Дело № 2-376/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 июля 2012 г. р.п. Шербакуль Омской области Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Коньковой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «Агрофирма Екатеринославская» о приостановлении выбросов вредных веществ до получения разрешения на выброс, У С Т А Н О В И Л: Омский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что проверкой прокуратуры установлено, что ОАО «Агрофирма Екатеринославская» осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов: участка деревообработки, участка металлообработки, участка сварки, АЗС жидкого топлива, гаража, животноводческой фермы, зерноочистительного комплекса, размещенных в <адрес>. ОАО «Агрофирма Екатеринославская», в нарушение ч.4 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов осуществляет без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями генерального директора ОАО «Агрофирма Екатеринославская» Лыхенко Н.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, нормативами предельно допустимых выбросов ОАО «Агрофирма Екатеринославская», утвержденными УТЭН Ростехнадзора по Омской области ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ №. Частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Пунктами 6, 8, 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного постановлением Правительства РФ «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» от 02.03.2000 № 183 установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих; веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологическою заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам (пункт 6). Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности (пункт 8). Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно п. 5.3.15. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400, названная служба выдает в установленном порядке разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ). Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, в соответствии с подпунктом 10 пункта 12 Положения о Министерстве, утвержденного указом Губернатора Омской области от 24.01.1:011 № 8, с 01.04.2011, выполняет функцию выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством. В нарушение ч.4 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» ОАО «Агрофирма Екатеринославская» выброс вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников выбросов: участка деревообработки, участка металлообработки, участка сварки, АЗС жидкого топлива, гаража, животноводческой фермы, зерноочистительного комплекса, размещенных в <адрес>, осуществляет без соответствующего разрешения. Таким образом, для данных источников выбросов в установленном законом порядке не определено: какие конкретно загрязняющие вещества и в каком количестве могут быть выброшены в атмосферный воздух и это не повлечет за собой ухудшения экологической обстановки и не окажет вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье людей. Поскольку не определены количественные и качественные характеристики выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, выброс вредных веществ без разрешения создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде, а также здоровью человека, неопределенного круга лиц. Выброс вредных веществ без разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ведет к невыполнению мероприятий по охране атмосферного воздуха и предотвращению вредного воздействия па здоровье человека и окружающую среду, возможным превышением источником загрязнения атмосферного воздуха гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов. Тем самым нарушаются интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции РФ и гарантированные государством. На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. На основании статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. На основании изложенного, прокурор просит обязать ОАО «Агрофирма Екатеринославская» приостановить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух - участка деревообработки, участка металлообработки, участка сварки, АЗС жидкого топлива, гаража, животноводческой фермы, зерноочистительного комплекса, размещенных в <адрес>, - до получения разрешения на выброс, а также взыскать с ответчика государственную пошлину. Омский межрайонный природоохранный прокурор в судебном заседании не участвовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, направил в суд представителя. Старший помощник прокурора Шербакульского района Омской области Шаймарданова Е.Е. (по доверенности) в судебном заседании требования искового заявления поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила удовлетворить. Представитель ОАО «Агрофирма Екатеринославская» Шнайдер Я.Я. (по доверенности) в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, пояснил, что работа по получению разрешения на выбросы активно ведется, проведена инвентаризации источников выбросов, проект ПДВ разработан, но нужно еще пройти согласования для получения разрешения на выбросы. На сегодняшний день такого разрешения не имеется. Представитель Управления Росприроднадзора по Омской области в судебном заседании участия не принимал, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования природоохранного прокурора поддерживает в полном объеме. Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные Омским межрайонным природоохранным прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека (п. 1). Положениями части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее Закон N 7-ФЗ) установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В силу части 1 статьи 22 Закона N 7-ФЗ в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. В соответствии с частью 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно статье 1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее Закон об охране атмосферного воздуха) под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду, а под предельно допустимым уровнем физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (ч.1 ст.14 Закона об охране атомсферного воздуха). Согласно ст. 12 Закона об охране атомсферного воздуха в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы (п. 1). Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) (п. 3 ст. 12 Закона об охране атомсферного воздуха). Согласно пункту 6 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" (далее Положение), предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам. В соответствии с пунктом 8 Положения разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности). Пунктом 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него установлено, что выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, в соответствии с подпунктом 10 пункта 12 Положения о Министерстве, утвержденного указом Губернатора Омской области от 24.01.1:011 № 8, с 01.04.2011, выполняет функцию выдачи разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в порядке, установленном федеральным законодательством. Как следует из материалов дела, подтверждено согласованными пояснениями сторон, ОАО «Агрофирма Екатеринославская» на основании Распоряжения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О выдаче разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» выдано разрешение на осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7). Из представленных ответчиком документов усматривается, что заключен договор на разработку и оформление проекта нормативов предельно допустимых выбросов. Однако, на день рассмотрения дела в суде, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атомосферный воздух ОАО «Агрофирма Екатеринославская» не получено, что ответчиком не оспаривается. При таких обстоятельствах выброс ОАО «Агрофирма Екатеринославская» вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без полученного в установленом законом порядке разрешения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, в силу этого выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух следует приостановить. Часть 1, 2 ст.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентирует обязанность прокурора от имени Российской Федерации осуществлять надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации в целях верховенства закона, охраняемых законом интересов государства, в том числе за соответствием законам издаваемых органами местного самоуправления правовых актов. Требования ч.4 ст.27, ч.ч.3,4 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» регламентируют право прокурора обращения в суд с заявлением, если этого требует защита интересов государства, неопределенного круга лиц в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации. В связи с изложенным, заявленные Омским межрайонным природоохранным прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц требования к ОАО «Агрофирма Екатеринославская» о приостановке выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до получения разрешения на выброс подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Согласно ч. 2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Государственная пошлина по делам данной категории в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ составляет для юридических лиц ХХ рублей. Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования удовлетворить. Обязать ОАО «Агрофирма Екатеринославская» приостановить выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: участка деревообработки, участка металлообработки, участка сварки, АЗС жидкого топлива, гаража, животноводческой фермы, зерноочистительного комплекса - до получения разрешения на выброс. Взыскать с ОАО «Агрофирма Екатеринославская»в местный бюджет государственную пошлину в размере ХХ рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Шербакульский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья: подпись О.В.Забелина Решение в окончательной форме изготовлено 25 июля 2012 года.