Дело № 2-400/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Р.п. Шербакуль Омской области 26 ноября 2010 г.
Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Дробота М.С., при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н., с участием помощника прокурора Шербакульского района Вырва Е.А., представителя Александровского сельского поселения специалиста по кадрам и делопроизводству администрации Александровского сельского поселения Запеваловой Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района о признании противоречащим закону в части ст.ст. 49, 57 и 60 Устава Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области,
УСТАНОВИЛ:
Решением № 22 от 24.11.2005 Совета Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области утвержден Устав Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области (далее по тексту - Устав поселения).
Прокурор Шербакульского района в порядке ч. 1 ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону в части статьей 49, 57 и 60 Устава поселения по основаниям несоответствия требованиям Бюджетного кодекса РФ и федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Вырва Е.А. заявление поддержала.
Представитель Александровского сельского поселения специалист по кадрам и делопроизводству администрации Александровского сельского поселения Запевалова Н.В. доводы заявления не оспаривала и объяснила, что в настоящее время проводятся работы по внесению изменений в оспариваемые нормы Устава, будут проведены публичные слушания.
Заслушав помощника прокурора Шербакульского района Вырва Е.А., представителя Александровского сельского поселения специалиста по кадрам и делопроизводству администрации Александровского сельского поселения Запевалову Н.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В абзаце втором части 1 статьи 57 Устава поселения предусмотрено, что при рассмотрении проекта решения о бюджете во втором чтении рассматриваются и утверждаются (в том числе) расходы сельского бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ, группам, статьям, подстатьям и иным элементам экономической классификации расходов бюджетов РФ в соответствии с ведомственной классификацией расходов сельского бюджета. Приведенная норма соответствовало редакции ст. 19 БК РФ на момент принятия Устава поселения.
Между тем, федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ ст. 19 БК РФ изложена в новой редакции, согласно которой бюджетная классификация Российской Федерации включает: классификацию доходов бюджетов; классификацию расходов бюджетов; классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов; классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).
Принятие новой редакции ст. 19 БК РФ повлекло за собой и признание утратившим силу с 01.01.2008 согласно названному федеральному закону:
ст. 22 БК РФ, регулировавшей ранее состав экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, поскольку новый состав бюджетной классификации предусматривает только одну классификацию расходов бюджетов;
п. 2 ст. 25 БК РФ, предусматривавшим ведомственную классификацию расходов местных бюджетов;
п. 1 ст. 26 БК РФ, предусматривавшим функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации, экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и утверждаемой федеральным законом.
Претерпело изменение и содержание ст. 21 БК РФ, содержавшей понятие функциональной классификация расходов бюджетов Российской Федерации; законодателем в названной норме определена классификация расходов бюджетов.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ признан утратившим силу федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", статья 1 которого определяла бюджетную квалификацию, состоящую из функциональной классификации расходов бюджетов РФ; экономической классификацию расходов бюджетов РФ; ведомственной классификацию расходов федерального бюджета.
Таким образом, действующий БК РФ не предусматривает понятий функциональной, экономической и ведомственной классификации расходов бюджета.
Противоречие оспариваемой нормы Устава поселения влечет за собой нарушение положений п. 3 ст. 184.1 БК РФ, согласно которой решением о бюджете устанавливаются распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Из приведенной нормы видно, что определены единые для бюджетов бюджетной системы РФ требования к составу утверждаемых решением о бюджете показателей, содержащих перечень сведений, которые должны быть установлены в решении о бюджете. Следовательно, принятие поселением бюджета в соответствии с положениями оспариваемой нормы повлечет нарушение требований п. 3 ст. 184. 1 БК РФ, что является основаниям для удовлетворения заявления.
Абзацем вторым ст. 60 Устава поселения предусмотрено, что сельский бюджет исполняется на основе принципов: казначейского исполнения бюджета, единства кассы и подведомственности расходов, что соответствовало на день принятия ст. 215 БК РФ. Согласно содержанию этой нормы, казначейское исполнение бюджета происходило путем кассового исполнения в соответствии с нормативным актом местного самоуправления о бюджете муниципального образования на соответствующий год и бюджетной росписью, которая также составляется органом местного самоуправления.
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ ст. 215 БК РФ признана утратившей силу, и законодателем установлен принцип исполнения бюджета на основе единства кассы и подведомственности расходов (ст. 28 и ст. 215.1 БК РФ). Таким образом, оспариваемая норма противоречит закону, что является основанием для удовлетворения заявления.
Согласно ч. 1 ст. 49 Устава поселения, все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 700 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе муниципальных контрактов. Такая редакция соответствовала содержанию ч. 2 ст. 1 федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями от 31 декабря 2005 г. и от 27 июля 2006 г.)
Между тем, ч. 1 ст. 54 федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ в ч. 2 ст. 1 федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" внесены изменения. В нормоположениях новой редакции Закона случаи, содержащие в оспариваемой норме, охватываются сферой действия ст. 55 этого Закона, условия которой не подлежат расширительному толкованию. Таким образом, оспариваемая норма противоречит закону, и заявление подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Шербакульского района о признании противоречащим закону в части Устава Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать недействующим абзац второй части 1 статьи 57 Устава Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области с 01 января 2008 года.
Признать недействующим в части слов «казначейского исполнения бюджета» абзац второй статьи 60 Устава Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области с 01 января 2008 года.
Признать недействующим часть 1 статьи 49 Устава Александровского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области с 25 апреля 2007 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи жалобы через Шербакульский районный суд.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 01.12.2010.