Решение от 26.11.2010 г. по делу №2-395/2010 по заявлению прокурора о признании противоречащим закону в части Правил землепользования и застройки Красноярского с/п, утвержденные решением №29 от 08.12.2005 г. Совета Красноярского с/п Шербакульского р-на.



Дело № 2-395/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Р.п. Шербакуль Омской области 26 ноября 2010 г.

Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Дробота М.С., при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н., с участием помощника прокурора Шербакульского района Вырва Е.А., главы Красноярского сельского поселения Зубарева П.Я. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района о признании противоречащим закону в части Правил землепользования и застройки Красноярского сельского поселения, утвержденные решением № 29 от 08 декабря 2005 г. Совета Красноярского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Решением № 29 от 08.12.2005 Совета Красноярского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области утверждены Правила землепользования и застройки Красноярского сельского поселения (далее по тексту решения - Правила).

Прокурор Шербакульского района в порядке ч. 1 ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону в части ст. 1, ст. 22, ст. 33-44 и п. 1 ст. 100 Правил по основаниям несоответствия положениям Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ).

В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Вырва Е.А. заявление поддержала, уточнила требования в части признания п. 1 ст. 99, но не п. 1 ст. 100 Правил.

Глава Красноярского сельского поселения Зубарев П.Я. доводы заявления не оспаривал и объяснил, что готовятся изменения в Правила, противоречия будут устранены путем принятия изменений.

Заслушав помощника прокурора Шербакульского района Вырва Е.А., главу Красноярского сельского поселения Зубарева П.Я., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В п. 11 ст.1 ГрК РФ содержится понятие красных линий - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Абзац пятнадцатый ст. 1 Правил дополнительно включает в понятие «красной линии» границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технических обеспечения. Приведенная редакция на момент принятия Правил соответствовала содержанию п. 11 ст. 1 ГрК РФ, в которой федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ оспариваемые сведения исключены, что позволяет отделить территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Поскольку оспариваемая норма противоречит закону, то заявление подлежит удовлетворению.

В ч. 1 ст. 51 ГрК РФ содержится определение разрешения на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Между тем, п. 1 ст. 99 и ст. 1 Правил содержат определение разрешения на строительство как документ, подтверждающий право собственника, владельца арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Поскольку Правила приняты Советом поселением в целях создания условий для устойчивого развития территории, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, учитывая, что строительство любого объекта неизбежно повлияет на развитие территории поселения, а с другой стороны затронет права и интересы физических и юридических лиц, то строительство должно осуществляться на основании разрешения, содержащих предусмотренные в ч. 1 ст. 51 ГрК РФ условия. При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

В ч. 1ст. 35 ГрК РФ определено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).

Между тем, в ч. 1 ст. 33 Правил определено, что границы территориальных зон устанавливаются индивидуально. Противоречие приведенной оспариваемой нормы закону привело к различному наполнению содержанию понятия территориальных зон.

Так, согласно ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться:

1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;

2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;

3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;

5) зоны жилой застройки иных видов (ч. 2).

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (ч. 3 ст. 35 ГрК РФ).

Между тем, ст. 34 Правил устанавливает, что жилые зоны предназначены для застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами, жилыми домами малой и средней этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками (п. 1). В жилых зонах может допускаться в качестве вспомогательных по отношению к основным видам разрешенного использования размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно - бытового обслуживания населения, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно - защитных зон и деятельность которых не оказывает вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия). К жилым зонам также относятся территории садоводческих и дачных кооперативов, расположенные в пределах границ (черты) поселения (п. 2). Жилые зоны могут подразделяться на виды: многоэтажной застройки, застройки средней этажности, индивидуальной застройки, сезонного проживания (п. 3).

Согласно ст. 35 ГрКФ РФ в состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;

4) общественно-деловые зоны иных видов (ч. 4).

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (ч. 5 ст. 35 ГрК РФ).

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (ч. 6).

Между тем, ст. 35 Правил устанавливает, что общественно - деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно - исследовательских учреждений, культовых зданий и иных зданий, строений и сооружений, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового, общественного назначения.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных к размещению в общественно - деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (п. 1).

Общественно - деловые зоны могут подразделяться на виды: административно - делового, социально-бытового, торгового, учебно-образовательного, культурно - досугового, спортивного назначения, здравоохранения, социального обеспечения и научно-исследовательского назначения. Кроме того, в составе общественно-деловых зон выделяются зоны центров общественно- деловой и коммерческой активности (п. 2).

Согласно ст. 35 ГрК РФ в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур (ч. 7).

Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (ч. 8 ст. 35 ГрК РФ).

Между тем, в Правилах определено, что производственные зоны предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно - защитных зон таких объектов (п. 1 ст. 36). В санитарно - защитной зоне промышленных, коммунальных и складских объектов не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, садоводческих, дачных и огороднических кооперативов, а также производство сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 36).

Зоны инженерной инфраструктуры предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций энергообеспечения, водоснабжения и очистки стоков, связи, а также территорий, необходимых для их технического обслуживания и охраны (ст. 37).

Зоны транспортной инфраструктуры предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций внешнего, сельского и индивидуального транспорта, а также включают территории, подлежащие благоустройству с учетом технических и эксплуатационных характеристик таких сооружений и коммуникаций (ст. 38).

Согласно ч. 11 ст. 35 ГрК РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. Согласно ч. 12 ст. 35 ГрК РФ в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Между тем, в Правилах установлено, что рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения и включают в себя парки, сады, лесопарки, пляжи, а также включают особо охраняемые природные территории. На территориях рекреационных зон градостроительным регламентом в качестве вспомогательных к основным видам разрешенного использования может допускаться строительство и реконструкция объектов спортивного, оздоровительного и культурно - досугового назначения в соответствии с градостроительными нормативами (ст. 39).

Зоны акваторий включают в себя земли, занятые водными объектами и прибрежными территориями, а также водоохранные территории водозаборов, гидротехнических, водохозяйственных сооружений и иных водных объектов. В зонах акваторий могут быть размещены аквапарки, лодочные станции, яхт - клубы и другие сооружения спортивно - оздоровительного назначения, для функционирования которых необходимы водные объекты (ст. 41).

Зоны прибрежно-защитных полос включают в себя земли, занятые прибрежными территориями (от уреза воды до красной линии микрорайона) протоки в пределах застроенной части поселения. В зоне прибрежно-защитной полосы размещаются бунгало для хранения лодок, лодочные станции, водолазно - спасательный пост (ст.42).

Согласно ч. 13 ст. 35 ГрК РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Между тем, в ст. 40 Правил установлено, что зоны специального назначения предназначены для размещения объектов ритуального назначения, а также складирования и захоронения отходов. На территориях указанных зон не допускается размещение объектов, относящихся к основным видам разрешенного использования других территориальных зон.

Согласно ч. 9 ст. 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:

1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);

2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч. 10 ст. 35 ГрК РФ).

Между тем, ст. 43 Правил устанавливает, что в состав зон сельскохозяйственного использования включаются территории, занятые сельскохозяйственными угодьями, объектами сельскохозяйственного назначения предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

Из приведенных оспариваемых норм ст. ст. 34 - 43 Правил видно, что содержание каждого вида зон различается по содержанию, определенному Законом, что приводит к различному толкованию и правовой неопределенности при применении оспариваемых норм, порождающих впоследствии нарушение прав иных лиц при реализации возникших правоотношений в сфере градостроительной деятельности. При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, заявление в части признания недействующим ст. 44 Правил не подлежат удовлетворению, поскольку в силу ч. 15 ст. 35 ГрК РФ помимо предусмотренных настоящей статьей органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно ч. 14 ст. 24 ГрК РФ генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).

Между тем, ч. 6 ст. 22 Правил предусматривает, что после утверждения генеральный план подлежит опубликованию и приобретает законную силу для всех субъектов градостроительной деятельности в границах сельского поселения.

Таким образом, порядок опубликования, обязательные элементы для опубликования, порядок направления генерального плана в оспариваемой норме не содержится, что обуславливает обоснованность заявленных требований.

По смыслу закона, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

В судебном заседании глава поселения объяснил, что на территории поселения проводилось строительство, выдавались разрешения. Таким образом, признание Правил недействующими необходимо установить со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Шербакульского района о признании противоречащим закону в части Правил землепользования и застройки Красноярского сельского поселения, утвержденные решением № 29 от 08.12.2005 Советом Красноярского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области.

Признать недействующими в части Правила землепользования и застройки Красноярского сельского поселения, утвержденные решением № 29 от 08.12.2005 Совета Красноярского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области: абзац пятнадцатый ст. 1 в части слов «сети инженерно-технического обеспечения»; п. 1 ст. 99; ч. 1 ст. 33; ст.ст. 34 - 43; п. 6 ст. 22, со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи жалобы через Шербакульский районный суд.

Председательствующий

Решение изготовлено в окончательной форме 01.12.2010.