Решение от 31.01.2011 г. по делу №2-22/2011 по заявлению прокурора в интересах Тищенко В.И. к администрации Кутузовского с/п о признании незаконным отказа администрации Кутуз. с/п в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищ. условий.



Дело № 2-22/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2011 г. р.п.Шербакуль Омской области

Шербакульский районный суд Омской области в составе судьи Забелиной О.В., при секретаре Иващенко А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района Омской области Тракимаса Д.И. в интересах Тищенко В.И. к администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области о признании незаконным отказа администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана войны Тищенко В.И., об обязании администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Тищенко В.И.,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шербакульского района Омской области обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в рамках ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» проведена проверка действующего федерального законодательства в сфере соблюдения жилищных прав ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ.

По результатам проверки установлено, что администрацией поселения в части учета граждан указанной категории не в полной мере соблюдены требования действующего федерального законодательства, выразившиеся в следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Конституция Российской Федерации закрепляет, что защита прав и свобод человека и гражданина в РФ гарантируется государством. Кроме того, Конституцией РФ гарантируется право каждого гражданина на жилище.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (далее - Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах» (далее - ветераны ВОВ (члены семей), ветераны).

Обеспечение жильем ветеранов ВОВ (членов семей), вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, должно было быть завершено к 01.05.2010 согласно предыдущей редакции Указа. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет. В этой связи в ближайшее время должны быть обеспечены жильем ветераны ВОВ (члены семей), вставшие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 г. Срок завершения процесса обеспечения жильем ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» (далее - закона), предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4. ч.1 ст. 15 Закона, участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).

Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, что участником Великой Отечественной войны Тищенко В.И. направлено в администрацию Кутузовского сельского поселения заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако администрацией сельского поселения было отказано Тищенко В.И. в постановке на учет на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (предоставлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий); проживает совместно с сыном и его женой в частной двухэтажном доме, общей площадью 98,3 кв.м, принадлежащем на праве совместной собственности сыну Тищенко Н.В. и его жене ФИО1

Отказ администрации сельского поселения в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма, мотивирован тем, что Тищенко В.И. представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Согласно акту обследования жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором проживает последний, жилое помещение отвечает всем требованиям, установленным для жилых помещений для данного населенного пункта.

Прокуратурой района в ходе проведения проверки установлено, согласно акту обследования жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ, Тищенко В.И. проживает в <адрес>, в <данные изъяты> доме, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> жилых комнаты, комнаты изолированы. Жилое помещение обеспечено водопроводом, без горячего водоснабжения, печным отоплением, автономной канализацией, ванной без канализированной уборной. Тищенко В.И. проживает <данные изъяты> в отдельной комнате общей площадью <данные изъяты> кв.м., в настоящий момент Тищенко В.И. нуждается в постоянном уходе посторонних лиц по состоянию здоровья, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной врачебной комиссией МУЗ «Шербакульская ЦРБ».

Таким образом, своим действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Шербакульского городского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны Тищенко В.И. на предоставление благоустроенного жилья. На основании изложенного просит: 1) признать отказ администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника ВОВ Тищенко В.И. незаконным; 2) обязать администрацию Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника ВОВ Тищенко В.И.; 3) взыскать государственную пошлину.

В судебном заседании прокурор Шербакульского района Омской области Тракимас Д.И. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.

Представитель администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области - глава сельского поселения Балабанов А.А., заявленные требования не признал. Пояснил суду, что при вынесении решения об отказе Тищенко В.И. комиссия руководствовалась положениями действующего законодательства, в соответствии с которым основания для постановки на учет Тищенко В.И. отсутствуют.

Третье лицо Тищенко В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд своего представителя.

Представитель Тищенко В.И. - Тищенко Н.В. (по доверенности) в судебном заседании исковые требования прокурора в интересах Тищенко В.И. поддержал, пояснил, что отец проживает совместно с ним, в отдельной комнате общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Комната расположена <данные изъяты>, все остальные жилые комнаты находятся <данные изъяты>, в силу возраста отец не может ими пользоваться. В доме отсутствует канализация, горячее водоснабжение, в связи с этим также имеются трудности в гигиеническом отношении. Исковые требования прокурора просит удовлетворить.

Представитель третьего лица Управления Министерства труда и социального развития Омской области по Шербакульскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит заявленные прокуратурой Шербакульского района требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30 предусмотрена необходимость обеспечить жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 21.12.2009 № 327-ФЗ в Федеральный закон № 5-ФЗ, обеспечению жильем подлежат все ветераны ВОВ (члены семей), независимо от даты принятия их на учет.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О Ветеранах» предоставляется следующая мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

Статья 23.2 Закона «О ветеранах» закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации".

Постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Как следует из материалов дела, не оспаривается сторонами, Тищенко В.И. является ветераном Великой отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии № от ДД.ММ.ГГГГ.

Протоколом заседания жилищной комиссии Кутузовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в постановке Тищенко В.И. на учет на улучшение жилищных условий было отказано в связи с тем, что согласно ч.1 п.2 ст.54 ЖК РФ представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.8-9).

Согласно статье 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, если:

- не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 ЖК РФ документы;

- представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из акта обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Тищенко В.И. проживает в <адрес>. Жилое помещение представляет собой <данные изъяты> дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м, жилых комнат <данные изъяты>, комнаты изолированные. Жилое помещение обеспечено водопроводом, без горячего водоснабжения, печным отоплением, автономной канализацией, ванной, без канализированной уборной. Тищенко В.И. предоставлена жилая комната площадью <данные изъяты> кв.м., светлая, теплая, <данные изъяты>. Жилое помещение признано пригодным для проживания (л.д.14-15).

Помещение, в котором проживает Тищенко В.И. является пригодным для проживания, но, учитывая требования о предоставлении ветеранам Великой Отечественной войны благоустроенного жилья, исходя из пояснений Тищенко Н.В. в судебном заседании, из акта обследования жилого помещения, в соответствии с которыми Тищенко В.И. проживает в комнате <данные изъяты> кв.м., в силу возраста и состояния здоровья не может пользоваться другими жилыми комнатами в доме, расположенными на втором этаже, в доме отсутствует канализация, горячее водоснабжение, его следует признать нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем Тищенко В.И. не использовал. Как собственник недвижимого имущества, согласно данным Управления Федеральной регистрационной службы по Омской области, Тищенко В.И. не зарегистрирован (л.д.5, 6).

Суд соглашается с доводами заявителя о том, что действием по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом благоустроенном помещении, администрация Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области нарушает гарантированные федеральным законодательством жилищные права участника Великой Отечественной Войны Тищенко В.И. на предоставление благоустроенного жилья.

В связи с этим, действия администрации городского поселения по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий следует признать незаконными, а требования прокурора Шербакульского района Омской области в этой части подлежащими удовлетворению. Также подлежит удовлетворению требование прокурора об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий участника Великой Отечественной войны Тищенко В.И. - с целью устранения допущенного нарушения права Тищенко В.И. на улучшение своих жилищных условий.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно ч. 2 ст.88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах. Частью 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами.

В судебном заседании глава администрации Кутузовского сельского поселения просил снизить размер взыскиваемой госпошлины до <данные изъяты> рублей, поскольку в бюджете поселения отсутствуют необходимые денежные средства. Ответчик является муниципальным учреждением, финансируется из местного бюджета. При таких обстоятельствах суд считает возможным уменьшить размер госпошлины до <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать отказ администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Тищенко В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., незаконным.

Обязать администрацию Кутузовского сельского поселения поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Тищенко В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Взыскать с администрации Кутузовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области в местный бюджет сумму государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Шербакульский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья: подпись О.В.Забелина

Решение в окончательной форме изготовлено 01.02.2011 г.