об отмене регистрации на должность главы г. п. Щелково



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г.Щелково. 14 сентября 2010 года.

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Сидорова П.А.,

при секретаре судебного заседания Красотиной М.А.,

с участием прокурора – помощника Щелковского городского прокурора Бажановой П.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы городского поселения Щелково Попова Александра Николаевича об отмене регистрации кандидата на должность главы городского поселения Щелково Ершовой Татьяны Борисовны,

У С Т А Н О В И Л:

Зарегистрированный кандидат на должность главы городского поселения Щелково Попов А.Н. обратился с заявлением об отмене регистрации кандидата на должность главы городского поселения Щелково Ершовой Т.Б., указывая на неоднократное использование этим кандидатом преимуществ должностного положения; подкуп избирателей кандидатом и действующими по его поручению иными лицами и организациями; расходование средств помимо средств избирательного фонда в размере, превышающем пять процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом; наличие вновь открывшихся обстоятельств, связанных с нарушением порядка выдвижения кандидата политической партией( с учетом уточнений).

Нарушение порядка выдвижения кандидата политической партией связано с тем, что Ершова Т.Б. была выдвинута кандидатом избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Щелковского муниципального района Московской области», которое не указано в составленном уполномоченным органом списке политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с ФЗ « О политических партиях» и Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов.

Пунктом 5 ст.47 Закона Московской области от 11 июля 2006 года №101/2006 - ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» предельный размер расходования средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования составляет один миллион рублей, соответственно 5% - пятьдесят тысяч рублей. Согласно информации о размещении агитационных материалов, размещенных в газете «Щелковчанка» №30 (236)/2010, 30 июля - 5 августа, стоимость размещения на одной полосе составляет семьдесят пять тысяч рублей.

В газете «Щелковчанка» №33 (239) от 20 -26 августа 2010 года размещен материал под названием «В ближайшем будущем в нашем прекрасном городе не останется ни одного неблагоустроенного двора». Материал написан в форме интервью, в качестве интервьюируемой выступает Глава городского поселения - Ершова Т.Б. Статья занимает половину газетной полосы формата А3.

В выпуске «Щелковчанки» №36 (242) 2010 10-16 сентября на первой полосе размещен материал о встрече кандидата на должность Главы городского поселения Щелково Ершовой Татьяны Борисовны с жителями города. В материале также приводятся высказывания лиц, в частности, А.Г. Звягина в поддержку выдвижения кандидата Ершовой Т.Б. на должность Главы городского поселения, положительные высказывания в ее адрес. Т.Б. Ершова отчитывается о проделанной работе, приводит планы на будущее и т.д. Также в статье приведены вопросы избирателей и ответы кандидата. На тот факт, что материал направлен на формирование определенной воли избирателей, указывает следующее: «Я прошу вас поддержать кандидата Ершову Татьяну Борисовну на выборах. Этот человек всю жизнь работает с людьми и к ним прислушивается. Считаю это ее важнейшее качество» или «Все эти заделы позволят будущему мэру благоустроить наш город» и т.д.

Обе публикации носят агитационный характер. Учитывая количество, размещенного агитационного материала – газетная полоса, его стоимость составляет семьдесят пять тысяч рублей. Данные материалы не были оплачены из средств избирательного фонда кандидата Ершовой Т.Б., о чем свидетельствует отсутствие ссылки в статьях, а также сведения о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата.

Зарегистрированным кандидатом Ершовой Т.Б., организациями, действующими от ее имени на территории городского поселения Щелково Щелковского муниципального района в период с 23 по 24 августа 2010 года распространялся печатный материал, выполненный на бумаге желтого, розового, синего цветов следующего содержания: «Дорогие друзья, соседи! Движение «Наш город», холдинг «Щелковский» при поддержке Главы города Щелково Татьяны Борисовны Ершовой продолжают реализацию Программы детского летнего досуга. Рады пригласить Вас и Ваших детей на красочное театрализованное представление с участием заслуженных артистов России, Московской области. Праздник состоится в 19.30 во вторник 24 августа во дворе домов №№ 4,4 «А» по ул. Сиреневая…» или «Праздник состоится в 17.00 во вторник 24 августа на детской площадке возле ДК «Спутник», «Праздник состоится в 18.00 в понедельник 30 августа в зале гарнизонного Дома офицеров по ул. Супруна».

В указанное время в этих местах были проведены театрализованные представления с участием артистов на которых присутствовали как дети, так и взрослые. Во время концерта ведущим неоднократно озвучивалось, что данный праздник организован при поддержке Главы города Ершовой Татьяны Борисовны. По окончании представлений детям вручались подарки: мозаика и другие игрушки. Было организовано фотографирование.

24.08.2010 г. активисты местного отделения всероссийской общественной организации «Молодая гвардия «Единой России» вручили подарки Щелковской районной организации Всероссийского общества инвалидов: компьютер, принтер, сканер. На мероприятии давалась положительная оценка главе города Ершовой Т.Б.

В агитационном печатном материале – буклете «Татьяна Борисовна Ершова», оплаченном из средств избирательного фонда, на последней странице размещен список приемных главы городского поселения Щелково Ершовой Т.Б.. Указаны помещения, где они расположены, и что прием осуществляется сотрудниками администрации, находящимися в ее подчинении. На официальном сайте городского поселения Щелково размещен аналогичный список. Другим кандидатам указанные помещения не предоставлялись. Сотрудники администрации находятся в подчинении Ершовой Т.Б..

В брошюре содержатся агитационные материалы, содержащие отчет о проделанной работе, описание возможных последствий в случае ее избрания, призывы голосовать за ее кандидатуру.

В газете «Щелковчанка» № 33(239) от 20-26 августа 2010 года на первой полосе размещено поздравление Главы города Ершовой Т.Б. с Днем государственного флага Российской Федерации. На первой странице той же газеты в материале «Выступление главы города Щелково Татьяны Ершовой перед воинами Чкаловского гарнизона в День Воздушного флота России» расположено поздравление Т.Б. Ершовой с Днем воздушного флота России.

В газете «Берега Клязьмы» № 8(96) от 24.08.2010 г. на первой странице размещено поздравление под заголовком «Дорогие школьники, учащиеся, студенты, преподаватели, а также все жители Щелково!, подписанное «Глава города Щелково Татьяна Ершова»

В газете «Щелковчанка» № 34(240) от 27 августа-2 сентября 2010 г. на третьей полосе размещено поздравление Ершовой Т.Б. жителей п. Монино с 81-м днем рождения.

В газете «Щелковчанка» № 33(239) от 20-26 августа 2010 года размещен материал под названием «В ближайшем будущем в нашем прекрасном городе не останется ни одного неблагоустроенного двора». Составленный в форме интервью, он по существу является отчетом о проделанной работе.

Все эти публикации не оплачены из избирательного фонда кандидата.

Информация о других кандидатах в газете «Щелковчанка» не публиковалась.

02.09.10 г. в ДК «Спутник» г. Щелково состоялась встреча кандидата Ершовой Т.Б. с избирателями, где Ершова Т.Б. рассказывала о проделанной работе, об утвержденных программах развития, планах на будущее. При этом кандидат привлекала лиц, находящихся у нее в подчинении и в служебной зависимости, использовала помещения, которые другие кандидаты использовать не могли.

09» сентября 2010 года в 18.30 по ул. Беляева (стадион «Юность») состоялась встреча избирателей с кандидатом на должность Главы Ершовой Т.Б. На встрече присутствовали сотрудники администрации, в частности управляющий территорией Окатов Владимир Григорьевич (указан в буклете «Ершова Татьяна Борисовна»). Во время проведения мероприятия избирателями были заданы различные вопросы, касающиеся в основном вопросов городского хозяйства. В частности, одна из жительниц города (Самохвалова Зоя Максимовна, проживающая в доме №17 по ул.Беляева) подняла проблему отсутствия лестниц в подъезде по указанному адресу, освещения и т.д. Поднимали вопросы замены окон в средней школе №13, продажи спиртных напитков в ночное время и т.д.. На что кандидатом были даны соответствующие поручения управляющему территорией Окатову В.Г. зафиксировать и разобраться по обозначенным проблемам. Ершова Т.Б. также отметила: «Если доверитесь, за пять лет все приведем в порядок». По окончании мероприятия кандидатом было заявлено избирателям буквально следующее: «Первое, что объявила должно быть, если будет, тогда вы можете мне поверить и поддержать… вот ту программу, которую наметили должны отследить у себя на месте и если есть какие-то вопросы, мы сейчас записали, вот Владимир Григорьевич есть, отработаем, дадим ответы…».

Таким образом, характер проводимых мероприятий (агитационное мероприятие в виде проведения встречи с избирателями в форме собрания), обещания кандидата Ершовой Т.Б. разобраться по конкретным проблемам и установление связи между результатом проделанной ей работой и волеизъявлением указывает на наличие в ее действиях признаков подкупа избирателей. Более того, кандидат Ершова Т.Б.опять же призывает избирателей для решения вопросов, адресованных ей, обращаться в общественные приемные Главы городского поселения, акцентируя внимания, что выполнение поставленных избирателями задач будет зависеть от нее, в том числе как от Главы городского поселения. Что еще раз подтверждает факт использования кандидатом преимуществ должностного положения

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала по указанным основаниям.

Представитель Ершовой Т.Б. просил отказать в удовлетворении заявления, указав следующее.

Выдвинута в качестве кандидата на должность главы городского поселения Щелково Ершова Т.Б. была надлежащим избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Щелковского муниципального района Московской области».

Объявления о проведении праздников для детей она не заказывала.

На встречах с избирателями ни лично, ни по ее поручению никто материальных ценностей не вручал и не обещал их вручить после выборов.

Ни к физическим, ни к юридическим лицам с просьбой оказывать от ее имени услуги, вручать подарки Ершова Т.Б. не обращалась. Действия организаторов концертов с ней не согласовывались. МОВОО «Молодая гвардия «Единой России» самостоятельная организация не подчиняющаяся ни Администрации городского поселения, ни избирательному объединению ее выдвинувшему. Как кандидат, агитацией совместно с этой организацией она не занимается. Агитацию в печатных средствах массовой информации, указанных заявителем, она не вела. Не привлекала лиц, которые находятся в подчинении к агитации и деятельности, способствовавших бы ее избранию. Использует помещения только те, которые предоставляются в установленном законом порядке на равных с другими кандидатами правах. В соответствии с решением ТИК такие помещения предоставляются бесплатно на один час. Отчеты о проделанной работе не обнародовала. Поздравления или другие обращения, не оплаченные из избирательного фонда, не заказывала. На все незаконные действия редакций газет реагировала путем обращения с требованием о прекращении нарушения закона. Считает, что опубликование списка приемных в агитационной брошюре не является использованием преимуществ должностного и служебного положения, так как в этих помещениях не ведется агитация, не распространяется агитационный материал. Этот список могут использовать и другие кандидаты. Интервью «Щелковчанке» давала в первых числах июля 2010 года. Ее публикация в августе 2010 года с ней не согласовывалась. Встреча 02.09.2010 г. была агитационной. Проходила в помещении, предоставленном по заявке. Сотрудники Администрации находились там после окончания рабочего времени.

Представитель ТИК Щелковского района просил в удовлетворении заявления отказать. Пояснил, что нарушений при выдвижении кандидата Ершовой Т.Б. допущено не было.

Выслушав представителей заявителя Попова А.Н. и заинтересованных лиц, Ершовой Т.Б., территориальной избирательной комиссии Щелковского района Московской области, исследовав и оценив собранные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление удовлетворить, суд установил следующее.

Решением Совета депутатов городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области от 14 июля 2010 года № 14/2 назначены выборы Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района на 10 октября 2010 года.

Полномочия муниципальной избирательной комиссии городского поселения Щелково Щелковского муниципального района решением Избирательной комиссии Московской области от 23 марта 2009 года № 741 возложены на территориальную избирательную комиссию Щелковского района.

Решением ТИК Щелковского района от 16.08.2010 года № 136/1, кандидатом на должность Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района зарегистрирована Ершова Т.Б., выдвинутая избирательным объединением «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Щелковского муниципального района Московской области».

Согласно п. 7 ст. 76 Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

(в ред. Федерального закона от 09.02.2009 N 3-ФЗ)

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.

При этом в силу п.5 ст. 40 того же закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается:

а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума;

б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;

в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;

г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;

е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;

ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;

з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.

Лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, кампании референдума не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата, списка кандидатов и (или) избрания кандидатов, выдвижения и поддержки инициативы проведения референдума, получения того или и

В силу п. 2 ст. 56 этого закона кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг, иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Законом Московской области от 11 июля 2006 года № 101/2006-ОЗ « О муниципальных выборах в Московской области»(ст. 25) предусмотрено, что избирательные объединения участвуют в выборах, в том числе выдвигают списки кандидатов, в соответствии с Федеральным законом, Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон "О политических партиях"), Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и настоящим Законом.

В соответствии с п.3 ст. 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Согласно п.2 ст. 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ « О политических партиях» политическая партия, а в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах.

В силу ст. 25 этого закона, решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.

Уставом политической партии могут быть предусмотрены дополнительные условия принятия таких решений.

Московское областное региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» указано в списке региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Московской области в соответствии с ФЗ «О политических партиях» как отвечающее требованиям п.2 ст. 36 этого закона.

Согласно свидетельства о государственной регистрации МОРО ВПП «Единая Россия» зарегистрировано как некоммерческая организация.

Уставом Всероссийской политической партии «Единая Россия»(п. 6.1) предусмотрено, что структуру партии составляют региональные, местные и первичные отделения Партии. Местное отделение является структурным подразделением Партии и осуществляет свою деятельность в пределах территории муниципального образования: муниципального района. Статус юридического лица необязателен( п. 14.1). Высшим руководящим органом местного отделения партии является конференция(общее собрание)(п. 14.5.1). К компетенции Конференции (общего собрания) относится по согласованию с Региональным политическим советом либо с Президиумом Регионального политического совета выдвижение кандидатов на выборные должности в органах местного самоуправления. Кандидаты считаются согласованными, если эти кандидатуры не были отклонены Региональным политическим советом или его Президиумом в течение 10 дней с момента получения ими соответствующих документов.

Решением Политического совета Московского областного регионального отделения Всероссийской партии «Единство и Отечество» - «Единая Россия» от 23.04.2002 года создано Щелковское районное местное отделение, которое, как следует из выписки из протокола № 6 заседания Политического совета Московского областного регионального отделения ВПП «Единая Россия» от 20.03.2008 г. переименовано в Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Щелково Щелковского муниципального района Московской области

Ершова Т.Б. является членом Партии МОРО ВПП «Единая Россия», членом Местного политического совета местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Щелковского муниципального района Московской области, что подтверждено выпиской из реестра.

Согласно выписки из протокола № 18 от 25.11.2009 г. заседания Регионального Политического совета МОРО ВПП «Единая Россия» решили поручить Президиуму Политического совета МОРО ВПП «Единая Россия» согласование кандидатур, представленных Местными политсоветами для выдвижения от ВПП «Единая Россия» на выборах в органы местного самоуправления в 2010 году.

Президиум Регионального Политического совета МОРО ВПП «Единая Россия» решил предложить конференции (общему собранию) местного отделения Партии «Единая Россия» Щелковского муниципального района для выдвижения кандидатом на должность главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области Ершову Т.Б.

Решением конференции местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» Щелково Щелковского муниципального района Московской области от 05.08.10 г., Ершова Т.Б. выдвинута по итогам тайного голосования кандидатом на должность главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области, утвержден список уполномоченных представителей.

Документы, подтверждающие эти обстоятельства, в ТИК были представлены.

Изложенное свидетельствует, что Ершова Т.Б. выдвинута кандидатом надлежащим избирательным объединением в установленном законом порядке. Доводы заявителя об обратном суд отвергает, так как с учетом изложенного не включение уполномоченным органом избирательного объединения «Местное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» Щелковского муниципального района Московской области» в список, юридического значения не имеет и не может ограничивать право, предоставленное законом.

Согласно справки Администрации городского поселения Щелково Щелковского муниципального района, копии трудовой книжки Ершова Т.Б. занимает должность Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Московской области. Законодательство не обязывает слагать полномочия на период избирательной компании лиц, замещающих муниципальные должности и не относящихся к муниципальным служащим.

Доказательств вручения активистами местного отделения всероссийской общественной организации «Молодая гвардия «Единой России» подарков Щелковской районной организации Всероссийского общества инвалидов по поручению кандидата Ершовой Т.Б., его доверенных лиц, как и организации этого мероприятия по их инициативе или по согласованию с ними, суду не представлено

Сам факт опубликования материалов в газете не свидетельствует о том, что они заказывались кандидатом, его доверенными лицами, либо согласовывались с ними, оплачивались ими либо иными лицами в их интересах.

Из сообщения главного редактора газеты «Щелковчанка» следует, что материалы, опубликованные в газете «Щелковчанка» № 33(239) от 20-26 августа 2010 года: «Выступление главы города Щелково перед воинами Чкаловского гарнизона в День Воздушного флота России» и «Трехцветному флагу- 19 новых лет», а также интервью Т.Б. Ершовой в рубрике «любимый город» под названием: « В ближайшем будущем в нашем прекрасном городе не останется ни одного неблагоустроенного двора» и, кроме перечисленных, - в газете «Щелковчанка» № 34(240) от 27 августа-2 сентября 2010 года - выступление Т.Б. Ершовой: «Щелково берет шефство над самым большим вертолетом» перед жителями городского поселения Монино в День поселка, - ни редакции газеты, ни кому-либо из журналистов не заказывались и не оплачивались. Эти публикации являются ни чем иным, как простым информированием читателей о событиях, происходящих в городе Щелково и Щелковском районе. Интервью Т.Б. Ершовой: « В ближайшем будущем в нашем прекрасном городе не останется ни одного неблагоустроенного двора», опубликованное на третьей странице № 33/2010, было взято в начале июля 2010 года, а опубликовано только в конце августа. Задержка публикации произошла по решению редакции, которое обуславливалось недостатком фактологического материала в данном интервью. Как только этот материал появился, он был добавлен в интервью и напечатан. При этом никаких согласований с Ершовой не было: сочли, что оно не нужно. «Выступление главы города Татьяны Ершовой перед воинами Чкаловского гарнизона в день Воздушного флота России», помещенное на первой странице № 33/2010, опубликовано с диктофонной записи, сделанной им на торжественной церемонии в поселке Чкаловском. Т.Б.. Ершова с просьбой опубликовать это выступление в «Щелковчанку» не обращалась. Публикация в газете «Щелковчанка» № 36(242) от 10-16 сентября 2010 года под названием «Сказали все, услышала каждого» не заказывалась Ершовой Т.Б. и с нею не согласовывалась. Этот материал является освещением событий, которые происходят на территории г. Щелково. Он не нарушает законодательства о выборах, поскольку, является результатом работы корреспондентки Старастенко О. и редакции газеты. Публикация в газете «Щелковчанка» за № 30(236) от 30 июля-5 августа 2010 г «Щелковчане подружились в Москве» также не заказывалась и не оплачивалась кандидатом Ершовой Т.Б. В этом материале отсутствует агитация. Данная публикация является перепечаткой письма пришедшего в редакцию. Все публикации в газете «Щелковчанка», имеющие информационный характер, не заказываются кем-либо и не оплачиваются. Платные материалы размещаются на рекламной полосе. Редакция газеты согласовывает с администрацией и Советом депутатов городского поселения Щелково исключительно официальные документы и решения. Иные материалы согласовываются только с главным редактором.

По сообщению и.о. редактора газеты «Берега Клязьмы» материал под заголовком «Дорогие школьники, учащиеся, студенты, преподаватели, а также все жители Щелково!», подписанное «Глава города Щелково Татьяна Ершова» редакции никто не заказывал и не оплачивал. Данная публикация – это самостоятельное решение редакции по способу освещения важных событий городской жизни. Подпись от имени главы была сделана редакцией для поднятия престижа газеты.

Суду представлены копии писем, направленных кандидатом Ершовой Т.Б. в адрес редакций указанных газет, где она сообщает о своем статусе кандидата и просит воздержаться от нарушения законодательства о выборах.

Изложенное дает суду основания придти к выводу, что все указанные заявителем материалы публиковались редакциями самостоятельно, кандидатом Ершовой Т.Б. не оплачивались и заказчика не имеют.

Доказательств расходования кандидатом Ершовой Т.Б. средств помимо средств избирательного фонда в размере, превышающем пять процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, заявителем не представлено.

Также суд принимает во внимание, что поздравления опубликованы от имени Ершовой Т.Б. не как от зарегистрированного кандидата.

Доводы о том, что интервью « В ближайшем будущем в нашем прекрасном городе не останется ни одного неблагоустроенного двора» было взято после регистрации Ершовой Т.Б. в качестве кандидата, судом отвергаются, поскольку, заявление жителей ряда домов г. Щелково на имя депутата Попова А.Н. относительно строительства автостоянки этого достоверно не подтверждает, а других доказательств не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что кандидатом Ершовой Т.Б. нарушений выборного законодательства, связанных с указанными заявителем публикациями не допущено.

Относительно распространения печатного материала, выполненного на бумаге желтого, розового, синего цветов следующего содержания: «Дорогие друзья, соседи! Движение «Наш город», холдинг «Щелковский» при поддержке Главы города Щелково Татьяны Борисовны Ершовой продолжают реализацию Программы детского летнего досуга. Рады пригласить Вас и Ваших детей на красочное театрализованное представление с участием заслуженных артистов России, Московской области в ТИК Щелковского района поступала жалоба, которая признана необоснованной в связи с тем, что данные материалы не являются агитационными. Суд соглашается с такой оценкой этих материалов, поскольку, она соответствует положениям ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

В части проведения театрализованных представлений с раздачей детям подарков: шаров, пазлов и указанием ведущим о том, что эти мероприятия организованы при участии главы города Ершовой Т.Б., что подтверждается исследованными видеоматериалами и показаниями свидетеля Ждановой А.В., суду не представлено доказательств, что эти действия были произведены кандидатом Ершовой Т.Б., избирательным объединениям, их доверенными лицами и уполномоченными представителями. Также суд принимает во внимание, что закон подкуп связывает непосредственно с избирателем, малолетние же дети, которым передавались подарки, не обладая избирательным правом, надлежащим субъектом не являются.

В то же время кандидатом Ершовой Т.Б. за счет средств избирательного фонда был издан агитационный материал в виде брошюры» Татьяна Борисовна Ершова», экземпляр которого был представлен в ТИК Щелковского района. При этом из напечатанного текста усматривается, что брошюра содержит отчет Ершовой Т.Б. о проделанной на посту главы городского поселения Щелково работе, так как присутствуют необходимые для отчета о проделанной работе критерии: период выполнения работы, объем работы, достигнутый эффект.

Указан период ее деятельности на посту главы городского поселения – четыре года.

Объем работы: необходимость обеспечения 106 000 жителей достойными, безопасными условиями проживания, работы, отдыха; поддержания порядка, уборки и благоустройства территории, необходимость ремонта и переселения жителей из ветхого, деревянного и плохо благоустроенного жилья, сбор налогов, поддержание в работоспособном состоянии водо, тепло и электросетей, уборка и ремонт дорог, необходимость увеличения мест складирования мусора.

Достигнутый эффект: в 2009 году потрачено 229 миллионов рублей на уличное освещение, озеленение, благоустройство территорий, улучшили жилищные условия в том же году 106 семей, в 2010 году ожидается улучшение не менее чем у ста семей; была обеспечена стабильность работы всего городского хозяйства и исполнение законодательных полномочий; принят Устав городского поселения Щелково, принят, сформирован и исполнен первый городской бюджет, принята программа социально-экономического развития на 2010-2013 годы, открыты набережная и церковь Серафима Саровского, парк солнечных часов.

Указанные брошюры распространялись, в том числе, на встрече кандидата Ершовой Т.Б. с избирателями, состоявшейся в 19.00 02 сентября 2010 года в ДК «Спутник» г. Щелково, что подтверждается показаниями свидетелей Тихоновой Т.И., Васильевой М.М., Жагрина Ф.И..

Относительно указанной встречи представитель кандидата Ершовой Т.Б. давал противоречивые пояснения. Первоначально утверждал, что это была встреча с избирателями в подтверждение чего представил копию заявки кандидата на должность главы городского поселения Щелково Ершовой Т.Б. в отдел имущественных отношений Администрации городского поселения Щелково от 31.08.2010 г. на выделение помещения для проведения встречи с избирателями 02 сентября 2010 года в 19.00 в ДК «Спутник». В дальнейшем сообщал, что это встреча партактива избирательного объединения. Принимая во внимание показания указанных свидетелей о встрече с кандидатом, информировании путем распространения объявлений, а также вышеуказанную заявку, суд приходит к выводу, что имело место публичное агитационное мероприятие, направленное на избрание кандидата Ершовой Т.Б.

Обнародование в период избирательной кампании, средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, в силу подп. «з» п.5 ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, является использованием преимуществ должностного или служебного положения.

На указанной встрече присутствовали работники администрации городского поселения Щелково.

Свидетель Васильева М.М. сообщила, что присутствовала на встрече кандидата Ершовой Т.Б. с избирателями, которая состоялась в 19.00 02.09.10 года. Принимали участие заместитель главы городского поселения и управляющий территорией. Их представляла сама Ершова. Перед ней ставились вопросы. Она показывала брошюру, где были указаны сведения о приемных, и говорила обращайтесь к Лазуткину. Ставился вопрос относительно недостатка детских садов. Сказала, что впредь будет подписывать со сдачей вместе с домами и детских садов. Говорила, что будем решать, все сделаем.

Свидетель Жагрин Ф.И. пояснил, что присутствовал на встрече действующего главы города с избирателями по поводу выдвижения ее на второй срок, которая происходила с 19.00 02.09.10 г. в ДК «Спутник». О встрече предварительно узнал в домоуправлении. На встрече, кроме Ершовой Т.Б., присутствовали работники администрации – заместитель по ЖКХ и управляющий территорией. При входе распространялась брошюра с данными общественных приемных главы городского поселения Щелково Ершовой Т.Б. По конкретным вопросам, которые ставили присутствующие, переадресовывала их, давала поручения сотрудникам администрации разобраться и доложить. Говорила, если что, приходите, Вам помогут в комитете ЖКХ. Гурьков(Гуськов) сказал приходите ко мне. Управляющий территорией сообщил телефон и адрес, который соответствовал указанному в брошюре.

Согласно видеозаписи Ершова Т.Б. представила их как управляющего территории, ведущего прием в общественной приемной Лазуткина Д.В. и заместителя по ЖКХ Гурькова А.Ф.. Избиратели интересовались вопросами уличного освещения, состоянием дорог, недостатком дошкольных учреждений, ненадлежащей работой управляющих компаний. Ершова Т.Б. предложила присутствующим гражданам по всем вопросам обращаться в ее общественную приемную к Лазуткину Д.В.. Предложила последнему сообщить свои контактные данные, что тот и сделал, сообщив о месте и времени приема, который ведет не позднее 18 часов. По вопросу канализации сообщила о Гурькове. Последний предложил направить избирателя к нему в понедельник.

Из справки Администрации городского поселения Щелково следует, что рабочий день сотрудников заканчивается в 18.00, т.е. участвовали в этом агитационном мероприятии работники Администрации городского поселения по окончанию рабочего времени. В то же время кандидатом Ершовой Т.Б., являющейся одновременно главой городского поселения Щелково, перед ними была поставлена задача по рассмотрению и разрешению проблем, поставленных перед ней как кандидатом избирателями в рабочее время, о чем свидетельствует график приема управляющего территории и приглашение избирателя на прием в администрацию по месту работы(Гурьков), т.е. в рабочее время; разрешение этих вопросов связано с осуществлением ими служебных полномочий, осуществляемых в рабочее время в пределах трудовой функции, и в свободное от работы время произведено быть не могло. На встречах не шла речь о немедленном решении этих вопросов в пределах времени встречи, а ставились задачи на будущее. В брошюре, распространяемой в агитационный период, указаны адреса общественных приемных главы городского поселения Щелково, в которых прием осуществляют специалисты администрации в рабочее время.

Свидетель Тихонова Т.И. сообщила, что посетила общественную приемную во вторник, 7 сентября 2010 года в 15.00. Кабинет располагается в домоуправлении ООО «Соколовское». Принимал ее работник администрации городского поселения - управляющий территорией Лазуткин. Обратилась по вопросу плохих дорог, и отсутствия уличного освещения. Он относительно дорог пояснил, что в этом году нет возможности. По поводу освещения – позвонил в «электросеть» и в субботу свет был. Данные ее Лазуткин уточнил. Об общественной приемной узнала из буклета, полученного на встрече с кандидатом Ершовой Т.Б., состоявшейся в 19.00 02.09.10 г. в ДК «Спутник» Щелково. В связи с оказанием помощи изменила свои приоритеты в отношении кандидатов и желает голосовать за Ершову. Спрашивала у Лазуткина литературу, чтобы получить информацию о кандидате Ершовой. Он ответил, что в настоящее время нет, но может организовать встречу с кандидатом Ершовой Т.Б..

Поскольку, вопросы, требующие разрешения, были поставлены перед кандидатом Ершовой Т.Б. на публичном агитационном мероприятии, по окончании ее рабочего времени, суд приходит к выводу, что кандидат Ершова Т.Б., действуя именно как кандидат, привлекла работников Администрации городского поселения Щелково, находящихся в подчинении и служебной зависимости, к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей ее избранию.

Согласно подп. «а» п.5 ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей избранию кандидатов, является использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Аналогичная встреча была проведена кандидатом Ершовой Т.Б. 09.09.2010 года.

Свидетель Большаков А.А. присутствовал на встрече с кандидатом на должность главы городского поселения Щелково – Ершовой Т.Б.. Состоялась в 18.00 09.09.10 г. Началась в ДЕЗ, затем проходила на спортивном городке «Юность» на Бахчиванджи. Был управляющий территорией Окатов, сотрудник администрации городского поселения Мощенко, руководящие сотрудники из «электросетей» и «теплосети». Вопросы, которые ставились перед Ершовой записывали ее помощница и Окатов. Последнему и другим сотрудникам администрации городского поселения, присутствовавшим на встрече, давались ею поручения рассмотреть и решить. О встрече с кандидатом были объявления.

Свидетель Курушин С.Е. присутствовал на встрече с кандидатом Ершовой Т.Б., состоявшейся в указанное время в спортивном городке «Юность» ул. Бахчиванджи г.Щелково. Последняя просила поддержать на выборах. На встрече был также работник администрации городского поселения Щелково - управляющий территорией Окатов, приемная которого располагается в здании домоуправления на 2-м этаже. Он по указанию Ершовой Т.Б. записывал все вопросы. Она сказала, что ответы на них будут получены через него же. Среди прочих был вопрос относительно средней школы № 13 им. Джанибекова, где холодно в связи с недостатками в остеклении. Ершова Т.Б. сказала, «если это сделаем по школе, окажите мне содействие, избирайте меня». Также говорила « окажите мне содействие на выборах, а я за 5 лет постараюсь выполнить, что говорила». Воспринял как обещание выполнить просьбы в случае избрания.

Согласно видеозаписи Ершова Т.Б. представила управляющего территории, ведущего прием в общественной приемной Окатова В.Г.. Вопросы поставленные перед Ершовой Т.Б. – благоустройство домов, ночные магазины, торговля алкоголем, ненадлежащее состояние здания средней школы № 13. В качестве резюме сообщила: записали с Окатовым вопросы, отработаем, дадим ответы. «Доверите – за 5 лет приведем все в порядок».

Изложенное подтверждает, что и в данном случае имело место публичное агитационное мероприятие кандидата Ершовой Т.Б..

Поскольку, вопросы, требующие разрешения, были поставлены перед кандидатом Ершовой Т.Б. на публичном агитационном мероприятии, по окончании ее рабочего времени, и должны быть разрешены в период рабочего времени Окатова В.Г. суд приходит к выводу, что кандидат Ершова Т.Б., действуя именно как кандидат, привлекла работника Администрации городского поселения Щелково Окатова В.Г., находящегося в подчинении и служебной зависимости, к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей ее избранию.

Из видеозаписи усматривается, что на вопрос о низкой температуре в школе, кандидат Ершова Т.Б. сообщила, что это «уровень района». Деньги вкладывать бюджетные не имеет права, так как чужая собственность. Единственное, что может - привлечь и просить спонсора. Указала, что просьбу записала и будет стараться помочь.

Согласно ст. ст. 14,14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ вопросы образования не отнесены к вопросам местного значения городского поселения. Прав на принятие мер, связанных с улучшением состояния школы, у городского поселения Щелково не имеется, о чем прямо сказала кандидат Ершова Т.Б.. В то же время она пообещала услугу, которая не может быть ею, как главою городского поселения Щелково оказана.

Воздействие на избирателей посредством обещания оказания услуг, иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления расценивается в соответствии с п.2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ как подкуп избирателей.

Распространение агитационного материала в виде брошюры, содержащей сведения об общественных приемных, где работники администрации, что также подтверждается сведениями официального сайта городского поселения Щелково, осуществляют прием, с учетом их участия во встречах с избирателями, выполнение указаний главы городского поселения Ершовой Т.Б. о разрешении вопросов, которые ставились на агитационных мероприятиях, в рабочее время, принимая во внимание показания свидетеля о пояснениях управляющего территории о том, что он может организовать встречу с Ершовой Т.Б. как с кандидатом, в совокупности, дает основания придти к выводу об использовании кандидатом Ершовой Т.Б. помещений общественных приемных главы городского поселения при ведении избирательной компании. Возможность получить эти помещения в таком качестве у других кандидатов отсутствует. Данное обстоятельство является использованием преимуществ должностного и служебного положения в соответствии с подп. «б» п. 5 ст. 40 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Учитывая, что в судебном заседании нашло свое подтверждение неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного и служебного положения; установлен факт подкупа избирателей кандидатом, требования об отмене регистрации кандидата Ершовой Т.Б. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление кандидата на должность главы городского поселения Щелково Попова Александра Николаевича удовлетворить.

Отменить регистрацию кандидата на должность Главы городского поселения Щелково Щелковского муниципального района Ершовой Татьяны Борисовны.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение пяти дней.

Федеральный судья: П.А.Сидоров.