о признании отказа в постановке на учет незаконным и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении



Дело №2-252/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего федерального судьи Савиной Е.В.,

при секретаре Соломатиной А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамовича ФИО8 к Администрации <адрес> о признании отказа в постановке на учёт незаконным и постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Абрамович Н.А. в порядке уточнения обратился в суд с иском к Администрации <адрес> о признании незаконным отказа в постановке его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ликвидации катастрофы на <данные изъяты> АЭС и обязании поставить на указанный учёт.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является участником ликвидации катастрофы на <данные изъяты> АЭС в ДД.ММ.ГГГГ о чем имеет соответствующее удостоверение, проживает с женой и сыном в комнате площадью №.м в двухкомнатной коммунальной квартире по адресу: <адрес>. Другого жилья я не имеет. В декабре ДД.ММ.ГГГГ года обратился к ответчику с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с последующим предоставлением благоустроенного жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, на что получил отказ. Данный отказ считает незаконным, полагая, что в силу Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» и с учетом постановления Конституционного суда РФ от 10 ноября 2009 года №17-П государством ему предоставлены определенные льготы, в том числе по обеспечению жилой площадь, в связи с чем просит обязать администрациюг.<адрес> <адрес> поставить его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании истец и его представитель - Тарасова Ю.В., исковые требования подержали, просили их удовлетворить.

Представитель администрацииг.<адрес> Кравчук М.М. иск не признала, ссылаясь на отсутствие на законодательном уровне правового механизма улучшения жилищных условий участников ликвидации катастрофы на <данные изъяты> АЭС, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав объяснения истца и представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Согласно ч.1 п.2 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частями 1 и 2 ст.50 ЖК РФ предусмотрено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № учетная норма жилого помещения на каждого члена семьи установлена в размере 10кв.м.

Как следует из положений ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

В соответствии с ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 и пунктом 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы и участники ликвидации ее последствий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с названной даты согласно Федеральному закону от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ.

Таким образом, статья 15 приведенного Закона гарантирует участникам ликвидации постановку на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Там же, статьей 3 Закона указано, что если гражданин имеет право на меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; другим категориям граждан жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда.

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, равно как и их право на внеочередное или первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Положения пункта 1 части первой статьи 15 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 №17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации изменение условий и порядка обеспечения жильем граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и нуждающихся в улучшении жилищных условий, допустимо лишь при введении гарантий, в равной мере обеспечивающих предоставление указанной меры социальной поддержки как гражданам, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, так и гражданам, относящимся к той же категории, но вставшим на учет после этой даты, поэтому положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

Введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после ДД.ММ.ГГГГ). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на <данные изъяты> АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

Как следует из материалов дела и установлено судом Абрамович Н.А. согласно удостоверению серии № № от ДД.ММ.ГГГГ является участником ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> АЭС в ДД.ММ.ГГГГ году, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». /л.д.16/

Также установлено, что Абрамович Н.А. проживает с семьёй в составе: жена ФИО9 и сын ФИО10 в комнате площадью №.м двухкомнатной коммунальной квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги, актом проверки жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ

Из исследованных в ходе рассмотрения дела заявлений истца в местные органы по жилищным вопросам видно, что начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, истец неоднократно обращался с просьбами о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по различным основаниям, в чем ему было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию <адрес>, указав, что он просит поставить его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как ликвидатора катастрофы на <данные изъяты> АЭС.

Согласно ответу Комитета по управлению имуществом и жилищным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№ Абрамович Н.А. отказано в постановке его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на <данные изъяты> АЭС по основанию того, чтоправовой механизм улучшения жилищных условий участников ликвидации, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ, законодательством не предусмотрен.

Таким образом, установлено, что Абрамович Н.А. на момент подачи соответствующего заявления являлся участником ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> АЭС и имел, в соответствии законом, право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе право наобеспечение жилым помещением с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий, т.к.является нанимателем жилого помещения по договору социального найма с общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы,обратился в орган местного самоуправления по месту своего жительства, что соответствует как положениям Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", так и Постановлению Конституционного суда РФ №17-11 от 10 ноября 2009 г.

Таким образом, истцом при обращении с заявлением в администрацию <адрес> были выполнены все требования, предъявляемые законодательством, а поэтому решение последнего от № об отказе Абрамовичу Н.А. в постановке его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника ликвидации катастрофы на <данные изъяты> АЭС является незаконным.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым принять меры по восстановлению его нарушенного права путем понуждения администрации <адрес> в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу поставить Абрамовича Н.А. на учет в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в результате аварии на <данные изъяты> АЭС с учетом подачи им соответствующего заявления ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Абрамович ФИО11 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в постановке на учёт Абрамовича ФИО12 в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г.

ОбязатьАдминистрацию <адрес> в течение 10 дней по вступлению решения в законную силу поставить Абрамовича ФИО13 на учет в список граждан участников ликвидации последствий катастрофы на <данные изъяты> АЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом подачи заявления в жилищную комиссию ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение 10 дней через Щелковский городской суд Московской области.

Председательствующий Е.В.Савина