РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 января 2011года Шелеховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Балакиревой Н.В., при секретаре Батухтиной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-95-2011 По иску Распутиной( Курбатовой) Марины Сергеевны к Администрации г.Шелехова, Администрации Шелеховского муниципального района о признании действий незаконными, обязанности постановки на льготную очередь на получение жилого помещения. УСТАНОВИЛ: В суд с исковым заявлением обратилась Распутина М.С., указав, что в соответствии с решением Киренского Совета народных депутатов Иркутской области от *дата скрыта* *номер скрыт* она была направлена в <данные изъяты> *номер скрыт* *адрес скрыт* как оставшееся без попечения родителей в котором находилась со *дата скрыта* по *дата скрыта*. Отец -Курбатов С.В. умер, мать-Курбатова Л.И. была лишена родительских прав. В 1986году она окончила школу, поступила в <данные изъяты>, которое окончила в *дата скрыта* году. Ей неизвестно было, что она имеет льготы на получение жилого помещения как сирота, со дня рождения и по настоящее время за ней не было закреплено какого-либо жилого помещения. В настоящее время она замужем, как ребенок, оставшийся без попечения родителей жильем не обеспечена, по регистрационному учету значится по месту проживания матери мужа-Распутиной Л.С. В марте 2003года она обратилась в администрацию г.Шелехова с заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди. *дата скрыта* был получен ответ из администрации, что она признана малоимущей и поставлена в очередь по данным основаниям, список её очереди *номер скрыт* то есть в постановке на льготную очередь ей было отказано *дата скрыта* ей вторично было направлено письмо из Администрации г.Шелехова, что в получении жилья вне очереди, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, ей было отказано на основании ст. 1 ФЗ-159 « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ей будет предоставлено жилое помещение в порядке очереди. На её обращение в Администрацию г.Иркутска был получен ответ, что в списках вне очередников по г.Иркутску она не значилась и не значится. *дата скрыта* на её очередное обращение был получен ответ из Администрации г.Шелехова, что ей отказано в постановке на льготную очередь для получения жилого помещения вне очереди, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Полагает, что данным отказом нарушаются её права как лица, оставшейся без попечения родителей, имеющей право на получение жилого помещения во вне очередном порядке в связи с чем она обратилась в суд, просит признать действия Администрации г.Шелехова об отказе от *дата скрыта* *номер скрыт* в постановке её на льготную очередь, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, незаконными и обязать Администрацию г.Шелехова поставить её на льготную очередь на получения жилья, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. В судебном заседании Распутина М.С. поддержала доводы искового заявления. Представитель Администрации г.Шелехова по доверенности Мазин А.Л. исковые требования не признал, пояснив, что ранее Распутина М.С. в Администрацию г.Шелехова с заявлением о постановке на вне очередное получение жилого помещения как ребенок или лицо, оставшееся без попечения родителей не обращалась, обратилась только *дата скрыта*. Впоследствии обращалась *дата скрыта* и *дата скрыта*. На её заявление были даны ответы, что на основании постановления Администрации г.Шелехова от *дата скрыта* *номер скрыт* па она была признана малоимущей и поставлена на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, очередь по списку *номер скрыт*. Она не могла быть поставлена на очередь в соответствии с ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей так как закон распостраняется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста то есть Распутина М.С. в силу возраста не подпадает под действие данного закона в настоящее время. Кроме того, согласно Закона Иркутской области от *дата скрыта* N 52-03 областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма наделены органы местного самоуправления Шелеховского района то есть Администрация г.Шелехова не имеет в настоящее время полномочий по постановке на очередь и обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц. Представитель Администрации Шелеховского муниципального района по доверенности Кукенбаева Ю.И. исковые требования не признала, также пояснив, что в настоящее время областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма наделены органы местного самоуправления Шелеховского района в соответствии с Законом Иркутской области от *дата скрыта* *номер скрыт* то есть Администрация Шелеховского муниципального района. Распутина М.С. в Администрацию Шелеховского муниципального района не обращалась с заявлением о предоставлении ей жилого помещения вне очереди как ребенку либо лица, оставшегося без попечения родителей, в списки не включена. Распутина М.С. не может быть поставлена на очередь на вне очередное получение жилого помещения по основаниям на которые она ссылается так как в соответствии с ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закон распостраняется на лиц до 23-летнего возраста. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования удовлетворению не подлежат. Судом установлено, что Распутина(Курбатова ) М.С. 1971 г.рождения после лишения её матери-Курбатовой Л.И. родительских прав на основании решения Киренского суда от *дата скрыта* и смерти отца решением Киренского городского совета от *дата скрыта* *номер скрыт* была направлена на воспитание в *адрес скрыт* где находилась со *дата скрыта* по *дата скрыта*. В период с 1986года по 1989 год Распутина М.С. обучалась в <данные изъяты>. В 1989 году Курбатова (Распутина) М.С. после окончания <данные изъяты> вышла замуж за Непомнящих Г.И. и стала проживать в *адрес скрыт* на жилой площади матери мужа Непомнящих В.Т. - *адрес скрыт*, впоследствии по договору дарения Непомнящих В.Т. подарила дом в 1995году её мужу Непомнящих Г.И. Последний в настоящее время умер, её сын Непомнящих А.Г. как наследник по закону является собственником 1\2 доли указанного дома. С 2008года она состоит в браке с Распутиным Ю.Ю., проживает на жилой площади его матери Распутиной Л.С. по адресу: *адрес скрыт* Закрепленного жилого помещения в г.Киренске за Распутиной М.С. не имеется, что подтверждается справкой Администрации Киренского муниципального района от *дата скрыта* Согласно ответа Администрации г.Иркутска от *дата скрыта*, Распутина М.С. не включена в единый список детей-сирот и детей, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений в Администрации г.Иркутска. На неоднократные обращения Распутиной М.С. в Администрацию г.Шелехова ей было отказано в постановке на очередь во внеочередном порядке. Постановлением Администрации г.Шелехова от *дата скрыта* *номер скрыт* па Распутина М.С. была признана малоимущей и поставлена на очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, номер очереди по списку *номер скрыт*. Просит Распутина М.С. признать незаконными действия администрации г.Шелехова об отказе от *дата скрыта* в постановке её на льготную очередь, как ребенка, оставшегося без попечения родителей и обязать администрацию г.Шелехова поставить её на льготную очередь на получение жилья по статусу как ребенка, оставшегося без попечения родителей в порядке ст. 254 ГПК РФ и в соответствии с ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде действие(бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В ранее действовавшем ЖК РСФСР, действовавшем на момент помещения Распутиной М.С. в детское государственное учреждение, ст. 37 ч2 было предусмотрено, что вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам по окончании пребывания в государственном учреждении, у родственников, опекунов и попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям. Обеспечивались жилой площадью исполнительным комитетом местного Совета народных депутатов. Аналогичная норма права содержится и в Жилищном Кодексе РФ. Согласно п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. В соответствии со ст. 52 ч1, ч3 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Ст. 1 ФЗ от 21.12.1996года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе, что подразумевает, что закон регулирует правоотношения в отношении в том числе детей, оставшихся без попечения родителей- лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав и т.д. и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых когда они находились в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно ч2 ст.8 Федерального закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется как по месту жительства(место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания(учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). В целях реализации отдельных положений данного Закона, в Иркутской области было принято ряд Законов Иркутской области. Порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,и отдельных вопросах определения общей площади жилого помещения предоставляемого гражданину по договору социального найма, установлен Законом Иркутской области от *дата скрыта* *номер скрыт*, в соответствии с которым ст.3 для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, имеющих в соответствии с ФЗ от *дата скрыта* № 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на дополнительные гарантии по социальной поддержке,заявление подается в орган, осуществляющий ведение учета, по месту их жительства, а в случае отсутствия у них места жительства, помещения их под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей-по месту и выявления и первичного учета в качестве детей, оставшихся без попечения родителей. Законом Иркутской области от *дата скрыта* *номер скрыт* "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" ст.2 ч2 предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом. Согласно ст.З, ч.2 указанного Закона, данные о детях-сиротах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, направляются в уполномоченный Правительством Иркутской области исполнительный орган государственной власти Иркутской области, ведущий областной реестр детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Законом Иркутской области от *дата скрыта* *номер скрыт* органы местной самоуправления Шелеховского района наделены областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.( ст.2). Давая оценку фактически установленным обстоятельствам по делу и применительно к сложившимся правоотношениям в соответствии с требованиями изложенных выше законов следует, что ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и принятые по данным вопросам Законы Иркутской области распостраняются только на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа предельно до 23-летнего возраста то есть гарантируемая социальная поддержка в том числе в виде вне очередного предоставления жилой площадью предоставляется до вышеуказанного возраста. Одновременно социальная поддержка в виде внеочередного предоставления жилой площади может быть реализована только в отношении лиц, которые в установленном порядке были поставлены на учет по месту жительства на получение жилой площади с учетом в том числе ограничения до 23-хлетнего возраста. Возраст Распутиной М.С. не позволяет в настоящее время отнести её к числу детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в установленном порядке она не обращалась с заявлением о постановке на льготную очередь, обратилась только в 2010 году. Кроме того, Законом Иркутской области от *дата скрыта* *номер скрыт* областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма наделены органы местного самоуправления Шелеховского района то есть Администрация г.Шелехова не имеет в настоящее время законных полномочий по постановке на очередь и обеспечению жилыми помещениями данной категории лиц. С учетом изложенного отказ Администрации г.Шелехова Распутиной М.С. в постановке на льготную очередь на вне очередное предоставление жилого помещения как ребенка и лица, оставшегося без попечения родителей является законным и не имеется оснований для постановки её на очередь по данным правовым основаниям, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по списку малоимущих, номер очереди 96. Руководствуясь ст. 194-197, 254-258 ГПК РФ РЕШИЛ: В иске Распутиной Марине Сергеевне о признании незаконными действия Администрации г.Шелехова об отказе от 27.09. 2010 года *номер скрыт* в постановке её на льготную очередь, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, обязанности Администрации г.Шелехова поставить её на льготную очередь на получение жилого помещения как ребенка, оставшегося без попечения родителей, отказать. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в 10-ти дневный срок. Судья: