Дело № 2-396/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Р.п. Шербакуль Омской области 26 ноября 2010 г.
Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Дробота М.С., при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н., с участием помощника прокурора Шербакульского района Вырва Е.А., представителя Совета Борисовского сельского поселения специалиста администрации Борисовского сельского поселения Бортенёвой Е.Н. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района о признании противоречащим закону в части Правил землепользования и застройки Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области, утвержденные решением № 159 от 20 октября 2008 г. Совета Борисовского сельского поселения,
УСТАНОВИЛ:
Решением № 159 от 20.10.2008 (с изменениями решением № 226 от 11 декабря 2009 г.) Совета Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области утверждены Правила землепользования и застройки Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области (далее по тексту решения - Правила).
Прокурор Шербакульского района в порядке ч. 1 ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону в части ст. 1, ст. 22, ст. 32-39 и п. 1 ст. 99 Правил по основаниям несоответствия положениям Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ).
В судебном заседании помощник прокурора Шербакульского района Вырва Е.А. заявление поддержала.
Представитель Совета Борисовского сельского поселения специалист администрации Борисовского сельского поселения Бортенёва Е.Н. доводы заявления не оспаривала и объяснила, что имеется проект изменений в Правила, противоречия будут устранены.
Заслушав помощника прокурора Шербакульского района Вырва Е.А., представителя Совета Борисовского сельского поселения специалиста администрации Борисовского сельского поселения Бортенёву Е.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В п. 11 ст.1 ГрК РФ содержится понятие красных линий - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Абзац двадцать восьмой ст. 1 Правил дополнительно включает в понятие «красной линии» границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технических обеспечения. Приведенная редакция на момент принятия Правил соответствовала содержанию п. 11 ст. 1 ГрК РФ, в которой федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ оспариваемые сведения исключены, что позволяет отделить территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Поскольку оспариваемая норма противоречит закону, то заявление подлежит удовлетворению.
В ч. 1 ст. 51 ГрК РФ содержится определение разрешения на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Между тем, абзац тридцать восьмой ст. 1 Правил содержат определение разрешения на строительство как документ, подтверждающий право собственника, владельца арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Поскольку Правила приняты Советом поселением в целях создания условий для устойчивого развития территории, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, учитывая, что строительство любого объекта неизбежно повлияет на развитие территории поселения, а с другой стороны затронет права и интересы физических и юридических лиц, то строительство должно осуществляться на основании разрешения, содержащих предусмотренные в ч. 1 ст. 51 ГрК РФ условия. При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
Судом в порядке ч. 3 ст. 246 ГПК РФ проведена проверка соответствия ч. 1 Правил положениям ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, поскольку ссылка в заявлении на противоречие закону п. 1 ст. 99 и п. 1 ст. 100 Правил является ошибкой. Оспариваемые нормы п.1 ст. 99 и п. 1 ст. 100 Правил определения разрешения на строительство не содержат.
В ч. 1 ст. 35 ГрК РФ определено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6 ст. 1 ГрК РФ).
Между тем, в ч. 1 ст. 32 Правил определено, что границы территориальных зон устанавливаются индивидуально. Противоречие приведенной оспариваемой нормы закону привело к различному наполнению содержанию понятия территориальных зон.
Так, согласно ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами;
3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами;
4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами;
5) зоны жилой застройки иных видов (ч. 2).
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства (ч. 3 ст. 35 ГрК РФ).
Между тем, ст. 33 Правил устанавливает, что жилые зоны предназначены для застройки жилыми домами малой этажности, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками (п. 1). В жилых зонах может допускаться в качестве вспомогательных по отношению к основным видам разрешенного использования размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и культурно - бытового обслуживания населения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянок автомобильного транспорта, промышленных, коммунальных и складских объектов, для которых не требуется установление санитарно - защитных зон и деятельность которых не оказывает вредное воздействие на окружающую среду (шум, вибрация, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия) (п. 2).
Согласно ст. 35 ГрКФ РФ в состав общественно-деловых зон могут включаться:
1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;
2) зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения;
3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности;
4) общественно-деловые зоны иных видов (ч. 4).
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан (ч. 5 ст. 35 ГрК РФ).
В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (ч. 6).
Между тем, ст. 34 Правил устанавливает, что общественно - деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно - исследовательских учреждений, культовых зданий и иных зданий, строений и сооружений, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового, общественного назначения. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных к размещению в общественно - деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи (п. 1). Общественно - деловые зоны могут подразделяться на виды: административно-
делового, социально-бытового, торгового, учебно-образовательного, культурно - досугового, спортивного назначения, здравоохранения, социального обеспечения и научно-исследовательского назначения. Кроме того, в составе общественно-деловых зон выделяются зоны центров общественно- деловой и коммерческой активности (п. 2).
Согласно ст. 35 ГрК РФ в состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:
1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;
2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;
3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур (ч. 7).
Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов (ч. 8 ст. 35 ГрК РФ).
Между тем, в Правилах определено, что производственные зоны предназначены для размещения объектов сельско - хозяйственного назначения, ведения сельского хозяйства и из развития (п. 1 ст. 35). В зоны, занятые объектами сельскохозяйственого назначения - зданиями, строениями, сооружениями, используемые для производства, хранения и первичной обработки сельскохозяйственной продукции, входят также земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно- кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных воздействий, замкнутыми водоемами, и резервные земли для развития объектов сельскохозяйственного назначения (п. 2 ст. 35). В санитарно - защитной зоне сельскохозяйственного назначения не допускается размещение жилых домов, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений отдыха, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также производство сельскохозяйственной продукции (п. 3 ст. 35). Зоны инженерной инфраструктуры предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций энергообеспечения, водоснабжения и очистки стоков, связи, а также территорий, необходимых для их технического обслуживания и охраны (ст. 36).
Согласно ч. 13 ст. 35 ГрК РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Между тем, в ст. 37 Правил установлено, что зоны специального назначения предназначены для размещения объектов ритуального назначения, а также складирования и захоронения отходов. На территориях указанных зон не допускается размещение объектов, относящихся к основным видам разрешенного использования других территориальных зон.
Согласно ч. 9 ст. 35 ГрК РФ в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
В состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения (ч. 10 ст. 35 ГрК РФ).
Между тем, ст. 38 Правил устанавливает, что в состав зон сельскохозяйственного использования включаются территории, занятые сельскохозяйственными угодьями.
Из приведенных оспариваемых норм ст. ст. 33 - 38 Правил видно, что содержание каждого вида зон различается по содержанию, определенному Законом, что приводит к различному толкованию и правовой неопределенности при применении оспариваемых норм, порождающих впоследствии нарушение прав иных лиц при реализации возникших правоотношений в сфере градостроительной деятельности. При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, заявление в части признания недействующим ст. 39 Правил не подлежат удовлетворению, поскольку в силу ч. 15 ст. 35 ГрК РФ помимо предусмотренных настоящей статьей органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По смыслу закона, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
В судебном заседании представитель Совета объяснила, что на территории поселения проводилось строительство, выдавались разрешения. Таким образом, признание Правил недействующими необходимо установить со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить заявление прокурора Шербакульского района о признании противоречащим закону в части Правил землепользования и застройки Борисовского сельского поселения, утвержденные решением № 159 от 20.10.2008 Советом Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области.
Признать недействующими в части Правила землепользования и застройки Борисовского сельского поселения, утвержденные решением № 159 от 20.10.2008 Совета Борисовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области: абзац двадцать восьмой ст. 1 в части слов «сети инженерно-технического обеспечения»; абзац тридцать восьмой ч. 1; ч. 1 ст. 32; ст.ст. 33-38, со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи жалобы через Шербакульский районный суд.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 01.12.2010.