дело № 2-2929/10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 сентября 2010 года
Щелковский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Кудряковой Ю.С.,
при секретаре Манукян Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Кладовщикова ФИО13 к ФИО14 о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет и об установлении указанной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Кладовщиков Е.Б. обратился в Щелковский городской суд Московской области с иском к ФИО15 о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет и об установлении указанной пенсии.
В обоснование иска указал, что в период с Дата обезличена он проходил службу в Вооруженных Силах РФ в должностях, входивших в состав летно-испытательного экипажа.
Дата обезличена он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в должностях летно-испытательного состава и представил все необходимые документы.
Дата обезличена ФИО17 отказало ему в назначении пенсии за выслугу и досрочной трудовой пенсии по старости в виду отсутствия 2/3 требуемого стажа, приходящегося на периоды работы в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава.
Просит признать отказ Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ФИО18 от Дата обезличена незаконным и установить пенсию за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава.
В судебное заседание истец Кладовщиков Е.Б. не явился, извещен.
Согласно статье 167 ГПК РФ «Последствия неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей»:
1. Лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
2. В случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
3. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Таким образом, в силу действующего процессуального законодательства обязанность сообщить суду о причинах неявки и представить доказательства их уважительности лежит на сторонах и других лицах, участвующих в деле.
Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд, обязав суд извещать этих лиц о времени и месте рассмотрения дела.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, об отложении судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в суд не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц в судебное заседание нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
Порядок извещения лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания установлен ст.ст. 113 - 116 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 116 ГПК РФ - Судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки.
В судебное заседание, назначенное на Дата обезличена., истец Кладовщиков Е.Б. не явился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом л.д. 24). Об уважительных причинах неявки Кладовщиков Е.Б. суду не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Кириллова О.В., действующая на основании доверенности л.д. 25), иск не признала, пояснила, что Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-Ф3 дополнил Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» статьей 7.2 условиями назначения пенсий гражданам, работающим в летно-испытательном составе.
Теперь пенсия за выслугу лет назначается в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 213-Ф3 дополнил Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. статьей 27.1, которая предусматривает досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава.
Пунктом 4 статьи 7.2 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» определено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.
Пунктом 2 статьи 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и пунктом 2 статьи 7.2 Федерального закона № 166-ФЗ определено, что Списки соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и (или) пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Работники летно-испытательного состава имеют право на пенсию за выслугу лет и досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 7.2 Федерального Закона № 166-ФЗ и ст. 27.1 Федерального закона № 173-ФЗ, при наличии стажа указанной работы не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
При этом в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона
№ 173-ФЗ и в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона № 166-ФЗ - периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если не менее 2/3 требуемого стажа (выслуги) приходится на периоды работы в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет.
Термины, используемые в законе, указывают именно на работу, а не на прохождение службы. Выполнение работы регламентируется нормами Трудового кодекса РФ, а прохождение военной службы нормами закона «О статусе военнослужащих».
Стажа работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, Кладовщиков Е.Б. не имеет.
В период с Дата обезличена истец являлся военнослужащим и проходил службу в Вооруженных Силах РФ.
Основополагающим документом, регулирующим пенсионные выплаты военнослужащему за выслугу лет, является Закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства, суд находит требования Кладовщикова Е.Б. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела усматривается, что Кладовщиков Е.Б. обратился в ФИО19 Дата обезличена года с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет л.д. 7).
Дата обезличена года ФИО20 истцу было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в виду отсутствия работы в должностях летно-испытательного состава л.д. 7-8).
Согласно ст. 7.2 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятые в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при выслуге не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
Аналогичные нормы гражданам, проработавшим в летно-испытательных должностях, предусмотрены и ст. 27.1 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
Пунктом 4 статьи 7.2 Закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. определено, что пенсия за выслугу лет устанавливается к пенсии по старости либо к трудовой пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.
Пунктом 2 статьи 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ и пунктом 2 статьи 7.2 Федерального закона № 166-ФЗ определено, что Списки соответствующих должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости и (или) пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанных пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Работники летно-испытательного состава имеют право на пенсию за выслугу лет и досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии со ст. 7.2 Федерального закона № 166-ФЗ и ст. 27.1 Федерального закона № 173-ФЗ при наличии стажа указанной работы не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет для женщин, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья при стаже работы не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин.
При этом в соответствии со статьей 27.1 Федерального закона
№ 173-ФЗ и в соответствии со статьей 7.2 Федерального закона № 166-ФЗ - периоды военной службы в должностях летного состава и периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в выслугу, если не менее 2/3 требуемого стажа (выслуги) приходится на периоды работы в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет.
Из содержания приведенных выше положений законов следует, что термины, используемые в законе, указывают именно на работу, а не на прохождение службы.
Согласно справке, выданной ФИО21 от Дата обезличена г. Номер обезличен, в выслугу лет (прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ в должностях летного состава) включены периоды л.д. 7, 15):
с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. (в льготном исчислении Номер обезличен),
с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. (в льготном исчислении Номер обезличен),
с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. (календарно Номер обезличен),
с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. (календарно Номер обезличен).
Стажа работы в должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет, Кладовщиков Е.Б. не имеет.
В период с Дата обезличена истец являлся военнослужащим и проходил службу в Вооруженных Силах.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» статус военнослужащих - это совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих и выплачивается денежное довольствие.
Согласно статье 2 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"
Согласно статье 10 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Прохождение военной службы истца в должностях летно-испытательного состава предусмотрено Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации".
Основополагающим документом, регулирующим пенсионные выплаты военнослужащему за выслугу лет, является Закон РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Перечень лиц, на которых распространяется действие Закона о пенсионном обеспечении, перечислен в статье 1, в него входят лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и СНГ, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях уголовно-исполнительной системы, и семьи указанных лиц.
Пенсионные выплаты производятся с момента увольнения лиц, перечисленных в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении, с военной службы за счет средств федерального бюджета. Подтверждение источника пенсионных выплат представлено в статье 11 Закона о пенсионном обеспечении, согласно которому выплаты осуществляются в зависимости от последнего места службы указанных лиц - Минобороны, МВД, ФСБ, ФСИН и ФСКН.
Учитывая данное обстоятельство, федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, организуют в министерствах пенсионные ведомства, которые осуществляют работу по социальному обеспечению сотрудников и их семей.
Согласно Трудовому кодексу РФ от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ, трудовые отношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ - трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Согласно ст. 16 Трудового кодекса РФ - трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ.
В Федеральном законе № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. и Трудовом кодексе РФ № 197-ФЗ от 30.12.2001 г. заключены основные различия между прохождением военной службы и работой.
Согласно ст. 20 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ, авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию.
Государственная авиация используется для осуществления военной службы, а экспериментальная авиация используется для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.
Гражданская авиация используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.
Гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и выполнения авиационных работ, относится к коммерческой гражданской авиации.
Согласно п. 4 ст. 4 ранее действовавшего Воздушного Кодекса Союза ССР проведение экспериментальных и научно-исследовательских работ относилось к гражданской авиации.
В связи с вышеизложенным, доводы истца об исключении с 1 января 2010 года из пенсионного законодательства словосочетания «летно-испытательный состав гражданской авиации» обозначает позицию государства и законодателя по неоднозначному толкованию ранее существовавших положений, не могут быть приняты судом к вниманию.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", если вся выслуга лет состоит из службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (Вооруженных Силах СССР), в том числе и в должностях летно-испытательного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, таким лицам не может быть назначена пенсия на основании Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава.
Важным элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение.
Государственные пенсии, как закреплено в части 2 статье 39 Конституции РФ, устанавливаются законом, поэтому определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты, а также механизма их индексации относится к компетенции федерального законодателя, который вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения и реализации права на пенсию некоторыми категориями граждан, в том числе исходя из характера выполняемой ими профессиональной деятельности.
Таким образом, заявленные требования истца не соответствуют действующему законодательству.
Доказательств обратного истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
При таких обстоятельствах доводы представителя ответчика принимаются как обоснованные.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Кладовщикову ФИО22 к ФИО23 о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава - отказать.
Отказать Кладовщикову ФИО24 в удовлетворении иска об обязании ФИО26 установить пенсию за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава в соответствии со статьями 4, 7.2 и 17.2 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Щелковский городской суд.
Судья Ю.С. Кудрякова