Решение от 29.06.2012 по д.№2-371/2012 по иску прокурора Шерб. р-на в интересах Гульпак Н.Н. к админ-ции Кутузовского с/п о признании незаконным отказа адм-ции в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.



Дело № 2-371/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2012 г.      р.п. Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Дробота М.С., при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н., с участием помощника прокурора Шербакульского района Писарева М.Н., представителя истца по доверенности Клещеноговой А.И. и представителя ответчика администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области главы поселения Балабанова А.А. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Шербакульского района Омской области в интересах Гульпак Н.Н. к администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по постановке на учет,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском, ссылаясь на несоблюдение ответчиком требований законодательства в рамках исполнения программы «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в сфере жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны (далее по тексту решения ВОВ), членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, указав следующее.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.

Статьей 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), определено, что участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГр. согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ , выданной начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, является участником Великой Отечественной войны и принимал участие в боях в составе в/ч , стрелкового полка в войне с Японией. Гульпак Н.Н. ДД.ММ.ГГГГр. согласно свидетельству о заключении брака является женой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО3

Гульпак Н.Н. обратилась в администрацию Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий. Жилищной комиссией Кутузовского сельского поселения согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ Гульпак Н.Н. в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении было отказано. Данное решение администрацией Кутузовского сельского поселения Омской области является незаконным, поскольку нарушает право Гульпак Н.Н. как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых положениях, предоставляемых по договорам социального найма, является факт проживания гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), устанавливающее требования которым должно соответствовать жилое помещение. Действие Положения распространено на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Согласно п. 12 Положения, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно - и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Гульпак Н.Н. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью ХХ кв.м., принадлежащем ей на праве собственности. В доме отсутствует централизованное отопление и водопровод.

Гульпак Н.Н. ввиду имущественного положения, преклонного возраста и состояния здоровья не имеет возможности самостоятельно осуществлять уход за собой, и тем более улучшить свои жилищные условия, в связи с чем, имеет право на получение меры социальной поддержки от государства в виде обеспечения благоустроенным жильем. Таким образом, своим действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом благоустроенном помещении, администрация Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права вдовы участника Великой Отечественной Войны Гульпак Н.Н. на предоставление благоустроенного жилья. Просит признать действие администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в части отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдове участника Великой Отечественной войны Гульпак Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ.р. незаконным. Обязать администрацию Кутузовского сельского поселения поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Гульпак Н.Н.

В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Писарев М.Н. исковые заявленные требования поддержал.

Гульпак Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без её участия.

Представитель от Гульпак Н.Н. по доверенности Клещеногова А.И. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала и объяснила, что истица не может самостоятельно себя обслуживать. В доме нет ванны и туалета.

Представитель администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области глава поселения Балабанов А.А. исковые требования признал.

Представитель Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району в судебном заседании не явился, просил дело рассмотреть без его участия.

Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, суд удовлетворяет иск по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах». С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет.

Согласно п. 4 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Статья 23.2 приведенного Закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Как следует из материалов дела - из справки ДД.ММ.ГГГГ , выданной начальником отдела военного комиссариата Омской области по Шербакульскому и Одесскому районам, ФИО3 является участником Великой Отечественной войны и принимал участие в боях. Гульпак Н.Н. ДД.ММ.ГГГГр. согласно свидетельству о заключении брака, является женой умершего участника Великой Отечественной войны Гульпак В.Н.

В силу Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.) необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Право на социальную поддержку истица имеет в силу ст.21 ФЗ «О ветеранах», она является членом семьи участника Великой Отечественной войны, что сторонами не оспаривается. Истица имеет жилье в собственности.

Согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно выписке из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии Кутузовского сельского поселения в постановке на учет на улучшение жилищных условий истице было отказано. Отказ истцу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ответчик обосновывает обеспеченностью общей площадью жилого помещения.

Названным отказом ответчик ссылается на содержание п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Между тем, согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно п. 2 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Из акта обследований помещения от ДД.ММ.ГГГГ видно, что жилое помещение общей площадью ХХ кв.м. состоит из Х комнат, имеются трещины на потолке, прогиб одной деревянной балки, отсутствует центральное отопление и канализация.

Таким образом, действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права истицы как вдовы участника ВОВ на предоставление благоустроенного жилья.

В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 3).

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч. 4).

В силу положений ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения. При этом Федеральным законом «О ветеранах», в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественно войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз.

Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что истица является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и подлежит принятию на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента фактического обращения к ответчику. Таким образом, исковые требования прокурора Шербакульского района Омской области подлежат удовлетворению с возложением обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Гульпак Н.Н. с целью устранения допущенного нарушения права на улучшение своих жилищных условий.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдовы участника Великой Отечественной войны Гульпак Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения, незаконным.

Обязать администрацию Кутузовского сельского поселения поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении вдову участника Великой Отечественной войны Гульпак Н.Н., родившуюся ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Шербакульский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2012.