Решение о понуждении ответчика оборудовать здание школы устройством молниезащиты



Решение о понуждении ответчика оборудовать здание школы устройством молниезащиты

Дело № 2-273/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2010 года с. Шелопугино

Шелопугинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Толстовой И.А.,

при секретаре Граниной Н.В.,

с участием прокурора Шелопугинской районной прокуратуры Иванова Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шелопугинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних учащихся к Муниципальному общеобразовательному учреждению Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Шелопугинский район» о понуждении к оборудованию здания школы устройством молниезащиты,

у с т а н о в и л:

Прокурор Шелопугинского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних учащихся к Муниципальному общеобразовательному учреждению Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа, Администрации муниципального района «Шелопугинский район» о понуждении к оборудованию здания школы устройством молниезащиты.

В обоснование иска указав, что прокуратурой Шелопугинского района совместно с заместителем начальника ОГПН № 8 в Шелопугинском районе проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности в МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа, расположенной по адресу: <Адрес обезличен>. В ходе проверки установлено, что здание МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа не оборудовано устройством молниезащиты. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязано оборудовать помещение учреждения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств. МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа собственных средств на приобретение и установку устройства молниезащиты не имеет. В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления. Учитывая отсутствие у общеобразовательного учреждения средств на оборудование здания МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа устройством молниезащиты, наличие

субсидиарной ответственности администрации муниципального образования по обязательствам МОУ как учредителя МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа и собственника занимаемого ими здания, расходы по установке устройства молниезащиты в здании указанного муниципального общеобразовательного учреждения следует возложить на администрацию муниципального района «Шелопугинский район» за счет средств бюджета муниципального образования.

В судебном заседании прокурор Иванов Р.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объёме, уточнив исковые требования тем, что просит обязать ответчиков оборудовать здание школы устройством молниезащиты до 01 июля 2011 года. Дополнительно пояснив, что Управление образования администрации Шелопугинский район является структурным подразделением Администрации муниципального района «Шелопугинской район», т.е. средним звеном между МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа и Администрацией муниципального района «Шелопугинской район». Кроме того, Администрация муниципального района «Шелопугинской район» является собственником здания школы, которое передано МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа в оперативное управление. В связи, с чем соответчиком по делу признана Администрация муниципального района «Шелопугинской район».

Представитель ответчика Администрации муниципального района «Шелопугинской район» - Чупрова В.В., действующая на основании доверенности от 09 марта 2010 года в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что действительно, согласно ст. 37 ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с Приказом № 280 от 30.06.2003 г. «Об утверждении Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных конструкций», согласно Рекомендациям по эксплуатационно-технической эксплуатации, порядку приемки в эксплуатацию и эксплуатации устройств молниезащиты необходима разработка технической документации для использования типовых конструкций молниеотводов и заземлителей и типовые чертежи по молниезащите, что потребует привлечение подрядной организации и необходимые денежные средства на оборудование и выполнение работ. В исковом заявлении указано на отсутствие у общеобразовательного учреждения Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа средств на оборудование здания устройством молниезащиты, что документально не подтверждено. Согласно ст. 43 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение, как юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет. Финансирование подведомственных бюджетных учреждений относится к компетенции учредителя. Согласно п. 1.4. Устава МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа полномочие учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального района «Шелопугинский район» на основании решения Совета муниципального района № 300 от 20.03.2008 г.. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются учредительным договором, заключенным от 2008 года. В соответствии с абз. 5 п.3 «компетенция учредителя» учредительный договор предусматривает хозяйственные и финансовые обязательства перед учреждением, пунктом 3.1. «учредитель» обязан обеспечивать финансирование «учреждения» в соответствии с Законом РФ «Об образовании». Таким образом, Учредитель в пределах своей компетенции и выделяемых бюджетных средств несет ответственность за создание необходимых условий функционирования образовательного учреждения, а также несет субсидиарную ответственность по обязательствам образовательного учреждения в порядке, установленном законодательством. В связи с этим просит заменить ответчика - Администрацию муниципального района «Шелопугинской район» на ответчика - Управление образования администрации муниципального района «Шелопугинский район», дело в отношении ответчика Администрации муниципального района «Шелопугинской район» прекратить.

Представитель ответчика Муниципального общеобразовательного учреждения Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа <Данные изъяты> <ФИО обезличено>, в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление, о том, что с исковыми требованиями не согласна и просит рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица Управления образования администрации Шелопугинский район - Соснин А.С., действующий на основании доверенности от 23 декабря 2010 года пояснил, что согласен с требованиями прокурора о том, что школы должны быть оборудованы устройствами молниезащиты, но на это требуется вложение больших средств, которых у общеобразовательного учреждения нет, а также проведение мероприятий по поиску специализированных бригад, разработке и утверждению проектно-сметных документаций, что за 2011 год невозможно сделать, просит предоставить срок до 01.08.2012 года. Также пояснил, что не согласен с представителем Администрации муниципального района «Шелопугинской район», о том, что соответчиком по делу должно выступать Управление образования администрации муниципального района «Шелопугинский район», поскольку Управление образования является всего лишь средним звеном между образовательным учреждением и Администрацией муниципального района «Шелопугинской район».

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные письменные доказательства, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г., обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Требование пожарной безопасности – это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 Приказа МЧС от 18.06.2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), наряду с указанными Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.

Согласно ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с Инструкцией по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.06.2003 г. № 280 (СО 153-34.21.122-2003) здание школы должно быть оборудовано устройством молниезащиты.

В судебном заседании установлено, что в ходе проверки проведенной 13.12.2010 года прокуратурой Шелопугинского района совместно с заместителем начальника ОГПН № 8 в Шелопугинском районе установлено, что здание МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, не оборудовано устройством молниезащиты (л.д.8).

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса и обязано оборудовать помещение учреждения в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемое в пределах собственных финансовых средств.

Из устава МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа видно, что учреждение относится к муниципальной собственности муниципального района «Шелопугинский район (л.д.9-31).

Пояснения ответчика - Администрации муниципального района «Шелопугинской район» о том, что они не могут быть надлежащими ответчиками по указанному делу, в связи с тем, что учредителем МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа является Управление образования администрации муниципального района «Шелопугинский район» не может быть принято судом, в связи с тем, что согласно решения Совета муниципального района «Шелопугинский район» № 300 от 20.03.2008 года Управлению образования администрации муниципального района «Шелопугинский район» делегировано право учреждать учреждения образования. Таким образом, Управление образования администрации Шелопугинский район является только средним звеном между МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа и Администрацией муниципального района «Шелопугинской район».

Кроме того, согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» обязанность по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений возложена на органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Статьёй 210 ГК РФ также установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как видно из договора <№ обезличен> от <Дата обезличена> и акта приёма-передачи от <Дата обезличена> Администрация муниципального района «Шелопугинской район», которая является собственником здания школы, передала недвижимое имущество – здание школы, расположенное по адресу <Адрес обезличен> в оперативное управление МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа.

Как установлено в судебном заседании МОУ «Нижнее-Шахтаминская основная общеобразовательная школа» собственных средств на приобретение и установку устройства молниезащиты не имеет.

Учитывая отсутствие у общеобразовательного учреждения средств на оборудование здания МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа устройством молниезащиты, наличие субсидиарной ответственности администрации муниципального образования по обязательствам МОУ, как учредителя МОУ Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа, а также то, что администрация муниципального района «Шелопугинский район» является собственником здания школы, расходы по установке устройства молниезащиты в здании указанного муниципального общеобразовательного учреждения следует возложить на администрацию муниципального района «Шелопугинский район».

Ссылка на отсутствие финансирования не может служить основанием для устранения нарушения правил пожарной безопасности в общеобразовательных учреждениях.

Установленный прокурором срок на оборудование здания устройством молниезащиты до 01 июля 2010 года, суд также считает достаточным.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 206 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Шелопугинского района удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнее-Шахтаминская основная общеобразовательная школа», Администрацию муниципального района «Шелопугинский район» оборудовать здание школы Муниципального общеобразовательного учреждения Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, устройством молниезащиты в срок до 01 июля 2011 года.

Расходы по приобретению и установке устройства молниезащиты на здание школы Муниципального общеобразовательного учреждения Н-Шахтаминская основная общеобразовательная школа возложить на Администрацию Муниципального района «Шелопугинский район».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда путем подачи кассационной жалобы, либо кассационного представления в течение десяти дней, через Шелопугинский районный суд.

Копия верна

Судья: И.А. Толстова