Дело № 2-103/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 февраля 2012 года с. Шелопугино Шелопугинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Толстовой И.А., при секретаре Ивановой А.Ю., с участием прокурора Иванова Р.А., у с т а н о в и л: Прокурор Шелопугинского района обратился в суд в порядке ст. 254 ГПК РФ с вышеуказанным заявлением и просит признать незаконным итоги проведения конкурса на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» от 10.01.2012 и решение Совета сельского поселения «Шелопугинское» от 10.01.2012 года № 1 о назначении руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское». В обоснование указав, что прокуратурой Шелопугинского района проведена проверка законности решения главы сельского поселения «Шелопугинское» о назначении <ФИО> руководителем Администрации сельского поселения «Шелопугинское» по результатам проведения конкурса. В ходе проведения проверки установлены нарушения законодательства РФ. Так, при подготовке к проведению конкурса Советом сельского поселения «Шелопугинское» 08.12.2011 года принято решение № 9 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации сельского поселения «Шелопугинское» его назначения и освобождения от должности» (далее - Положение). При проверке указанного Положения выявлено его несоответствие законодательству РФ. В связи с чем, прокурором района на решение Совета сельского поселения от 08.12.2011 г. № 9 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации сельского поселения «Шелопугинское» его назначения и освобождения от должности» принесен протест Главе сельского поселения «Шелопугинское», который находится в стадии рассмотрения. Кроме того, частью 2 статьи 17 ФЗ РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ определено, что порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Требования Положения о перечне сведений, публикуемых в информационном сообщении о проведении конкурса, а именно пункты 7, 7.1 — 7.9 прокурором не опротестованы и соответствуют законодательству РФ. Однако, информационное сообщение о проведении конкурса, опубликованное в газете «Шелопугинские вести» (№ 52 от 16.12.2011), не соответствует установленным требованиям. А именно, информационное сообщение о проведении конкурса не содержит требований, предъявляемых к кандидатам на замещение должности руководителя администрации муниципального образования; перечень документов, передаваемых кандидатами для участия в конкурсе; дату и время начала и окончания приема заявлений и прилагаемых документов; адрес места приема заявлений и документов; время начала работы конкурсной комиссии, номера ее телефонов; порядок определения победителей; способ уведомления участников конкурса и его победителей об итогах конкурса; основные условия контракта. Также выявлены нарушения законодательства РФ при предоставлении кандидатами документов и принятии их конкурсной комиссией. Так, согласно ч. 3 ст. 16 ФЗ РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; документ об образовании; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. При проверке документов, представленных кандидатом <ФИО>., установлены следующие нарушения законодательства. Так, <ФИО>. представлен неполный перечень документов, а также представлены документы, форма которых не соответствует законодательству РФ, кроме того, представлены недостоверные сведения, что, согласно ст. 16 ФЗ РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ, а также п. 13 - 13.1 Положения, является основанием для отказа в участии конкурса. Так, кандидатом <ФИО>. представлены следующие документы: - заявление; копия паспорта; автобиография (установлена Положением). В автобиографии отражены неполные сведения, <данные изъяты>; справка о доходах и имуществе, не соответствует требованиям, написана от руки, содержит неполные сведения, тогда как форма справки утверждена Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559; копия документа об образовании; копия трудовой книжки. Таким образом, кандидатом <ФИО> представлен не полный пакет документов, определенный законодательством РФ, что является основанием для отказа в участии конкура. Обязанность представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лицом, претендующим на замещение вакантной должности на себя и членов семьи, определена ст. 15 ФЗ РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ, а также в ст. 8 ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплена обязанность представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем) проверки полноты и достоверности представленных сведений. Проверка полноты и достоверности, представленных <ФИО>. сведений не проведена. В протоколе заседания комиссии по результатам конкурса на замещение должности муниципального служащего отражены только члены комиссии, результаты жеребьевки, кратко изложено кто и сколько времени выступал. Иной, обязательной информации в протоколе не содержится. Тогда как протокол заседания конкурсной комиссии является документом, отражающим ход конкурса, тезисы кандидатов, результаты конкурса. Кроме того в протоколе указано «комиссия по проведению конкурса по выборам руководителя сельского поселения». Тогда как решением Совета сельского поселения «Шелопугинское» от 08.12.2011 г. № 10 утвержден количественный и персональный состав «конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение должности руководителя администрации сельского поселения «Шелопугинское». По результатам проведения конкурса принято решение от 10.01.2012 №1 о назначении руководителем Администрации сельского поселения «Шелопугинское» <ФИО>. В связи с вышеперечисленными нарушениями законодательства РФ, прокурор считает, что результаты конкурса на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» и решение Совета сельского поселения «Шелопугинское» от 10.01.2012 г. № 1 «О назначении руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» являются незаконными и подлежат отмене. В судебном заседании прокурор Иванов Р.А. поддержал заявленные требования и дал пояснения, аналогично изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо - Глава сельского поселения «Шелопугинское», а также председатель Совета сельского поселения «Шелопугинское» <ФИО 1> в судебном заседании пояснил, что с требованиями прокурора не согласен. При проведении конкурса он был членом комиссии, а председателем Совета сельского поселения и Главой сельского поселения в то время была <ФИО 2>. Согласен с тем, что были допущены некоторые нарушения законодательства при подготовке и проведении конкурса на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское», и действительно кандидатами не был представлен полный пакет документов, но голосование проходило тайно, и большинством голосов был выбран <ФИО>. Считает, что существенных нарушений при проведении конкурса, допущено не было, поэтому с требованиями прокурора не согласен. Представитель заинтересованного лица - Главы сельского поселения «Шелопугинское» <ФИО 1> – <ФИО 3>., действующий на основании доверенности от <ДД.ММ.ГГГГ> в судебном заседании пояснил, что с требованиями прокурора не согласен. Конкурс проводился в рамках Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское». Решение о том, что данное Положение не соответствует закону, отсутствует. Действительно, прокурором внесен протест на решение Совета сельского поселения об утверждении данного Положения, которое будет рассмотрено в апреле 2012 года на ближайшей сессии. <ФИО> были представлены все документы, которые указаны в Положении. Информация о каком-либо <данные изъяты> <ФИО> в деле отсутствует. Медицинскую справку несоответствующей формы представили все кандидаты. <данные изъяты> Справка о доходах <ФИО> была представлена в свободной форме, но комиссия его кандидатуру допустила к участию в конкурсе, и допуск никто не обжаловал. В связи с тем, что Положение не было обжаловано, соответственно конкурс проводился в соответствии с законом, поэтому в удовлетворении требований прокурора следует отказать. Кроме того, прокурор не может обращаться в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ, поскольку принятым решением о назначении руководителем Администрации сельского поселения «Шелопугинское» <ФИО> ни чьи права, в чьих интересах мог бы обратиться прокурор, не нарушены, что также является основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. Заинтересованное лицо <ФИО 2> в судебном заседании пояснила, что с требованиями прокурора также не согласна. 8 декабря 2011 года она была избрана Главой сельского поселения «Шелопугинское» и являлась председателем Совета сельского поселения. В этот же день было принято решение об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское». Конкурс проводился в рамках утверждённого Положения. Согласна с тем, что кандидатами не был представлен весь перечень необходимых документов, а также с тем, что некоторые документы были представлены не по форме. <ДД.ММ.ГГГГ> решением Совета сельского поселения было принято решение об её отставке по собственному желанию. Заинтересованное лицо <ФИО>, будучи надлежащим образом, извещен о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судом на месте определено, рассмотреть заявление прокурора в отсутствие заинтересованного лица <ФИО>, поскольку согласно ч. 2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Выслушав прокурора, заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства и оценив все в совокупности с действующим законодательством, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела 10.01.2012г. в здании Администрации сельского поселения «Шелопугинское» был проведен конкурс на замещение должности руководителя администрации сельского поселения «Шелопугинское», по результатам проведения которого на должность руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» назначен <ФИО> Прокуратурой Шелопугинского района была проведена проверка законности решения главы сельского поселения «Шелопугинское» о назначении <ФИО> руководителем Администрации сельского поселения «Шелопугинское» по результатам проведения конкурса. В ходе проведения проверки установлены следующие нарушения законодательства РФ. Так, при подготовке к проведению конкурса Советом сельского поселения «Шелопугинское» 08.12.2011г. принято решение № 9 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» его назначения и освобождения от должности» (далее - Положение). При проверке указанного Положения прокурором выявлено его несоответствие законодательству Российской Федерации и 25.01.2012 года Главе сельского поселения «Шелопугинское» внесён протест на решение Совета сельского поселения «Шелопугинское» от 08.12.2011 г. № 9, который находится в стадии рассмотрения. Частью 2 статьи 17 ФЗ РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ определено, что порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее, чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Согласно пояснениям прокурора, а так же, как видно из представленного протеста, требования Положения о перечне сведений, публикуемых в информационном сообщении о проведении конкурса, а именно пункты 7 — 7.9 прокурором района не опротестованы, и соответствуют законодательству РФ. Однако, как следует из информационного сообщения о проведении конкурса, опубликованного в газете «Шелопугинские вести» (№ 52 от 16.12.2011), что оно не соответствует установленным требованиям. А именно, информационное сообщение о проведении конкурса не содержит требований, предъявляемых к кандидатам на замещение должности руководителя администрации муниципального образования; перечень документов, передаваемых кандидатами для участия в конкурсе; дату и время начала и окончания приема заявлений и прилагаемых документов; адрес места приема заявлений и документов; время начала работы конкурсной комиссии, номера ее телефонов; порядок определения победителей; способ уведомления участников конкурса и его победителей об итогах конкурса; основные условия контракта (л.д.21). Кроме того, согласно ч. 3 ст. 16 ФЗ РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ при поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (форма Утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 г. № 667-р); паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; документ об образовании; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; иные документы, предусмотренные федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Из ксерокопий документов из личного дела <ФИО>, которые были представлены им для участия в конкурсе на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» следует, что кандидатом <ФИО> были представлены следующие документы: - заявление (л.д. 22); - копия паспорта (л.д.23-24); - автобиография (л.д.25), в которой отражены неполные сведения, <данные изъяты> - медицинская справка <№> формы Ф-086 (л.д.26-27), тогда как должно быть представлено заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу формы № 001-ГС/у; копия диплома (л.д.29); - копия удостоверения о краткосрочном повышении квалификации (л.д.30); - копия трудовой книжки (л.д.31-43); - справка о доходах за 2011 год и имуществе, не соответствует требованиям, написана от руки, в произвольной форме и содержит неполные сведения (л.д.28). Тогда как форма справки утверждена Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 559, а также должна быть представлена за 2010 год. Таким образом, суд приходит к выводу, что <ФИО> сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и членов своей семьи не представлены. Обязанность представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера лицом, претендующим на замещение вакантной должности на себя и членов семьи, определена ст. 15 ФЗ РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе», ст. 5 Закона Забайкальского края от 29.12.2008 г. № 108-ЗЗК «О муниципальной службе в Забайкальском крае», а также ст. 8 ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», согласно которым граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны ежегодно представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Таким образом, судом установлено, что кандидатом <ФИО>. представлен неполный перечень документов, а также представлены документы, форма которых не соответствует действующему законодательству РФ, кроме того, <ФИО> были представлены недостоверные сведения, что, согласно ст. 16 ФЗ РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ, ч.8 ст. 8 ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также п. 13 - 13.1 Положения, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе и в приёме указанного гражданина на муниципальную службу. Согласно ч.7 ст. 8 ФЗ РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, возложена на представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем). Проверка полноты и достоверности сведений, представленных кандидатами, в том числе <ФИО>., как пояснила <ФИО 2>, не проводилась. Доказательств обратного, суду не представлено. Доводы заинтересованных лиц, что они при проведении конкурса руководствовались Положением, а не Федеральным законом «О муниципальной службе» и Законом Забайкальского края «О муниципальной службе в Забайкальском крае» не могут быть приняты судом, поскольку согласно ч. 2 ст. 4 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, в связи с чем, принятые на их основе законы и подзаконные акты не должны им противоречить. Также, несостоятельны доводы представителя <ФИО 3>., о том, что прокурор не может обращаться в суд с заявлением в порядке ст. 254 ГПК РФ, поскольку принятым решением о назначении руководителем Администрации сельского поселения «Шелопугинское» <ФИО> ни чьи права, в чьих интересах мог бы обратиться прокурор, не нарушены. Поскольку в соответствии с положениями ч.1 ст.21, ч.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. На основании вышеизложенного суд приходит к убеждению, что конкурс на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское», проведён с существенными нарушениями действующего законодательства и результаты конкурса на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» являются незаконными, в связи с чем, решение Совета сельского поселения «Шелопугинское» от 10.01.2012 г. № 1 «О назначении руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» также является незаконным. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд р е ш и л: Требования прокурора Шелопугинского района удовлетворить. Признать незаконным итоги проведения конкурса на замещение должности руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» от 10.01.2012 года. Признать решение Совета сельского поселения «Шелопугинское» от 10.01.2012 года № 1 о назначении руководителя Администрации сельского поселения «Шелопугинское» незаконным. Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, либо апелляционного представления в течение тридцати дней со дня принятия его в окончательной форме, через Шелопугинский районный суд. Председательствующий по делу судья: И.А. Толстова Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2012 года Председательствующий по делу судья: И.А. Толстова