О признании недействиующим решения Думы ШГП



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2011 года                                                                                          г.Шелехов

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Махмудовой О.С.,

при секретаре Наумовой А.В.,

с участием заявителя Владимировой В.И., её представителя Андроновой Т.П., действующей по ходатайству заявителя,

представителя Думы Шелеховского городского поселения и администрации Шелеховского городского поселения Рогозного В.Ю., действующего на основании доверенностей *номер скрыт* от *дата скрыта* и *номер скрыт* от *дата скрыта*,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *номер скрыт* по заявлению Владимирова (ой) В.И. о признании недействующим решения Думы Шелеховского городского поселения,

установил:

В обоснование заявления, с учетом дополнений, указано, что Думой Шелеховского городского поселения *дата скрыта* было принято решение № 14-рд «О структуре администрации Шелеховского городского поселения», опубликованное *дата скрыта* в газете Шелеховский вестник. Данное решение противоречии другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Уставу *адрес скрыт*, которым установлен состав администрации Шелеховского городского поселения, определяет статус и компетенцию первого заместителя, заместителей Главы администрации города. Таким образом, в силу Устава *адрес скрыт* структура администрации *адрес скрыт* должна включать в себя наименование и виды органов администрации и должностных лиц - Главы города, первого заместителя, заместителей главы администрации города. Оспариваемым решением утверждена структура администрации *адрес скрыт*, в составе которой отсутствуют должности заместителей главы администрации *адрес скрыт*, что противоречит Уставу *адрес скрыт*. Федеральным законом от *дата скрыта* № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закреплено верховенство Устава муниципального образования по отношению к иным муниципальным правовым актам, в том числе, по отношению к решениям представительного органа местного самоуправления. Поскольку Уставом города определен состав администрации, принятие Думой решения об утверждении иного состава администрации возможно только после внесения соответствующих изменений в Устав города с соблюдением процедуры внесения изменений в Устав, предполагающей предварительное проведение публичных слушаний проекта решения о внесении изменений с опубликованием проекта не позднее, чем за 1 месяц до публичных слушаний, принятие решения квалифицированным большинством депутатов, государственную регистрацию внесенных в Устав изменений в установленные сроки.

Владимирова (ой) В.И. ссылается на то, что оспариваемым решением Думы нарушаются её права, гарантированные Уставом *адрес скрыт*, права, свободы и обязанности по исполнению должностных обязанностей, трудовые права, создаются препятствия по осуществлению должностных полномочий. Также оспариваемое решение нарушает права неопределенного круга лиц на обращение к заместителям глав администрации *адрес скрыт* по вопросам местного значения. Также заявитель ссылается на то, что оспариваемым решением нарушаются её политические права как гражданина Российской Федерации и жителя *адрес скрыт* на непосредственное участие в местном самоуправлении путем участия в публичных слушаниях по вопросам изменения условий, прямо определенных Уставом *адрес скрыт*, а также путем обращения в администрацию города к заместителям главы администрации как должностным лицам по вопросам местного значения и по личным вопросам.

Владимирова (ой) В.И. просила суд признать недействующим решение Думы Шелеховского городского поселения от *дата скрыта* *номер скрыт* «О структуре администрации Шелеховского городского поселения, со дня его принятия.

Владимирова (ой) В.И., её представитель Андронова (ой) Т.П., допущенная к участию в деле в соответствии с п.6 ст.53 ГПК РФ, доводы, изложенные в заявлении, с учетом дополнений, поддержали в полном объеме. Владимирова (ой) В.И. суду пояснила, что согласно Уставу структура администрации *адрес скрыт* должна включать в себя наименование и виды органов администрации и должностных лиц - Главы города, первого заместителя, заместителей главы администрации. В Уставе не указано конкретное количество заместителей главы города. В настоящее время население *адрес скрыт* составляет 49 000 человек. Министерством финансов установлена норма, при которой на 50 000 человек населения в штате администрации города должно быть два заместителя Главы муниципального образования, а свыше 50 000 человек населения - три заместителя Главы муниципального образования. Оспариваемое решение нарушает права всех жителей *адрес скрыт*, в том числе и тех, кто участвовал в публичных слушаниях.

В судебном заседании представитель Думы Шелеховского городского поселения и администрации Шелеховского городского поселения Рогозного В.Ю., действующего на основании доверенностей, с объемом полномочий, предусмотренных ст.ст.53-54 ГПК РФ, доводы, изложенные в заявлении Владимирова (ой) В.И., не признал, представил возражения, в обоснование которых указал, что решением Думы от *дата скрыта* *номер скрыт*-рд «О структуре администрации Шелеховского городского поселения» решение Думы от *дата скрыта* *номер скрыт*-рд «О структуре администрации Шелеховского городского поселения» было признано утратившим силу и с *дата скрыта* утверждена новая структура и перечень должностных лиц Администрации, при этом должность заместителя главы администрации - руководителя аппарата была исключена из структуры администрации и из перечня должностных лиц. Принятое решение полностью соответствует требованиям Федерального закона от *дата скрыта* № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава *адрес скрыт*. В силу положений Федерального закона № 131-ФЗ и Устава *адрес скрыт* заместители главы администрации не входят в структуру органов местного самоуправления и не являются выборными должностными лицами местного самоуправления, обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Утверждение оспариваемым решением новой структуры Администрации не повлекло изменения структуры органов местного самоуправления, поэтому нарушения требований названного Закона не допущено. Фактические основания для вынесения оспариваемого решения были изложены в пояснительной записке к проекту решения, представленной депутатам Думы: отсутствие организационной необходимости в должности заместителя главы администрации - руководителя аппарата, возможность перераспределения ее полномочий, существенная экономия бюджетных средств. Пункт 2 ст.33 Устава *адрес скрыт* предусматривает наличие потенциальной возможности включения должности заместителя в состав структуры Администрации, но не может быть истолкована как обязывающая к постоянному наличию такой должности. Ни нормы Закона № 131-ФЗ, ни положения Устава не содержат обязательных указаний на численность заместителей главы города и объем их полномочий. Необходимость в наличии заместителей главы города, направление их деятельности ставится в зависимость от объема обязанностей, возложенных на них главой города, а не от упоминания о них в Уставе. Таким образом, при подготовке и принятии оспариваемого решения Глава Администрации и Дума действовали в пределах своей компетенции, поэтому довод заявителя о противоречии оспариваемого решения положениям Устава не обоснован. Предъявлением данного заявления заявитель пытается по сути с использованием судебной власти вмешаться в компетенцию органов местного самоуправления и предложить, чтобы суд определил количество заместителей главы Администрации *адрес скрыт* и потребность в их работе. С подобным подходом нельзя согласиться, поскольку иное означало бы незаконное вмешательство в деятельность органов местного самоуправления. Ссылка заявителя на нарушение ее трудовых прав не обоснована, поскольку по настоящему делу не рассматривается спор о защите трудовых прав. Также представитель пояснил, что Думой Шелеховского городского поселение было принято решение в пределах своей компетенции, данным решением права заявителя не нарушены. Просил суд в удовлетворении заявления Владимирова (ой) В.И. отказать.

Выслушав пояснения заявителя, её представителя, представителя Думы Шелеховского городского поселения и администрации Шелеховского городского поселения, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Статьей 3 ГПК РФ, предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч.1 ст.46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом (например, п.2 ст.45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

Согласно ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от *дата скрыта* *номер скрыт* (ред. от10.06.2010) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» указано, что в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.

Судом установлено, что решением Думы от *дата скрыта* *номер скрыт*-рд «О структуре администрации Шелеховского городского поселения» была утверждена с *дата скрыта* структура и перечень должностных лиц Администрации Шелеховского городского поселения, которые включали в себя должность заместителя главы администрации - руководителя аппарата (л.д.129-131).     

Решением Думы от *дата скрыта* *номер скрыт*-рд «О структуре администрации Шелеховского городского поселения», опубликованным *дата скрыта* в газете «Шелеховский весник», данное решение было признано утратившим силу. С *дата скрыта* и утверждена новая структура и перечень должностных лиц Администрации Шелеховского городского поселения. Указанным решением должность заместителя главы администрации - руководителя аппарата была исключена из структуры администрации и из перечня должностных лиц (л.д.126-128).

Суд не может согласиться с доводами заявителя и её представителя о том, что оспариваемое решение Думы Шелеховского городского поселения противоречит Уставу *адрес скрыт*, имеющему большую юридическую силу, нарушает права неопределенного круга лиц на обращение граждан с жалобами, заявлениями и предложениями к заместителям главы администрации, перечисленным в Уставе *адрес скрыт*, на обеспечение соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций, избирательные права неопределенного круга лиц. По мнению суда оспариваемое заявителем решение Думы соответствует требованиям Федерального закона от *дата скрыта* № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставу *адрес скрыт*.

Так, согласно ст.34 данного Федерального закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.22 Устава *адрес скрыт*, принятого решением Думы *адрес скрыт* *дата скрыта*, с изменениями, внесенными решением Думы *адрес скрыт* от *дата скрыта* *номер скрыт*-рд, в целях реализации прав граждан на осуществление местного самоуправления и во исполнение Федерального закона от *дата скрыта* № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления *адрес скрыт* составляют: Глава *адрес скрыт* - глава городского поселения; Дума Шелеховского городского поселения - представительный орган городского поселения; Администрация *адрес скрыт* - исполнительно-распорядительный орган городского поселения. Органы местного самоуправления *адрес скрыт* обладают собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в Устав города (л.д.84).

Согласно приведенным положениям Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава заместители главы администрации не входят в структуру органов местного самоуправления и не являются выборными должностными лицами местного самоуправления, обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, Утверждение оспариваемым решением новой структуры Администрации не изменило структуру органов местного самоуправления.

Кроме того, порядок формирования структуры Администрации определяется Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом.

Как указано в ст.36 указанного Федерального закона, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Статьей 30 Устава *адрес скрыт* предусмотрено, что глава *адрес скрыт* осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии со своей компетенцией как Глава *адрес скрыт* и как Глава Администрации *адрес скрыт*. Глава *адрес скрыт* вправе принимать участие в работе Думы *адрес скрыт* с правом совещательного голоса; обладает правом внесения в Думу *адрес скрыт* проектов решений, в том числе изменениях и дополнениях в Устав *адрес скрыт*. Кроме того, Глава города как Глава администрации *адрес скрыт* руководит деятельностью Администрации *адрес скрыт* на принципах единоначалия, а также разрабатывает структуру Администрации *адрес скрыт* и представляет её на утверждение Думы, к компетенции которой в соответствии со ст.25 Устава *адрес скрыт* относится утверждение структуры администрации города по представлению главы города.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при вынесении решения Думы Шелеховского городского поселения от *дата скрыта* *номер скрыт*-рд «О структуре администрации Шелеховского городского поселения указанные положения Устава были соблюдены.

Также судом установлено, что целью для вынесения оспариваемого решения являлось формирование рациональной структуры, оптимизация расходования бюджетных средств и повышения эффективности организации деятельности администрации Шелеховского городского поселения. Основанием необходимости принятия оспариваемого решения Думы послужило распоряжение Главы города *номер скрыт* рг от *дата скрыта* «О распределении обязанностей», согласно которому были распределены обязанности по курированию и контролю деятельности органов администрации на первого заместителя главы администрации и заместителя главы администрации-руководителя аппарата. Заместитель главы администрации-руководителя аппарата курирует и контролирует деятельность отдела по контролю и делопроизводству, отдела управления персоналом, правового отдела, отдела информационных технологий. Как указано в пояснительной записке к проекту оспариваемого решения Думы, за прошедший период работы администрации с меньшей численностью, исходя из анализа деятельности указанных отделов, руководство осуществляется непосредственно Главой города, документы отписываются на прямую исполнителю в соответствии с их компетенцией, что позволяет быстро и эффективно выполнять поставленные задачи и сократить срок исполнения документов. Обязанности, возложенные на заместителя Главы администрации-руководителя аппарата, выполняют руководители органов администрации. Вследствие чего, в целях исключения дублирующих функций, сокращения сроков рассмотрения документов, экономически целесообразно провести мероприятия по сокращению численности штата, сократив должность заместителя Главы администрации-руководителя аппарата.

Статьей 33 Устава предусмотрено, что в состав администрации *адрес скрыт* входят Глава города, первый заместитель, заместители главы администрации *адрес скрыт* органы администрации. Данное положение Устава предполагает возможность включения должности заместителя в состав структуры администрации, но не обязывает к постоянному наличию данной должности.

Устав *адрес скрыт*, а также нормы Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержат конкретных указаний на численность заместителей главы города и объем их полномочий.

Кроме того, согласно ст.37 Федерального закона № 131-ФЗ, установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Думы вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава *адрес скрыт*.

Суд не может согласиться с доводом заявителя, что оспариваемым решением Думы нарушаются права неопределенного круга лиц на обращение к заместителям главы Администрации по вопросам местного значения, поскольку обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц допускается лишь в случаях, предусмотренных законом. Следовательно, в данном случае, заявитель не имеет законных оснований обращения в суд с данными требованиями.

Кроме того, Владимирова (ой) В.И. не представлено доказательств, бесспорно, свидетельствующих о нарушении её политических прав и прав жителя *адрес скрыт* оспариваемым решением, поскольку, как было установлено судом, решение Думы вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства и Устава *адрес скрыт*. Довод Владимирова (ой) В.И. о нарушении её трудовых прав не может быть принят во внимание, поскольку защита нарушенных трудовых прав граждан, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства и не может быть рассмотрена при разрешении требований о признании недействующим решения Думы.

Оценивая по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные Владимирова (ой) В.И., являются необоснованными, основанными на неправильном толковании норм Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава *адрес скрыт*.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Владимирова (ой) В.И. о признании недействующим решения Думы Шелеховского городского поселения от *дата скрыта* *номер скрыт*-рд «О структуре администрации Шелеховского городского поселения», со дня его принятия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней через Шелеховский городской суд *адрес скрыт* с момента изготовления мотивированного текста решения *дата скрыта* 16 часов.

Судья                                                                                                       О.С.Махмудова

Копия верна

Судья О.С. Махмудова____________________________________

Секретарь судебного заседания А.В.Наумова__________________________________

Решение не вступило в законную силу

Судья О.С.Махмудова______________________________________________

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела *номер скрыт* Шелеховского городского суда *адрес скрыт* по заявлениюВладимировой Веры Ивановны о признании недействующим решения Думы *адрес скрыт*.