об обязании предоставить жилое помещение



Дело Номер обезличен.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Щелково. Дата обезличена года.

Щелковский городской суд ... в составе председательствующего федерального судьи FIO7,

при секретаре судебного заседания FIO0,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щелковского городского прокурора в интересах FIO1, ФИО8 к Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района ... об обязании предоставить жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Щелковский городской прокурор в интересах FIO1, ФИО9 обратился с иском к Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района ... об обязании предоставить жилое помещение общей площадью не менее 19,5 метров(т.1л.д.7-9,т.2л.д.40-42).

В обоснование указано, что семья FIO1 проживает в комн. Номер обезличен д. Номер обезличен по ... фабрика .... Согласно акта Номер обезличен от Дата обезличена года, утвержденного распоряжением FIO2 муниципального района Номер обезличенр, этот дом был признан не пригодным для проживания. При этом решения о сносе либо проведении капитального ремонта или реконструкции дома принято не было.

Указанный дом включался в районную целевую программу «... на 2002-2010 годы», в соответствии с которой его планировалось снести как ветхий жилой фонд в 2005 году. Однако, сделано это не было. В настоящее время Программа утратила силу.

Дата обезличена г. ГУ МО «Государственная жилищная инспекция ...» было выявлено нарушение требований по использованию, содержанию технической эксплуатации жилого фонда. Отделом ОГПН ... выявлены нарушения Правил противопожарной безопасности в РФ

В судебном заседании прокурор требования поддержал по изложенным основаниям, указав, что поскольку, имеется решение о признании многоквартирного жилого дома не пригодным для проживания, принятия решения о признании не пригодным для проживания жилых помещений, расположенных в нем не требуется.

Истцы FIO3 ФИО10 требования поддержали по основаниям, указанным прокурором. Дополнительно пояснили, что на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят. Малоимущими в установленном законом порядке не признаны и таковыми не являются. С заявлениями о признании жилого помещения не пригодным для проживания не обращались.

Истица FIO4 в судебное заседание не явилась. Определением суда постановлено рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель Администрации городского поселения просила в иске отказать. В обоснование возражений указала, что жилые помещения предоставляются лицам, признанным в установленном законом порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принятым на соответствующий учет в порядке очередности, а в предусмотренных законом случаях, во внеочередном порядке. Истцы на учете нуждающихся в жилом помещении не состоят. Малоимущими не являются. Акт Номер обезличен от Дата обезличена года, утвержденный распоряжением FIO2 муниципального района Номер обезличенр, сам по себе не является основанием ни для предоставления жилого помещения, ни для постановки на учет. Решение о сносе дома, признании его не подлежащим капитальному ремонту или реконструкции в установленном законом порядке не принималось. Не принималось решение о признании не пригодным для проживания и жилых помещений, занимаемых истцами. С соответствующими заявлениями ни сами истцы, ни надзорные органы не обращались. Включение дома в список ветхих правовых последствий, предусмотренных законом, не влечет. В связи с застройкой жилого квартала «Соболевка», в соответствии с разработанной градостроительной документацией и договором о застройке утвержден список домов, планирующихся в связи с этим к сносу, в который включен и дом Номер обезличен по ... фабрика, но решение об его сносе не принималось.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд установил следующее.

Дом Номер обезличен по ... фабрика ... области принадлежал ЗАО «Славия». Дата обезличена г. передан в муниципальную собственность ....

Согласно акта Номер обезличен от Дата обезличена г., составленного комиссией по определению непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания, назначенной постановлением FIO2 района Номер обезличен от Дата обезличена года, и утвержденного распоряжением FIO2 ... ... Номер обезличенр от Дата обезличена года, дом Номер обезличен по ... фабрика ... отнесен к категории непригодных для постоянного проживания.

Решением Совета депутатов ... от Дата обезличена г. Номер обезличен утверждена целевая программа «... на 2002-2010 годы», согласно которой дом подлежал сносу как ветхий. На настоящее время дом не снесен. Решение Совета депутатов ... от Дата обезличена г. Номер обезличен признано утратившим силу.

В соответствии с FIO5 муниципального района от Дата обезличена г. Номер обезличен, актом приема-передачи, дом Номер обезличен по ... фабрика ... передан в муниципальную собственность городского поселения Щелково.

Распоряжением FIO2 городского поселения Щелково от Дата обезличена г. Номер обезличенр, дом включен в перечень ветхих многоквартирных домов.

Из копии лицевого счета усматривается, что нанимателем комнаты Номер обезличен этого дома является FIO1. FIO3 ФИО11 имеют право пользоваться жилым помещением как члены ее семьи. На учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, они не состоят. Малоимущими в установленном законом порядке не признаны и, как следует из их пояснений, таковыми не являются.

В установленном законом порядке решений о признании занимаемых ими жилых помещений непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции не принималось.

В соответствии с действовавшим на 1998 год Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, признание дома непригодным для постоянного проживания являлось основанием для решения вопросов, связанных с проведением капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе - вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан, в установленном законодательном порядке.

При этом в силу ст. 91 ЖК РСФСР, граждане могли быть выселены из жилых домов государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; дом (жилое помещение) грозит обвалом; дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.

Такого решения органом местного самоуправления не принималось.

В соответствии со ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным FIO6 федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.10 ст.32 ЖК РФ, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится в порядке, установленном FIO6.

FIO6 принято FIO5 от Дата обезличена года Номер обезличен «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действующее в редакции FIO5 FIO6от Дата обезличена г. Номер обезличен.

В соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления.

В п. 42 Положения указано, что комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.п.46-47 комиссия по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений(в виде заключения):

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Как указано ранее, в установленном порядке уполномоченным органом решения о сносе многоквартирного дома, либо о признании жилого помещения, занимаемого истцами, непригодным для проживания не принималось. Принятие решения о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания нельзя признать решением о непригодности для проживания отдельного жилого помещения, так как в силу действовавшего и действующего законодательства это отдельные решения принимаемые самостоятельно.

Решение о включении дома в категорию ветхих само по себе не порождает права истцов на предоставление иного жилого помещения.

Суд не вправе подменять орган местного самоуправления, принимая соответствующие решения, отнесенные к компетенции последнего. При этом суд принимает во внимание, что возникновение права на предоставление жилого помещения в данном случае закон связывает с определенными юридическими фактами: с принятием в установленном порядке соответствующих решений органом местного самоуправления, а не с фактическим состоянием дома или жилого помещения. Ни истцы, ни прокурор ни до начала судебного разбирательства, ни в ходе его в Администрацию городского поселения Щелково, несмотря на разъяснения суда, для инициации принятия соответствующего решения в орган местного самоуправления не обращались. Бездействие Администрации городского поселения Щелково связанное с непринятием соответствующих решений не обжаловали.

В силу п. 2 ст. 29 ЖК РСФСР, проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям являлось основанием для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. В то же время, как усматривается из положений ст.ст. 36-37 ЖК РСФСР, это обстоятельство не являлось основанием для предоставления жилого помещения в первоочередном или внеочередном порядке.

В соответствии с ч.1 ст. 57, ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Усматривается, что истцы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоят. Малоимущими в установленном законом порядке не признаны и, как следует из их пояснений, таковыми не являются. В установленном законом порядке занимаемое ими жилое помещение не признано непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим.

Поскольку, решений, с которыми закон связывает возникновение у истцов права на предоставление жилого помещения по договору социального найма в установленном законом порядке уполномоченным органом не принималось, истцы не являются малоимущими и не состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, у них отсутствует субъективное право требования предоставления жилого помещения, в связи с чем иск подлежит отклонению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Щелковского городского прокурора в интересах FIO1, ФИО12 к Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района ... об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма жилого помещения – отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в ... суд через Щелковский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья: FIO7.