Решение от 07.02.2011 г. по делу №2-18/2011 по заявлению прокурора о признании противоречащим закону в части Правил землепользования и застройки территории Изюмовского с/п, утвержденные решением №186 от 24.06.2008 г. Совета Изюмовского с/п Шербакуль. р-н



Дело № 2-18/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Р.п. Шербакуль Омской области 07 февраля 2011 г.

Шербакульский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Дробота М.С., при секретаре судебного заседания Поляковой О.Н., с участием старшего помощника прокурора Шербакульского района Дидковского С.А., представителя Совета Изюмовского сельского поселения заместителя главы поселения Трениной М.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Шербакульского района о признании противоречащим закону в части Правил землепользования и застройки территории Изюмовского сельского поселения, утвержденные решением № 186 от 24 июня 2008 г. Совета Изюмовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области,

УСТАНОВИЛ:

Решением № 186 от 24.06.2008 Совета Изюмовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области утверждены Правила землепользования и застройки территории Изюмовского сельского поселения (далее по тексту решения - Правила).

Прокурор Шербакульского района в порядке ч. 1 ст. 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону в части ст. 1, ст. 19 и ст. 96 Правил по основаниям несоответствия положениям Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту ГрК РФ) с 01.01.2010. Так, абзац 26 ст. 1 Правил противоречит п. 11 ст. 1 ГрК РФ, поскольку дополнительно вводит в круг понятия красной линии границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения. Ст. 96 Правил содержит более ограничительный характер выдаваемого разрешения на строительство, чем это установлено ст. 51 ГрК РФ. Эта же норма Правил не содержит порядок выдачи разрешений на строительство в противоречие с положениями ст. 51 ГрК РФ. Не соответствует требованиям ст. 24 ГрК РФ положения ст. 19 Правил в части установленного порядка опубликования генерального плана.

В судебном заседании старший помощник прокурора Шербакульского района Дидковский С.А. заявление поддержал.

Представитель Совета Изюмовского сельского поселения заместитель главы поселения Тренина М.Ю. доводы заявления не оспаривала и объяснила, что готовятся изменения в Правила, противоречия будут устранены 03.03.2011 путем принятия изменений.

Заслушав старшего помощника прокурора Шербакульского района Дидковского С.А., представителя Совета Изюмовского сельского поселения заместителя главы поселения Тренину М.Ю., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с п. 1 ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как видно из п. 20 ч. 1 ст. 6 Устава Изюмовского сельского поселения, принятого 24.11.2005 решением № 23, к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил землепользования и застройки.

Согласно ч. 1 ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.

Таким образом, к полномочиям Совета Изюмовского сельского поселения относится утверждение оспариваемых Правил.

2. В п. 11 ст.1 ГрК РФ содержится понятие красных линий - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Абзац двадцать седьмой ст. 1 Правил дополнительно включает в понятие «красной линии» границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технических обеспечения. Приведенная редакция на момент принятия Правил соответствовала содержанию п. 11 ст. 1 ГрК РФ, в которой федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ оспариваемые сведения исключены, что позволяет отделить территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц. Поскольку оспариваемая норма противоречит закону, то заявление подлежит удовлетворению.

3. В ч. 1 ст. 51 ГрК РФ содержится определение разрешения на строительство - документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Между тем, ч. 1 ст. 96 Правил содержат определение разрешения на строительство как документ, подтверждающий право собственника, владельца арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории. Поскольку Правила приняты Советом поселением в целях создания условий для устойчивого развития территории, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, учитывая, что строительство любого объекта неизбежно повлияет на развитие территории поселения, а с другой стороны затронет права и интересы физических и юридических лиц, то строительство должно осуществляться на основании разрешения, содержащих предусмотренные в ч. 1 ст. 51 ГрК РФ условия. При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

4. Согласно ч. 14 ст. 24 ГрК РФ генеральный план подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в сети "Интернет". Опубликованию и размещению подлежат положения, предусмотренные частью 5 статьи 23 настоящего Кодекса, и карта (схема) или несколько карт (схем), на которых отображена информация, предусмотренная частью 6 статьи 23 настоящего Кодекса. Генеральный план в течение трех дней со дня его утверждения направляется в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находятся поселение, городской округ, и главе муниципального района, в границах которого находится поселение (в случае утверждения генерального плана поселения).

Между тем, ч. 6 ст. 19 Правил предусматривает, что после утверждения генеральный план подлежит опубликованию и приобретает законную силу для всех субъектов градостроительной деятельности в границах сельского поселения.

Таким образом, порядок опубликования, обязательные элементы для опубликования, порядок направления генерального плана в оспариваемой норме исключены, что обуславливает обоснованность заявленных требований.

5. По смыслу закона, оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствует, может быть признан судом недействующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

В судебном заседании представитель Совета Изюмовского сельского поселения объяснила, что на территории поселения не проводилось строительство, не выдавались разрешения. Таким образом, признание Правил недействующими необходимо установить со дня вступления в законную силу оспариваемых Правил.

6. Между тем, нельзя согласится с доводами заявления о противоречиях ст. 96 Правил ч. 3 ст. 51 ГрК РФ, поскольку федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 351-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено введение в действие ч. 3 ст. 51 ГрК РФ с 01.01.2012.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявление прокурора Шербакульского района о признании противоречащим закону в части Правил землепользования и застройки территории Изюмовского сельского поселения, утвержденные решением № 186 от 24.06.2008 Советом Изюмовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области.

Признать недействующими с 03 июля 2008 г. в части Правила землепользования и застройки территории Изюмовского сельского поселения, утвержденные решением № 186 от 24 июня 2008 г. Совета Изюмовского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области: абзац двадцать седьмой ст. 1 в части слов «сети инженерно-технического обеспечения»; ч. 1 ст. 96; п. 6 ст. 19.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем подачи жалобы через Шербакульский районный суд.

Председательствующий

Решение изготовлено в окончательной форме 08.02.2011.