Дело № 2-333/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 декабря 2011 года с. Шелопугино Шелопугинского районного суда Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Толстовой И.А., при секретаре Ивановой А.Ю., с участием прокурора Иванова Р.А., представителя ответчика Администрации муниципального района «Шелопугинский район» - Асламовой Ю. В., действующей на основании доверенности от <ДД.ММ.ГГГГ>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шелопугинского района в интересах Димовой Н.П., из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Администрации муниципального района «Шелопугинский район», Правительству Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края о предоставлении вне очереди жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор Шелопугинского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным иском, в котором просит обязать Администрацию муниципального района «Шелопугинский район» предоставить Димовой Н.П. вне очереди жилое помещение, по договору социального найма, не ниже установленных социальных норм, на территории сельского поселения «Вершино-Шахтаминское», отвечающее санитарным и техническим требованиям, а Министерство финансов Забайкальского края и Правительство Забайкальского края обязать осуществить финансирование расходов на предоставление Димовой Н.П. жилого помещения, за счет средств бюджета Забайкальского края. В обоснование иска указав, что на основании заявления Димовой Н.П., была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Димова Н.П., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением главы администрации сельского поселения «Вершино-Шахтаминское» <№> от <ДД.ММ.ГГГГ> Димова Н.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся во вне очередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, по окончании её пребывания в государственном учреждении. Однако до настоящего времени жилое помещение, как это полагается по жилищному законодательству ей не предоставлено. В судебном заседании прокурор Иванов Р.А. исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истица Димова Н.П. извещённая о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, согласно телефонограммы просит рассмотреть дело в её отсутствии, в связи с невозможностью прибытия, исковые требования поддерживает в полном объеме. Представитель Администрации муниципального района «Шелопугинский район» Асламова Ю.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск прокурора признала в полном объёме, о чём представила суду заявление. Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края Бондаренко И.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в их отсутствие, в представленных суду возражениях, исковые требования не признали на том основании, что истцом не представлены доказательства отсутствия закреплённого за Димовой Н.П. жилого помещения. Кроме того полагают, что в настоящий момент Димова Н.П. правом на получение внеочередного жилья не обладает, поскольку она обучается в образовательном учреждении и период обучения её завершается только 25.06.2014 года. Так же согласно закону обеспечение соответствующей категории лиц жилыми помещениями возлагается на органы местного самоуправления, которые финансируются в пределах бюджетных лимитов. Средства, предусмотренные Законом о краевом бюджете на 2011 год направлены в бюджет муниципального района «Шелопугинский район» в полном объёме, следовательно, расходные обязательства Забайкальского края этой категории в 2011 году исполнены надлежащим образом. Правоотношения по финансированию данных расходов распространяются только между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Заявитель имеет право на получение жилого помещения в натуре и не имеет права требовать финансирования из бюджета края расходов на приобретения жилья. Министерство финансов Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в нём. Обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие либо недостаточность финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. В связи с чем, просит отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Забайкальского края. Представитель ответчика Правительства Забайкальского края Зотов Д.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие, в представленных суду возражениях, также просил в удовлетворении иска предъявленного к Правительству Забайкальского края отказать на том основании, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам, оставшихся без попечения родителей, относится к обязанностям муниципальных образований в пределах, выделенных на эти цели денежных средств. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Соответственно, Правительство Забайкальского края не является органом, который в соответствии с бюджетным законодательством, может представлять интересы казны в судах. В связи с чем, считает, что Правительство Забайкальского края не является надлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того полагает, что Димова Н.П. может претендовать на получение жилья только после окончания пребывания её в образовательном учреждении, поскольку в настоящее время она обучается в учреждении среднего профессионального образования <данные изъяты> Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы, а также представителей ответчиков Министерства финансов Забайкальского края и Правительства Забайкальского края. Выслушав участвующего в деле прокурора Иванова Р.А., представителя ответчика Администрации муниципального района «Шелопугинский район» Асламову Ю.В., исследовав представленные письменные доказательства и оценив все в совокупности с действующим законодательством, суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном или муниципальном жилищных фондах. Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма. Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичные гарантии содержатся в Законе Забайкальского края от 18.12.2009 N315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» Так, указанные дополнительные гарантии прав этих лиц устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (абз.3 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ). Как следует из преамбулы, а также из статьи 1 указанного выше Федерального Закона от 21.12.1996 №159-ФЗ, правовым статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В судебном заседании установлено, что Димова Н.П., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, в период своего несовершеннолетия осталась без попечения родителей (л.д. 16-18), в связи, с чем была устроена в детское государственное учреждение «Вершино-Шахтаминский детский дом» (л.д. 13), в настоящее время обучается в <данные изъяты> (л.д.15), и временно зарегистрирована в общежитии по адресу <адрес> (л.д. 11). Димова Н.П. собственного жилья не имеет и согласно Постановления главы администрации сельского поселения «Вершино-Шахтаминское» от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилой площади и за ней признано право на вне очередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по окончании её пребывания в государственном учреждении (л.д.7), что также подтверждается выпиской из списка сведений о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также детях, находящихся под опекой, принятых на учёт органами местного самоуправления Шелопугинского района в качестве нуждающихся в жилых помещениях на 01.02.2011 год. Так, согласно п. 2 ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», Димова Н.П., как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющая закреплённого жилого помещения, подлежит обеспечению жилой площадью исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 1 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N304-ЗЗК « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» (далее Закона №304-ЗЗК) государственное полномочие по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передано органам местного самоуправления по месту жительства этих лиц. В связи с чем, обязанность по предоставлению Димовой Н.П. жилого помещения должна быть возложена на Администрацию муниципального района «Шелопугинский район». Согласно ст. 3 названного Закона №304-ЗЗК органы местного самоуправления вправе распоряжаться переданными им финансовыми средствами и использовать материальные средства, а также обязаны обеспечивать целевое использование финансовых средств, предоставленных для осуществления государственного полномочия. Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края (ст.5 Закона №304-ЗЗК) Из приведенных выше норм следует, что органы местного самоуправления по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны предоставить жилое помещение в соответствии со ст.57 ЖК РФ вне очереди, а профинансировать приобретение жилого помещения обязан исполнительный орган государственной власти Забайкальского края или уполномоченное им лицо. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий. В связи с чем, суд считает необходимым возложить на Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края обязанность по осуществлению своевременного и в полном объёме финансирования из бюджета Забайкальского края расходов Администрации муниципального района «Шелопугинский район» на приобретение для Димовой Н.П. жилого помещения. Тот факт, что Димова Н.П. не является участницей бюджетного процесса, не лишает суд возможности при принятии решения обеспечить его исполнимость путём указания на вытекающие из закона обязательства уполномоченных органов государственной власти Забайкальского края по отношению к истице. Суд считает доказанным, что Димова Н.П. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Несостоятельны доводы представителей ответчиков - Правительства Забайкальского края и Министерства финансов Забайкальского края о том, что Димова Н.П. в настоящее время не обладает правом на получение внеочередного жилого помещения в связи с тем, что проходит обучение в учреждении среднего профессионального образования <данные изъяты> Как следует из представленных доказательств Димова Н.П. выбыла из образовательного учреждения для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Вершино-Шахтаминский детский дом» 29.08.2010 года и до настоящего времени необходимым жилым помещением ответчиками не обеспечена. Тот факт, что Димова Н.П. в настоящее время проходит обучение в учреждении среднего профессионального образования <данные изъяты> не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Димова Н.П. не является ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма, ни членом семьи такого нанимателя, ни собственником жилого помещения, ни членом семьи такого собственника, из чего следует, что в соответствии с ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 7 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 N315-ЗЗК «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей», истица имеет право на вне очередное предоставление жилого помещения не ниже установленных социальных норм. Жилое помещение должно быть предоставлено по договору социального найма в виде отдельного жилого помещения, расположенного на территории сельского поселения «Вершино-Шахтаминское» муниципального района «Шелопугинский район» и должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и нормам. Общая площадь жилого помещения не должна быть менее 25 кв.м. Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд, р е ш и л: Исковые требования прокурора Шелопугинского района в интересах Димовой Н.П. удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального района «Шелопугинский район» предоставить Димовой Н.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма, расположенное в черте сельского поселения «Вершино-Шахтаминское» муниципального района «Шелопугинский район», отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 25 кв.м. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объёме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Шелопугинский район» на предоставление Димовой Н.П. жилого помещения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение десяти дней с момента принятия его в окончательной форме, путём подачи кассационной жалобы, либо кассационного представления, через Шелопугинский районный суд. Председательствующий по делу судья: И.А.Толстова Мотивированное решение изготовлено 10 января 2012 года Председательствующий по делу судья И.А. Толстова