Решение от 25.11.2010 г. по делу №2-383/2010 по заявлению прокурора в интересах Бойко Т.Н. к администрации Шерб. г/п о признании незак. отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана войны, об обязании поставит



Дело № 2-383/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2010 г. р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Головань Е.П., при секретаре Семенко В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области Тракимаса Д.И. в интересах Бойко Т.Н. к администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана войны Бойко Т.Н., об обязании администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Бойко Т.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» проведена проверка действующего федерального законодательства в сфере соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

По результатам проверки установлено, что администрацией поселения в части учета граждан указанной категории не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).

Обеспечение жильем ветеранов ВОВ (членов семей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, должно было быть завершено к 01.05.2010 согласно предыдущей редакции Указа. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4. ч.1 ст. 15 Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).

Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бойко Т.Н., являющейся участником Великой Отечественной Войны было подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако администрацией городского поселения было отказано Бойко Т.Н. в постановке на учет на основании ст.53 ЖК РФ, поскольку жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер <данные изъяты>, расположенный по адресу: Омская область, Шербакульский район, <адрес>, принадлежащий ей на праве собственности, согласно договору купли - продажи земельного участка с домовладением от ДД.ММ.ГГГГ, был передан в собственность ФИО4 - дочери Бойко Т.Н.

Администрацией городского поселения отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что Бойко Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являющаяся участником Великой Отечественной Войны, намеренно ухудшила свое жилищное положение.

Однако, сделка по отчуждению жилого помещения была совершена задолго до издания Указа, а также в целях переезда к своим родственникам по причине невозможности осуществлять в силу возраста уход за собой, в связи с чем, отказ администрации нельзя признать правомерным.

Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, Бойко Т.Н. проживает в <адрес> частном жилом доме. Указанный дом состоит из <данные изъяты> жилых комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. дом находится в удовлетворительном состоянии, подведен водопровод, стены глинобитные, облицованные виниловым сайдингом, без фундаментов. Перекрытие деревянное, кровля шиферная. В результате длительной эксплуатации, высокого уровня грунтовых вод, происходит просадка по всему периметру дома. Требуется ремонт кровли. В доме отсутствует центральное отопление и канализация. Бойко Т.Н. проживает одна, и, по причине невозможности осуществлять в силу возраста уход за собой, нуждается в постоянном постороннем уходе, что подтверждается справкой МУЗ «Шербакульская ЦРБ».

Своим действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права ветерана- участника Великой Отечественной Войны Бойко Т.Н. на предоставление благоустроенного жилья. На основании изложенного просит: 1)признать отказ администрации городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника ВОВ Бойко Т.Н. незаконным; 2)обязать администрацию городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника ВОВ Бойко Т.Н.; 3)взыскать государственную пошлину.

В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Омской области Вырва Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области - глава городского поселения Певень П.Н., заявленные требования не признал, представил отзыв, который поддержал в судебном заседании. Пояснил суду, что согласно протоколу заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Бойко Т.Н. на учет на улучшение жилищных условий было отказано в связи с тем, что согласно ст.53 ЖК РФ она намеренно ухудшила жилищные условия, имела жилой дом в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., продала ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что действия администрации городского поселения не являются незаконными, решение в отношении Бойко Т.Н. было принято комиссией, которая посчитала, что Бойко Т.Н. намеренно ухудшила свои жилищные условия. До настоящего времени она проживает в указанном жилом доме.

Третье лицо Бойко Т.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, направила в суд своего представителя.

Представитель Бойко Т.Н. - Ковальчук Е.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Бойко Т.Н. поддержала, пояснила, что Бойко Т.Н. в силу своего возраста решила передать при жизни жилой дом и земельный участок своей дочери ФИО4, это произошло в ДД.ММ.ГГГГ. У неё не было цели после продажи дома встать на учет на улучшение жилищных условий. После издания Указа Президента, спустя два года после продажи дома, Бойко Т.Н. обратилась в администрацию для постановки на учет на улучшение жилищных условий, конечно, она нуждается в полностью благоустроенном жилье в силу возраста и состояния здоровья. В доме, где проживает Бойко Т.Н. нет центрального отопления, нужно топить печь, нет канализации. Исковые требования прокурора просит удовлетворить.

Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району Кравченко Н.Н. (по доверенности) в судебном заседании возразила против иска прокурора, пояснила, что Управление не занимается вопросами выделения жилья и постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Управление передает информацию в Министерство труда и социального развития Омской области о выдаче сертификатов на приобретение жилья. В удовлетворении исковых требований просила отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Статья 23.2 Закона «О ветеранах» закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации".

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Как следует из материалов дела, Бойко Т.Н. является ветераном-участником Великой отечественной войны, что подтверждено удостоверением серии И № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10,18).

ДД.ММ.ГГГГ Бойко Т.Н. обратилась с заявлением о постановке на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья (л.д.8).

Протоколом заседания жилищной комиссии Шербакульского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Бойко Т.Н. на учет на улучшение жилищных условий было отказано в связи с тем, что согласно ст.53 ЖК РФ она намеренно ухудшила жилищные условия, имел жилой дом в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., продала ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Таким образом, установлена жесткая связь между действиями гражданина и целью таких действий - постановкой на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Намеренное ухудшение своих жилищных условий будет оценено негативно только, если целью такого ухудшения была постановка на жилищный учет.

Как следует из пояснений представителя третьего лица в судебном заседании цели постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Бойко Т.Н. не преследовала, цель продажи - упрощение оформления документов наследниками после его смерти, а также невозможность в силу возраста и состояния здоровья осуществлять права собственника домовладения. Бойко Т.Н. обратилась для постановки на жилищный учет спустя два года с момента продажи дома. Доказательств, подтверждающих умышленное совершение Бойко Т.Н. действий по отчуждению жилого помещения именно в целях последующей постановки на жилищный учет, суду не представлено. Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем Бойко Т.Н. не использовала.

Согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, Бойко Т.Н. проживает по <адрес> частном жилом доме. Указанный дом состоит из трех жилых комнат, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м. дом находится в удовлетворительном состоянии, год постройки ДД.ММ.ГГГГ, центрального отопления не имеет, подведен водопровод, стены глинобитные, облицованные виниловым сайдингом, без фундаментов, перекрытие деревянное, кровля шиферная. В результате длительной эксплуатации, высокого уровня грунтовых вод, происходит просадка по всему периметру дома. Требует ремонта кровля. (л.д.7, 13).

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны Бойко Т.Н. на предоставление благоустроенного жилья.

В связи с этим, действия администрации городского поселения по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий следует признать незаконными, а требования прокурора Шербакульского района Омской области в этой части подлежащими удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование прокурора об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Бойко Т.Н.. - с целью устранения допущенного нарушения права Бойко Т.Н.. на улучшение своих жилищных условий.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч. 2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, чтосуды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

В судебное заседание глава администрации Шербакульского городского поселения представил заявление, в котором просит снизить размер взыскиваемой госпошлины до <данные изъяты> рублей, поскольку в бюджете поселения отсутствуют необходимые денежные средства. Ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из местного бюджета. При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ветерана - участника Великой Отечественной войны Бойко Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., незаконным.

Обязать администрацию Шербакульского городского поселения поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана - участника Великой Отечественной войны Бойко Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ рождения.

Взыскать с администрации Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в местный бюджет сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись Е.П. Головань

Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2010 г.