О совершении преступления предусмотренного статьей 111 частью 1



                                           П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                                                           копия

о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера

г. Шелехов                                                                                            29 октября 2010 года.

     Шелеховский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Трусковой Е.Э.

прокурора - помощника прокурора г. Шелехова Ченских О.С.

лица, совершившего общественно опасное деяние

Селиванов(а)(у) А.А.

его защитника - Стельмаховича М.В., представившего удостоверение *номер скрыт* и ордер *номер скрыт*

законного представителя Селиванова А.Л.

потерпевшей ФИО1

при секретаре Лобода А.В.

рассмотрев материалы уголовного дела в отношении

Селиванов(а)(у) А.А., рожденного *дата скрыта* в *адрес скрыт*, <данные изъяты>, не судимого,

совершившего деяние, предусмотренное ст. 111 ч.1 УК РФ в состоянии невменяемости,

                                                У С Т А Н О В И Л :

     Селиванов(а)(у) А.А. в состоянии невменяемости причинил ФИО1 тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, при следующих обстоятельствах.

    Около 4 часов *дата скрыта* в *адрес скрыт* на *адрес скрыт* Селиванов(а)(у) А.А., находящийся в состоянии невменяемости в силу психического заболевания в форме <данные изъяты>, распивал спиртное с другими лицами, в том числе - ФИО1 и ФИО6 Между Селивановым и ФИО6 возникла ссора, в которую вмешалась ФИО1 и стала наносить Селиванову с силой множественные удары по лицу кулаками, причинив ему телесные повреждения. Селиванов, защищаясь от на нападения ФИО1, которое не было связано с опасностью для жизни, совершил действия, явно не соответствующие характеру и опасности посягательства - достал находившийся при нем нож и нанес им удары по телу и рукам ФИО1. Своими действиями Селиванов причинил потерпевшей телесные повреждения:

- колото-резаное ранение передней брюшной стенки слева, проникающее в брюшную полость с повреждением брыжейки поперечно-ободочной кишки, осложнившееся излитием крови в брюшную полость, повлекшее тяжкий вред здоровью, опасный для жизни

- колото-резаные ранения передней поверхности верхней трети правого предплечья, задней поверхности нижней трети правого предплечья, передней поверхности нижней трети правого плеча, задней поверхности правого плеча, задней поверхности левой кисти, сквозное ранение задней поверхности левой кисти - причинившие легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства сроком менее 21 дня.

     Совершение Селиванов(а)(у) А.А. вышеуказанного деяния установлено из следующих доказательств.

     Потерпевшая ФИО1 пояснила в судебном заседании, что ночью *дата скрыта* она распивала спиртное в квартире ФИО2 с ним, ФИО6 и Селиванов(а)(у) А.А. С последним поддерживала отношении только в связи с тем, что он на свои деньги приобретал спиртное, был безответным на оскорбления и насмешки. Заметив, что ФИО6 и Селиванов стали ссориться, а последний ударил ногой ФИО6, стала наносить ему множественные удары руками по лицу и голове, ФИО6 также нанесли ему около двух ударов рукой. Она удары наносила с силой, так как ранее занималась спортивной борьбой. Неожиданно ей стало плохо, увидела в своем животе нож, который ранее видела у Селиванова. Она попросила ФИО2 вызвать скорую помощь, увидела, как Селиванов ушел и потеряла сознание. Очнулась в больнице, где узнала, что получила проникающее ножевое ранение.

    Свидетель ФИО6 в судебном заседании подтвердила, что *дата скрыта* распивала спиртное у ФИО2 с ним, Селивановым и ФИО1. Ночью Селиванов стал звать ее к себе домой, а на ее отказ, пытался увести ее силой, но ногой ее не ударял. ФИО1 вступилась за нее, нанесла Селиванову несколько ударов кулаками по лицу. После этого Селиванов достал нож и стал наносить беспорядочные удары ей и ФИО1. Затем Селиванов скрылся, а она выбежала и обратилась в милицию.

     Свидетель ФИО2 подтвердил в ходе предварительного следствия, что ночью *дата скрыта* к нему домой пришли ФИО6, ФИО1 и Селиванова, которые принесли спиртное. В ходе его распития, Между Селивановым с одной стороны, ФИО6 и ФИО1 - с другой - возникла ссора, в ходе которой последняя стала наносить Селиванову удары кулаками по лицу, отчего у него выступила кровь. Затем Селиванов попытался уйти, но девушки встали на его пути и не выпускали, тогда он стал наносить ФИО1 удары, отчего у нее на руках выступила кровь и догадался, что Селиванов применил нож. Затем Селиванов ушел, он по просьбе ФИО1 вызвал скорую помощь, а ФИО6 ушла в милицию. ( л.д. 70-78)

    Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что в апреле 2010 года ФИО2 проживал в его квартире, ночью 21 апреля к нему пришли две девушки и молодой мужчина. Они стали распивать спиртное с ФИО2, а он ушел спать в другую комнату. Он проснулся от крика, но из комнаты не выходил, а позже узнал, что мужчина ударил ножом одну из девушек в его квартире. ( л.д. 50)

    Свидетель ФИО3 подтвердил в судебном заседании, что *дата скрыта* у него в гостях были ФИО1, ФИО6 и Селиванов, которые распивали спиртное. Около 1 часа ночи указанные лица ушли. Через три дня ФИО1 сообщила ему, что в после ухода от него она, ФИО6 и Селиванов продолжили распивать спиртное в другом месте, где последний нанес ей ножевые ранения.

       Показания потерпевшей и свидетелей о месте, времени деяния, его последствий характере и локализации причиненных потерпевшей повреждений, согласуются и с иными материалами уголовного дела.

    Так, телефонное сообщение о причинении ФИО4 ножевого ранения поступило в орган уголовного преследования *дата скрыта* в 7 часов 15 минут.

( л.д. 4)

Из протоколов выемки и досмотра явствует, что у Селиванов(а)(у) А.А., непосредственно после совершенного им деяния изъято орудие преступления - нож, который затем выдан следствию, а в лечебном учреждении, где потерпевшей была оказана помощь, изъята ее одежда. ( 19, 24, 55)

    Из заключения судебно-медицинской экспертизы *номер скрыт* от *дата скрыта* явствует, что при анализе медицинских документов на ФИО1 обнаружены телесные повреждения:

- колото-резаное ранение передней брюшной стенки слева, проникающее в брюшную полость с повреждением брыжейки поперечно-ободочной кишки, осложнившееся излитием крови в брюшную полость, повлекшее тяжкий вред здоровью, опасный для жизни

- колото-резаные ранения передней поверхности верхней трети правого предплечья, задней поверхности нижней трети правого предплечья, передней поверхности нижней трети правого плеча, задней поверхности правого плеча, задней поверхности левой кисти, сквозное ранение задней поверхности левой кисти - причинившие легкий вред здоровью по признаку кратковременного его расстройства сроком менее 21 дня.

( л.д. л.д. 89-90)

    Из заключения судебно-медицинской экспертизы *номер скрыт* от *дата скрыта* следует, что при освидетельствовании Селиванов(а)(у) А.А. *дата скрыта* у него обнаружены кровоподтек нижнего века левого глаза, осаднения лица, левой височной области, шеи, заушной области, кровоподтек левого плечевого сустава, ушиб мягких тканей левой щеки с кровоизлиянием и поверхностными осаднениями слизистой левой щеки - не повлекшие вреда здоровью. ( л.д.96)

    Согласно заключения судебно-биологической экспертизы *номер скрыт* от *дата скрыта* на ноже, изъятом у Селиванова обнаружена кровь человека. ( л.д. 104-105)

     Из заключения трасологической экспертизы *номер скрыт* от *дата скрыта* следует, что на одежде потерпевшей ФИО1 обнаружены линейные повреждения, которые могли быть нанесены ножом, изъятым у Селиванова. ( л.д. 120-121)

                  Оценивая вышеприведенные доказательства по внутреннему убеждению, каждое с точки зрения допустимости и достоверности, а все - в совокупности, суд отмечает, что все они указывают на одни и те же обстоятельства значимые для дела, составляют единую и логичную картину деяния. Каждое из этих доказательств отвечает требованиям уголовно-процессуального закона, все они взаимно дополняют друг друга и указывают на то, что все вышеуказанные события предусмотренного уголовным законом деяния, имели место и совершены никем иным, а Селиванов(а)(у) А.А.

    Давая уголовно-правовую оценку действиям Селиванова, суд исходит из установленных в судебном заседании фактических обстоятельств, согласно которым он подвергся нападению со стороны ФИО1, которое не было связано с опасностью для его жизни. Имея право на защиту от данного посягательства, Селиванов вышел за пределы необходимой обороны, применив нож и причинив потерпевшей опасную для жизни травмы, что явно не соответствует характеру и опасности ее действий.

    Органами предварительного следствия указанные действий Селиванова квалифицированы по ст. 111 ч.1 УК РФ как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

    Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств, прокурор Ченских О.С. обоснованно изменила квалификацию совершенного Селивановым деяния, признав, что он причинил ФИО1 тяжкий вред здоровью, но при превышении пределов необходимой обороны.

      При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Селиванов совершил деяние, запрещенное ст. 114 ч.1 УК РФ - причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны.

            Совершение Селивановым данного преступления в состоянии невменяемости судом установлено из заключения судебно-психиатрической экспертизы *номер скрыт* от *дата скрыта*, согласно которой Селиванов на момент совершения преступления и в настоящее время страдает психическим заболеванием в форме шизофрении с психопатоподобным синдромом, в силу которого он не мог и в настоящее время не может осознавать фактический характер и степень общественной опасности своих действий и руководить ими. Как представляющему социальную опасность, Селиванову рекомендовано применение к нему принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

    Правильность заключения судебно-психиатрической экспертизы не вызывает у суда сомнений, поскольку оно является полным, ясным, основанном на исследовании всех материалах дела, личности Селиванова, не противоречит материалам дела, поэтому, суд признает его невменяемым и не подлежащем уголовной ответственности.

      В соответствие со ст. 443 ч.2 УПК РФ, если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию, либо им совершено деяние небольшой тяжести, суд выносить постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.

         В судебном заседании установлено, что Селиванов совершил преступление, предусмотренное ст. 115 ч.1 УК РФ относится к преступлениям небольшой тяжести.

        Данное обстоятельство, в силу ч.2 ст. 443 УПК РФ исключает возможность применения к Селиванову принудительного лечения.

      В соответствие со ст. 97 ч.4 УК РФ суд считает необходимым суд считает необходимым передать материалы в отношении Селиванова в орган здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

      В ходе предварительного следствия прокурором заявлен гражданский иск о возмещении средств, затраченных на лечение ФИО1 в пользу соответствующего лечебного учреждения. Гражданским ответчиком по данному иску признан отец Селиванов(а)(у) А.А. - Селиванов А.Л.

          Данное решение органа следствия суд признает необоснованным по нижеследующим основаниям.

     В соответствие со ст. 1078 ч.3 ГК РФ, влекущих ответственность Селиванова А.Л. за вред, причиненный Селиванов(а)(у) А.А.

       Таким образом ни следствие, ни суд не имеет правовых оснований для признания Селиванова А.Л. гражданским ответчиком и возложения на него обязанности возмещения причиненного Селиванов(а)(у) А.А. вреда.

       При таких обстоятельствах в удовлетворении гражданского иска следует отказать.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. 443 ч.2 УК РФ, суд

                                           П О С Т А Н О В И Л :

      Прекратить уголовное дела в отношении Селиванов(а)(у) А.А., совершившего деяние, предусмотренное ст. 114 ч.1 УК РФ в состоянии невменяемости.

      Отказать в применении к Селиванову принудительных мер медицинского характера.

     В удовлетворении гражданского иска прокурора г. Шелехова к Селиванову А.Л. отказать.

Передать материалы в отношении Селиванов(а)(у) А.А. в орган здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

     Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Председательствующий                                                                                 Трускова Е.Э.

Копия верна                                                                                                        Трускова Е.Э.