Дело № 2-178 (2011 г.) РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 июля 2011 года р.п.Шемышейка Шемышейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Аблаевой О.В., с участием представителя истицы Жарковой О.А. - Жаркова В.И., выступающего по доверенности, представителя ответчика администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Кадышевой А.А., выступающей по доверенности, при секретаре Гуриной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жарковой Ольги Андреевны к администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, УСТАНОВИЛ: Жаркова О.А. обратилась в суд с иском о признании незаконным отказа в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Истица Жаркова О.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. Заявление о невозможности рассмотрения дела в ее отсутствие в суд не поступало. Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. В судебном заседании представитель истицы Жарковой О.А. - Жарков В.И., выступающий по доверенности, требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал и пояснил, что его мать Жаркова О.А. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны. Она совместно с супругом проживала в жилом доме 1950 года постройки общей площадью 34,1 м^2 по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее супруг Жарков И.П. умер. После его смерти она продолжает проживать в указанном жилом доме, в котором отсутствуют водопровод и канализация, сантехническое оборудование, в доме требуется проведение капитального ремонта. В силу преклонного возраста и состояния здоровья его мать не может проживать в доме с такими жилищными условиями. ДД.ММ.ГГГГ Жаркова О.А. обратилась в администрацию с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, в чем ей было отказано. После этого по заявлению Жарковой О.А. в ДД.ММ.ГГГГ специалистами ООО «Юникс» было проведено обследование состояния конструктивных элементов жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> и установлено, что общее техническое состояние жилого дома характеризуется как ветхое, физический износ строения составляет 67%, существующее техническое состояние не соответствует действующим нормативно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района, обследовав жилом дом, в котором проживает Жаркова О.А., вынесла заключение о пригодности ее жилого дома для проживания, так как домовладение отвечает санитарно-техническим нормам, общий износ жилого дома составляет 60%. ДД.ММ.ГГГГ его мать вновь обратилась в администрацию Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по тому основанию, что она проживает в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Администрация Усть-Узинского сельсовета ДД.ММ.ГГГГ отказала в признании ее нуждающейся в жилом помещении на том основании, что она обеспечена учетной нормой жилого помещения, является членом семьи собственника жилого помещения, в котором проживает, и занимаемое ею жилое помещение отвечает установленным требованиям. Считает, что администрация Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района неправомерно не признала ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и отказала в постановке на учет в качестве таковой, в связи с чем просит признать постановление администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Номер от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать главу администрации Усть-Узинского сельсовета поставить ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Представитель ответчика администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Кадышева А.А., выступающая по доверенности, исковые требования Жарковой О.А. признала, пояснив, что действительно межведомственная комиссия лишь визуально осмотрела жилой дом, в котором проживает вдова инвалида Великой Отечественной войны Жаркова О.А. и вынесла решение о том, что дом имеет 60 % износа и пригоден для проживания, внутренние конструктивные элементы дома не исследовались, поэтому согласна с тем, что администрация Усть-Узинского сельсовета неправомерно отказала истице в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Изучив материалы дела, выслушав объяснение представителей истца и ответчика, суд приходит к следующему. Статьей 14 ч.1 п.3 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Пунктом 6 статьи 4 Устава Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области к вопросам местного значения Усть-Узинского сельсовета отнесено обеспечение малоимущих граждан, проживающих на территории сельсовета и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Статьей 23 пунктом 6 подпунктами 4, 5 данного Устава предусмотрено, что глава администрации Усть-Узинского сельсовета представляет администрацию в отношениях с населением Усть-Узинского сельсовета, органами государственной власти, органами местного самоуправления, муниципальными органами, организациями, общественными объединениями, без доверенности действует от имени администрации, подписывает договоры, соглашения и иные документы, отнесенные к его компетенции (л.д.78-102). Решением Комитета местного самоуправления Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области Номер от ДД.ММ.ГГГГ Исянов Рафаэль Джиганович назначен на должность главы администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района (л.д.73). Рассмотрев заявление Жарковой О.А. администрация Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района ДД.ММ.ГГГГ отказала в признании ее нуждающейся в жилом помещении. Данное решение принято главой администрации Усть-Узинского сельсовета в пределах предоставленных полномочий (л.д.57-59). Согласно свидетельству о браке Пиянзина Ольга Андреевна ДД.ММ.ГГГГ вступила в брак с Жарковым Иваном Петровичем и ей была присвоена фамилия «Жаркова» (л.д.7). Согласно свидетельству о смерти Жарков Иван Петрович умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8). Жаркова О.А. является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением, выданным ГУ УПФ РФ по Шемышейскому району (л.д.12-13). Согласно статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» и статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан переданы субъектам Российской Федерации, которым предоставлено право определения порядка предоставления жилых помещений данным категориям граждан. Указанными законами основания признания граждан данной категории нуждающимися в жилых помещениях не установлены. Принятым во исполнение указанных Федеральных законов ДД.ММ.ГГГГ Законом Пензенской области № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории Пензенской области» определены основания признания граждан, являющихся членами семей умерших инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Нуждающимися в жилых помещениях, согласно вышеуказанного закона, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Выпиской из похозяйственной книги администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района подтверждено, что Жаркова О.А. проживает в жилом доме общей площадью 34,1 м^2, жилой площадью 20,2 м^2, расположенном по адресу: <адрес>, собственником которого является Жарков А.И. (л.д.69). ДД.ММ.ГГГГ Жаркова О.А. обратилась в администрацию Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (л.д.57-59). Акт обследования жилого дома Жаркова Анатолия Ивановича, в котором проживает Жаркова Ольга Андреевна, проведенного ДД.ММ.ГГГГ и вынесенное на основании него заключение установили, что жилой дом № Номер по улице <адрес> отвечает санитарно-техническим нормам, общий износ жилого дома составляет 60% и пригоден для проживания (л.д.55-56). Отчетом № Номер о состоянии конструктивных элементов жилого дома подтверждено, что общее техническое состояние жилого дома № Номер по улице <адрес> характеризуется как ветхое, физический износ строения составляет 67%, существующее техническое состояние жилого дома не соответствует действующим нормативно-техническим требованиям, предъявляемым к жилым зданиям и помещениям, пригодным для постоянного проживания (л.д.22-54). Частью 4 статьи 15 Жилищного Кодекса предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 определены основания для признания жилого дома непригодным для проживания вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. К непригодным для постоянного проживания жилым домам в соответствии с Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства СССР от 05 ноября 1985 года № 529 отнесены деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %. В соответствии с Методикой определения физического износа гражданских зданий, утвержденной Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 27 октября 1970 года № 404, жилое помещение признается ветхим если физический износ его составляет 61-80 %, в результате аварийного состояния несущих конструктивных элементов, а ненесущих - состояние весьма ветхое. Пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного Кодекса РФ и Законом Пензенской области № 1870-ЗПО «Об обеспечении жильем отдельных категорий ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории Пензенской области» одним из оснований признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является проживание гражданина в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с п.4 ч.1, п.3 ч.2 ст.21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» супруге умершего инвалида Великой Отечественной войны, не вступившей в повторный брак, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предполагалось необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». В редакции Указа президента РФ от 09 января 2010 года № 30 предусмотрено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», то есть исключено указание на сроки постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и завершения обеспечения жильем указанных категорий граждан. Обеспечение жильем указанных лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета, исходя из общей площади жилья на одного человека 36 м^2. Обязанность государства гарантировать ветеранам Великой Отечественной войны, соответствующую их особому правовому статусу и заслуги перед Отечеством социальную защиту вытекает из статей 2, 7, 15 (части 1и 2), 18, 21 (часть 1) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 59 (часть 1), 71 (пункты «а», «в», «м») и 72 (пункты «б», «ж» части 1). Выбор способов и объема социальной защиты, а также форм ее предоставления относится к дискреции законодателя, который, однако связан конституционными принципами стабильности и предсказуемости законодательства, недопустимости произвольного отказа государства от принятых публично-правовых обязательств. Представитель ответчика администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Кадышева А.А. исковые требования истицы Жарковой О.А. признала. В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Поскольку представитель ответчика администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района признала исковые требования Жарковой О.А. и это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска Жарковой О.А. администрацией Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района. С учетом изложенного отказ администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района в постановке Жарковой О.А. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, является необоснованным, не соответствует закону и нарушает право Жарковой О.А. на обеспечение жилым помещением. В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, восстановления в полном объеме нарушенных прав и свобод истца, суд находит исковое заявление Жарковой О.А. подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Жарковой Ольги Андреевны удовлетворить. Принять признание администрацией Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области заявленных истицей Жарковой Ольгой Андреевной исковых требований. Признать постановление администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области № 42 от 31 мая 2011 года об отказе Жарковой Ольге Андреевне в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и отменить. Обязать главу администрации Усть-Узинского сельсовета Шемышейского района Пензенской области в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу признать Жаркову Ольгу Андреевну - <данные изъяты> нуждающейся в жилом помещении. Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти дней с подачей жалобы через Шемышейский районный суд. Судья: О.В. Аблаева