Дело № 2-340/2010РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 ноября 2010 г. Р.п. Шербакуль Омской области
Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Дробот М.С., при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н., с участием помощника прокурора Шербакульского района Вырва Е.А., главы Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Певень П.Н., представителя третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора Гаврильченко С.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Шербакульского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шербакульского городского поселения о признании незаконными бездействий по ликвидации общественных колодцев,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Шербакульского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с указанным иском по основаниям несоблюдения ответчиком требований действующего законодательства об охране окружающей среды, поскольку создается угроза здоровью граждан ухудшением качества воды при использовании общественных колодцев, расположенных в р.п. Шербакуль по <адрес> и <адрес>. Просит обязать ответчика ликвидировать общественные колодцы.
В судебное заседание от прокурора Шербакульского района поступило заявление об изменении исковых требований, в котором просит признать незаконными бездействия ответчика по организации производственного контроля качества воды в спорных колодцах, обязав организовать проведение производственного контроля.
В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Вырва Е.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика глава Шербакульского городского поселения Певень П.Н. иск признал и объяснил, что воды используется для полива и для питья скоту. Вода в колодцах дезинфицируется, но программа контроля не разработана.
Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора Гаврильченко С.Н. иск считает подлежащим удовлетворению, поскольку колодцы по техническому состоянию пригодны для эксплуатации, но по качеству воды показатели ухудшаются.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 4 федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
Под охраной окружающей среды понимается деятельность органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность).
П. 4 ч. 1 ст. 14 федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения.
Из искового заявления, объяснений сторон и ответа № 90 от 13.05.2009 представителя ответчика видно, что на территории р.п. Шербакуль имеются два общественных колодца с водой.
Согласно ст. 19 федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (п. 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п. 2).
В соответствии с п. 1.3 санитарных правил "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. СанПиН 2.1.4.1175-02", утвержденные постановлением № 40 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 25 ноября 2002 года, нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.
В указанных Правилах в разделах IV - VI содержаться требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения, к содержанию и эксплуатации водозаборных сооружений нецентрализованного водоснабжения, по контролю за качеством воды нецентрализованного водоснабжения.
Как объяснил представитель ответчика, мероприятия по дезинфекции проводятся не регулярно. Согласно протоколам лабораторных исследований, вода не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1175-02. Предписанием от 12.05.2009 предложено провести очистку и дезинфекцию колодцев.
Согласно п. 1 ст. 29 федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по осуществлению производственного контроля.
В ст. 32 названного Закона определено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг (п. 1). Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами (п. 2). Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления (п. 3).
Согласно п. 1.5 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Порядок проведения производственного контроля регламентирован в разделе II.
П. 2.6 упомянутых Правил установлено, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Содержательная часть программы определена в III разделе названных Правил (исковые требования предъявлены согласно п/п. «в» п. 4.1 Правил).
Из объяснений сторон видно, что ответчиком выражено волеизъявление по производству исследований качества воды, при этом как таковая программа не разработана. Следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре и иными способами, предусмотренными законом.
П. 3 ст. 19 федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Для устранения угрозы нарушений прав жителей поселения при использовании питьевой воды необходимо возложить на сторону ответчика обязанность по организации проведения производственного контроля.
Подлежит удовлетворению ходатайство ответчика об уменьшении размера госпошлины.
Согласно п. 2 ст. 333-20 НК РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ предусмотрена отсрочка или рассрочка по уплате налога при наличии задержки финансирования из бюджета.
Ответчик финансируется из бюджета, состояние которого зависит от собираемости налоговых отчислений. При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей.
Вместе с тем, являются излишне регламентированными исковые требования в части возложений обязанностей по организации производственного контроля.
Описание деятельности по осуществлению производственного контроля находит всё содержательное отражение в определенной форме - программе, в которой определяется, в том числе периодичность исследований качества воды (что не осуществляется ответчиком в полной мере, являясь, по мнению истца, основанием для подачи иска, как нарушающие права неопределенного круга лиц в части угроз здоровью населения) и иные мероприятия по контролю (п. 2.4 Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18).
Следовательно, соблюдение ответчиком формы отражения его деятельности по производственному контролю качества питьевой воды - как таковая форма этой деятельности регламентирована названными Правилами, содержащей императивный характер принятых мер и сроков его исполнения - является основанием для вывода о деятельности ответчика, соответствующей закону. Не исполнение обязанностей по принятой программе не является предметом настоящего спора, выходит за рамки исследуемого предмета.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора района Шербакульского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Шербакульского городского поселения о признании незаконными бездействий администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района по организации производственного контроля качества питьевой воды удовлетворить.
Возложить на администрацию Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность по составлению программы производственного контроля за качеством питьевой воды в общественных колодцах, находящихся возле <адрес> и <адрес> р.п. Шербакуль Омской области.
Взыскать с администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района в доход местного бюджета госпошлину в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи жалобы через Шербакульский районный суд.
Председательствующий
Решение составлено в окончательной форме 26 ноября 2010 г.