Решение от 24.07.2012 г. по д.№2-409/2012 по иску Олексюка И.В. к администрации Шербакульского муниципального р-на о возложении обязанности по переводу нежилого помещения в жилое.



Дело № 2-409/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 июля 2012 г.                             р.п. Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Дробота М.С., при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н., с участием истца Олексюка И.В. и представителя ответчика администрации Шербакульского муниципального района Омской области и соответчика администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по доверенностям главного специалиста, юрисконсульта комитета по кадровой и правовой политике Мирошник Н.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску Олексюка И.В. к администрации Шербакульского муниципального района Омской области о возложении обязанности по переводу нежилого помещения в жилое,

УСТАНОВИЛ:

Олексюк И.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью ХХ кв.м. с кадастровым номером и собственником находящегося на нем здания «Ш» площадью Х кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Олексюк И.В. обратился в администрацию Шербакульского муниципального района о переводе нежилого помещения «Ш» в жилое помещение.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Шербакульского муниципального района Олексюку И.В. отказано в переводе нежилого помещения «Ш» в жилое в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.

Олексюк И.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на возможность использования принадлежащему ему земельному участку в силу положений ст. 78 ЗК РФ для ведения подсобного хозяйства.

В судебном заседании истец Олексюк И.В. иск поддержал и объяснил, что проживает в этом доме на протяжении Х лет, ведет подсобное хозяйство, желает зарегистрироваться и заключить договор газоснабжения. На земельном участке расположены еще Х здания, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства. В доме, в котором он зарегистрирован в настоящее время, проживает ФИО6. Отказ ответчика в переводе нарушает его жилищные права и лишает возможности использования помещения как жилого.

Представитель ответчика администрации Шербакульского муниципального района Омской области и соответчика администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области по доверенностям главный специалист, юрисконсульт комитета по кадровой и правовой политике Мирошник Н.Г. иск не признала и подержала письменный отзыв, согласно которому в соответствии с положениями ст. 22 ЖК РФ и принятому во исполнение этой нормы Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Черта населенного пункта проходит до объездной дороги, здание распложено за чертой населенного пункта. Земельный участок предназначен для сельскохозяйственного производства, что не позволяет производить строительство жилых домов.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как видно из обжалуемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомления от ДД.ММ.ГГГГ председателя комитета архитектуры и градостроительной деятельности, истцу отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение по тем основаниям, что земельный участок, на котором расположено нежилое помещения, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. На принадлежащем истцу земельном участке возможно расположение объектов, предназначенных для сельскохозяйственного производства.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

Согласно ст. 22 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1). Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц (ч. 4).

Согласно п. 9 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории.

Из буквального толкования приведенного пункта 9 видно, что содержание этой нормы не носит императивный характер, поскольку содержит указание на преимущественное расположение жилых помещений в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории. Запрета на расположение жилых помещений в иных зонах приведенная норма не имеет. Из акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение пригодно для проживания. Таким образом, отсутствуют основания для отказа в переводе нежилого помещения в жилое. При таких обстоятельствах исковые требования о признании недействительным принятого ДД.ММ.ГГГГ постановления подлежат удовлетворению.

Довод истца о возможности расположения на землях сельхозназначения жилых помещений подтверждается содержанием ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (ч.1). В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами (п. 1 ч. 2) и зоны жилой застройки иных видов (п.5 ч. 2 ). В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (ч. 3).

В состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (п. 1 ч. 9);

зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (п. 2 ч. 9).

В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч. 10).

С доводом стороны ответчика о том, что на землях сельскохозяйственного назначения не допускается размещение жилых помещений, согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч. 1). В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ч. 2).

Согласно ч. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Как предусмотрено федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2).

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство (ст. 6).

Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (п. 1 ст. 4).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (п. 2 ст. 4).

Из взаимосвязи приведенных норм вытекает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения личного подсобного хозяйства, на котором может располагаться жилой дом.

Императивный характер о запрете расположения жилого помещения на приусадебном земельном участке имеет п. 3 ст. 4 федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", согласно которому полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Между тем, из карты границ населенного пункта видно, что земельный участок, принадлежащий истцу, примыкает к границам населенного пункта.

Согласно п. 1 ст. 4 приведенного Закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Согласно ч. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Из приведенных нормативных положений следует, что земельный участок, принадлежащий истцу, не обладает характеристиками полевого земельного участка. На этом земельном участке расположены, кроме спорного помещения, право собственности на который зарегистрировано, Х здания. Таким образом, принадлежащий истцу земельный участок не является полевым.     

Является не убедительным довод стороны ответчика о том, что расположение земельного участка за территорией населенного пункта не позволяет располагать жилого помещение на этом земельном участке.

Согласно ч. 1 ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым (п. 1) и сельскохозяйственного использования (п. 5). Таким образом, законом не исключается местоположение жилого помещения на землях сельскохозяйственного назначения, поскольку отнесение земель к категории сельскохозяйственного назначения законом не связано с расположением таких земель относительно территории населенного пункта.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Оспаривая принятое постановление, истец ссылается на нарушение его прав при использовании жилого помещения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27, часть 1). Свобода выбора места жительства провозглашена и в Международном пакте о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 12) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола N 4), которые в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

Из статьи 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (части 1 и 2), согласно которой право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им, статьей 40 (часть 1), согласно которой каждый имеет право на жилище, а также статьей 57, обязывающей каждого платить законно установленные налоги и сборы, и статьей 59, закрепляющей защиту Отечества в качестве долга и обязанности граждан Российской Федерации, следует, что место жительства гражданина должно быть определено с достаточной точностью, чем ни в коей мере не ограничивается его право на свободное передвижение и выбор места жительства.

Исходя из этого федеральный законодатель определил место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК Российской Федерации), поскольку именно с местом жительства, как правило, связывается реализация принадлежащих гражданину прав, а также исполнение обязательств, возложенных на него законом либо договором, т.е. предполагается, что гражданин имеет юридически зафиксированное жилище, которое является для него основным, куда он после непродолжительного либо длительного отсутствия намеревается вернуться, и наличие права пользования которым служит предварительным условием его регистрации по месту жительства (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан").

В ч. 1 ст. 78 ЗК РФ предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. На таком приусадебном земельном участке возможно возведения жилого дома (п. 2 ст. 4 федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве").

Из правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в постановлении от 30 июня 2011 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева", запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации - информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства.

Такой запрет, вытекающий из абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", существенным образом затрагивает конституционный статус личности: фактически подталкивая граждан - собственников указанных жилых строений к нарушению закона, а следовательно, к нарушению статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, обязывающей соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, и не позволяя тем самым Российской Федерации как правовому государству, основанному на уважении к закону, должным образом выполнять свою обязанность охранять достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации), он затрудняет гражданам реализацию права на жилище и права частной собственности (статья 35, часть 2; статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации), что влечет несоразмерное ограничение права на свободный выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1, Конституции Российской Федерации), не согласующееся с конституционно одобряемыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации) (п. 4).

Регистрация граждан по месту жительства в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, расположенных на садовых земельных участках (безотносительно к тому, отнесены они к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения), сама по себе не может изменить целевое назначение этих земельных участков (п. 5).

Собственникам таких земельных участков следует учитывать, что регистрация по месту жительства в расположенных на них пригодных для постоянного проживания жилых строениях не приводит к приобретению соответствующей территорией статуса населенного пункта и, следовательно, не возлагает на органы публичной власти обязанности по ее благоустройству, созданию и поддержанию коммунальной, транспортной и иных инфраструктур, за исключением решения вопросов, непосредственно связанных с осуществлением основных прав и свобод человека и гражданина. Поэтому, выбирая в качестве места жительства жилое строение, расположенное на земельном участке, отнесенном к землям сельскохозяйственного назначения, граждане должны осознанно принимать и те возможные неудобства, которые являются следствием проживания вне территории населенных пунктов (п. 6).

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Олексюка И.В. удовлетворить полностью.

Обязать администрацию Шербакульского муниципального района осуществить перевод нежилого помещения здание «Ш», находящийся по адресу: <адрес>, в жилое помещение.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Шербакульский районный суд.

Председательствующий

Решение изготовлено в окончательной форме 29 июля 2012 г.