он постоянно или преимущественно проживает, так, например, и по месту нахождения иного принадлежащего ему на праве собственности или занимаемого по договору социального найма (найма) жилья. Соответственно и обеспечению жильем по договору социального найма такой очередник будет подлежать из состава жилищного фонда по месту постановки на жилищный учет.

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства отнесено Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения.

Темирбаева Г.А. и ФИО2 зарегистрированы по месту жительства и проживают на территории Александровского сельского поселения: <адрес>.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Темирбаевой Г.А. принадлежит на праве собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>.

В установленном законом порядке семья истицы не признана малоимущей. По информации КУ «Центр социальных выплат по Шербакульскому району Омской области» Темирбаева Г.А. за назначением и выплатой субсидий на оплату жилья и денежного эквивалента скидки (ДЭС) по оплате жилья и жилищно - коммунальных услуг не обращалась.

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., согласно справке МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ является ребенком-инвалидом, дата очередного переосвидетельствования ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

ФИО2 является несовершеннолетним, соответствующая группа инвалидности может быть ему установлена по достижению совершеннолетия. В настоящее время уход за ним осуществляет мать Темирбаева Г.А., что подтверждается пенсионным удостоверением , информацией Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Шербакульском районе, где указано, что Темирбаева Г.А. является получателем социальной пенсии по инвалидности за ребенка инвалида ФИО2

Решение врачебной комиссии, подтверждающее право ФИО2 встать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не выдавалось.

Таким образом, жилое помещение в жилищном фонде социального назначения может быть предоставлено жильцу на территории Александровского сельского поселения, поскольку семья Темирбаевых зарегистрирована и проживает в указанном населенном пункте, поставлена там же на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В связи с этим, требования о предоставлении благоустроенного жилья с оформлением Темирбаевой Г.А. права собственности, на территории <адрес> предъявлены к ненадлежащему ответчику. Истица на замену ответчика не согласилась.

В соответствии со статьей 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.

Исходя из изложенного, заявленные Темирбаевой Г.А. требования об обязании администрации Шербакульского муниципального района Омской области предоставить в собственность благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Темирбаевой Г.А к администрации Шербакульского муниципального района Омской области о предоставлении в собственность благоустроенного жилого помещения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись                                                        Е.П. Головань

Решение изготовлено в окончательной форме 19.06.2012 г.