О внеочередном предоставлении жилого помещения



                                                                

                                                                 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

29 августа 2011 года                                                                                           г. Шелехов                                                                                                       

Шелеховский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Васильевой И.Л.,

при секретаре ФИО8,

с участием ст. помощника прокурора города Фомина Т.П. ,

истца Бойко Е.В. ,

представителей ответчика Администрации Шелеховского муниципального района Кукенбаева(ой) Ю.И. , действующей на основании доверенности от *дата скрыта*, Пономарев(а) А.В. , действующего на основании доверенности от *дата скрыта*,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело *номер скрыт* по иску Прокурора города Шелехов действующего в интересах Бойко Е.В. к Администрации Шелеховского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения,

                                                               У С Т А Н О В И Л:

В Шелеховский городской суд обратился прокурор г.Шелехов в интересах Бойко Е.В. с исковым заявлением к администрации Шелеховского района о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование заявленных требований указал, что Бойко Е.В. *дата скрыта* г.р. является лицом из числа детей-сирот. Решением Шелеховского городского суда от 21.12.2002 года ее мать Бойко О.А. лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении указан со слов матери. В этой связи постановлением мэра от 26.03.2003 года *номер скрыт* Бойко Е.В. была определена в детское государственное учреждение. Согласно справки ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский дом №4 г.Шелехов Бойко Е.В. являлась воспитанницей данного учреждения с *дата скрыта* по *дата скрыта*. Как следует из справки Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району Бойко Е.В. закрепленного жилья не имеет. Постановлением мэра Шелеховского района от 06.03.2003 года *номер скрыт* по ходатайству Управления социальной защиты населения Шелеховского муниципального образования Бойко Е.В. была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередной список при Шелеховской администрации как сирота. Однако до настоящего времени Бойко Е.В. проживающая по адресу: *адрес скрыт* в арендуемом ею жилье, жилым помещением не обеспечена по независящим от нее причинам, продолжает состоять в очереди на внеочередное получение жилья. Согласно сведениям ШЦТИ и Управления Федеральной службы государственной регистрации недвижимого имущества за Бойко Е.В. не числится. Бойко Е.В. обладает правом на внеочередное предоставление жилого помещения. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Согласно п.1 ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Бойко Е.В. имеет статус лица из числа детей-сирот, в установленном законом порядке была поставлена на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и имеет право на его внеочередное предоставление. В соответствии с законом Иркутской области №52-ОЗ от 29.06.2010 года муниципальное образование Шелеховский район наделено областными государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области на территории Шелеховского района. Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. В прокуратуру г.Шелехов обратилась Бойко Е.В. с просьбой защитить ее жилищные права.

Просит обязать администрацию Шелеховского муниципального района предоставить Бойко Е.В. , проживающей в *адрес скрыт*, в арендуемом жилье, жилое помещение вне очереди для проживания по договору социального найма жилой площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, находящееся в черте г.Шелехов.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г.Шелехов Фомина(ой) Т.П. исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные доводам искового заявления.

Истец Бойко Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам искового заявления, дополнительно суду пояснила, что в ее свидетельстве о рождении отец записан со слов матери. *дата скрыта* ее мать по решению суда была лишена родительских прав. *дата скрыта* ее мать Бойко О.А. умерла. С 2001 года по 2003 год она находилась в приюте, с сентября 2003 года по июнь 2008 года она находилась в детском доме. После того, как она закончила 9 класс она поступила в училище и стала проживать в общежитии, было это в период с 2008 года по 2010 год. После этого она жила в гражданском браке несколько месяцев, забеременела и в апреле 2010 года она родила ребенка. С июня 2010 года она вместе с ребенком стала проживать по адресу: *адрес скрыт* *адрес скрыт*3. Администрацией Шелеховского района она была зарегистрирована в с. Олха, до этого регистрации у нее не было. Ребенок с сентября 2011 года пойдет в детский сад. В данный момент у нее нет жилья, с завтрашнего дня она съезжает со съемной квартиры, денежных средств, чтобы снять другую квартиру у нее нет. Она является матерью - одиночкой.

Представитель ответчика администрации Шелеховского района Кукенбаева(ой) Ю.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизирует государственные полномочия субъектов Российской Федерации в указанной сфере, предусматривая обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства, при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей,обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации. Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством. Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельнымигосударственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 ноября 2000 года № 15-П, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем -федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Согласно статье 12 данного Закона его положения вводятся в действие ежегодно законом области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если указанным законом об областном бюджете предусмотрено предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий.В 2011 году Закон 52-оз введен в действие Законом Иркутской области от 21.12.2010 №133-оз «Об областном бюджете на 2011 год», в рамках которого на реализацию областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области предусмотрено выделение субвенций, предоставляемых в бюджет Шелеховского района из фонда компенсаций Иркутской области, в размере 6072,0 тыс. рублей. Неосвоенных денежных средств из областного и федерального бюджетов, выделенных на осуществление переданных областных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области в 2010 году, осталось в бюджете Шелеховского района в размере 999576 рублей 25 копеек. На основании вышеизложенного, денежных средств, выделенных из федерального и областного бюджета, хватит на приобретение 5 квартир. При этом, по состоянию на 29.08.2011 года в журнале регистрации заявлений граждан на предоставление жилья по договорам социального найма Администрации Шелеховского муниципального района зарегистрированы 34 заявления граждан из числа детей-сирот, из них 18 заявления граждан, в отношении которых имеются вступившие в законную силу решения суда, обязывающие Администрацию Шелеховского муниципального района предоставить вне очереди жилые помещения по договору социального найма в Шелеховском районе. Таким образом, средства, выделенные бюджету Шелеховского района из бюджета Иркутской области на осуществление государственных полномочий в 2011 году, полностью исчерпаны. Полагает, что в условиях отсутствия финансирования, в пределах которого органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий, обязанность по обеспечению детей - сирот по договорам социального найма жилыми помещениями не может быть возложена на Администрацию Шелеховского муниципального района. Исковые требования прокурора города Шелехова, действующего в интересах Бойко Е.В. , за пределами указанных сумм должны быть возложены на исполнительный орган государственной власти Иркутской области. Кроме того, в силу статьей 31, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить эффективность и результативность расходования бюджетных средств, сбалансированность бюджета. Бюджетные средства Шелеховского района должны быть направлены в первую очередь на реализацию вопросов местного значения Шелеховского района, использование на осуществление государственных полномочий Иркутской области средств бюджета Шелеховского района невозможно, так как это приведет к нарушению требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, и повлечет приостановление предоставления межбюджетных трансфертов бюджету Шелеховского района. Кроме того, Администрация Шелеховского муниципального района обращалась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,как к главному распорядителю бюджетных средств, с обращением о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений в 2011 году, на что был получен отказ. Принимая во внимание то, что просроченная кредиторская задолженность бюджета Шелеховского района составляет 163 664 тыс. рублей, задолженность по долговым обязательствам составляет 37 937 тыс. руб., бюджет Шелеховского района на 2011 год утвержден с дефицитом 9,7 % или 28 249,9 тыс. руб. и то, что Шелеховский район находится в условиях ограничения принятия новых расходных обязательств, а также невозможности увеличения финансирования действующих обязательств без обеспечения финансовыми ресурсами. Муниципальное образование Шелеховский район относится к категории муниципальных образований, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение трех последних отчетных финансовых лет превышала 30 процентов собственных доходов местного бюджета, Шелеховский район не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления, а полномочия по обеспечению лиц из числа детей-сирот не является полномочиями органов местного самоуправления муниципального района и источником финансирования приобретения жилого помещения могут быть только субвенции из областного бюджета на 2011 год. Принимая во внимание, что источником финансирования расходов по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, как непосредственно исполнительными органами государственной власти Иркутской области, так и при наделении органов местного самоуправления указанными государственными полномочиями в установленном порядке, является областной бюджет, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований к Администрации Шелеховского муниципального района.

Представитель ответчика администрации Шелеховского района Пономарев(а) А.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, поддержал позицию представителя Кукенбаева(ой) Ю.И.

Представитель третьего лица министерства финансов Иркутской области Курбанов А.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, представлен отзыв на исковое заявление согласно которого предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей относиться к полномочиям органов местного самоуправления.

Представитель третьего лица министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Шалошвили Т.Г. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, представлен отзыв на исковое заявление представлен отзыв на исковое заявление согласно которому предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей относиться к полномочиям органов местного самоуправления.

Представитель третьего лица правительства Иркутской области Глиензовская Я.Э. в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, представлен отзыв на исковое заявление согласно которому не согласна с привлечением в качестве 3-го лица, так как предоставление жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей относиться к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 167 ч.5 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд, с учетом мнения истца Бойко Е.В. , ст. помощника прокурора г.Шелехов Фомина(ой) Т.П. , представителей ответчика администрации Шелеховского района Кукенбаева(ой) Ю.И. , Пономарев(а) А.В. считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав объяснения истца Бойко Е.В. , представителя истца ст.помощника прокурора г.Шелехов Фомина(ой) Т.П. , представителей ответчика администрации Шелеховского района Кукенбаева(ой) Ю.И. , Пономарев(а) А.В. , всесторонне исследовав представленные материалы, приходит к следующему выводу.

          Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В материалы дела истцом представлены заявление Бойко Е.В. прокурору г.Шелехов от 06 июня 2011 года(л.д.49) с просьбой обратиться в суд в защиту ее жилищных прав, так как долгое время она не может получить жилье. В связи с отсутствием жилья она вынуждена его снимать, регистрации не имеет, кроме того имеет малолетнего ребенка.

Таким образом суд, исходя из представленных доказательств, признает обращение прокурора г.Шелехов с настоящим исковым заявлением обоснованным.

В судебном заседании установлено, что отношения сложившиеся между сторонами, являются правоотношениями регулируемые нормами жилищного и гражданского законодательства.

Согласно ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Вместе с тем согласно ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия названных решений. Такие решения служат основанием заключения договора социального найма.

Согласно ч.5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со cт.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что согласно свидетельства о рождении Бойко Е.В. *номер скрыт* (л.д.22 оборот) и справки о рождении 5.515 (л.д.17) оборот ее отцом является Бойко В.Я. ( отец записан со слов матери форма 25), матерью Бойко О.А. .

Решением Шелеховского городского суда от *дата скрыта* Бойко О.А. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Бойко Е.В. *дата скрыта* г.р., ребенок передан на попечение приюта «Гнездышко»(л.д.19).

Согласно свидетельства о смерти *номер скрыт*(л.д.21) мать истца Бойко О.А. умерла *дата скрыта*.

На основании постановления мэра Шелеховского муниципального образования *номер скрыт* от 06 марта 2003 года(л.д.14 оборот) Бойко Е.В. поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередной список при Шелеховской администрации.

В соответствии с постановлением мэра Шелеховского муниципального образования *номер скрыт* от 26 марта 2003 года(л.д.18) несовершеннолетняя Бойко Е.В. *дата скрыта* г.р. определена в детское государственное учреждение.

Согласно справки ОГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Детский *адрес скрыт* Бойко Е.В. являлась воспитанницей данного учреждения с *дата скрыта* по *дата скрыта*.(л.д.11).

Из справки отдела жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Шелехов от *дата скрыта* *номер скрыт*(л.д.12) следует, что Бойко Е.В. *дата скрыта* г.р. действительно состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении при администрации города Шелехов как сирота с 06 марта 2003 года, номер очереди по внеочередному списку на 01.06.2007 года- *номер скрыт*. Кроме того согласно справке администрации *адрес скрыт* от 16.12.2010 года(л.д.14) следует, что Бойко Е.В. 1991 года рождения действительно состоит на учете при администрации *адрес скрыт* качестве нуждающейся в жилом помещении как сирота с 06 марта 2003 года, номер очереди согласно внеочередного списка граждан-*номер скрыт*. Сообщено также, что в настоящее время предоставить Бойко Е.В. жилое помещение по договору социального найма, либо для временного проживания не представляется возможным в связи с отсутствием свободных помещений в муниципальном жилищном фонде города.

Как следует из уведомления Шелеховского отдела Росреестра по Иркутской области от 20.05.2011 года(л.д.16) и справки Шелеховского центра технической инвентаризации *номер скрыт* от 25.05.2011 года(л.д.17) объектов недвижимого имущества на праве собственности не имеет, согласно справке управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Шелеховскому району от 31.05.2011 года(л.д.13) закрепленного жилья не имеет.

Кроме того истец Бойко Е.В. пояснила, что в настоящее время она собственного жилья не имеет, в связи с чем ей приходится арендовать жилье, она не может зарегистрироваться по месту жительства, поэтому ей приходиться регистрироваться по месту пребывания. Данные доводы подтверждены представленными свидетельствами о регистрации по месту пребывания(л.д.10 оборот).

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 2 закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом.

Как следует из ст. 5 данного закона финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством.

В соответствии со ст. 4 ч.12 данного закона жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Согласно ст. 2 закона Иркутской области от 29 июня 2010 года №52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещения по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Как следует из ст. 6 данного закона финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Как следует из пункта 4 части первой ст. 3 Закона № 52-оз органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма.

Таким образом, судом установлено, что Бойко Е.В. относится к числу лиц из числа детей-сирот и имеет право на получение жилого помещения вне очереди. До настоящего времени Бойко Е.В. жилое помещение не предоставлено. Таким образом, право истца на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма нарушено ответчиком администрацией Шелеховского района.

Согласно пункта 35 Перечня муниципальных образований Иркутской области наделенных областными государственными полномочиями по обеспечению полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области в число таких муниципальных образований входит Шелеховский район, то есть администрация Шелеховского муниципального района.

Поскольку решение вопроса учета граждан, нуждающихся в получении жилых помещений и предоставления жилых помещений действующим законодательством возложены на органы местного самоуправления по месту постоянного проживания гражданина суд приходит к выводу о возложении данной обязанности на администрацию Шелеховского муниципального района.

Суд приходит к выводу, что предоставление Бойко Е.В. жилого помещения является обязанностью администрации Шелеховского муниципального района и не противоречит положениям ст. 5 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Довод представителей ответчика администрации Шелеховского муниципального района об отсутствие у них свободного жилья, денежных средств на приобретение жилых помещений, суд признает необоснованными в связи с тем, что обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот не может быть поставлено в зависимость от бюджетных взаимоотношений, наличия либо отсутствия финансирования органов местного самоуправления на осуществление соответствующих полномочий, а также прав других лиц на соответствующую социальную меру поддержки.

Что касается требований истца о предоставлении ему жилого помещения применительно к г. Шелехов, суд приходит к следующему, что согласно ст. 57 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма должно предоставляться гражданам по месту их жительства ( в границах соответствующего населенного пункта), либо по месту учета. Как установлено судом истец проживает и состоит на учете в администрации города Шелехов, поэтому требования в части предоставления жилого помещения Бойко Е.В. в черте города Шелехов, суд считает обоснованными.

В соответствии со ст. 4 ч.12 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года №50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

        

Исковые требования Прокурора города Шелехов действующего в интересах Бойко Е.В. к Администрации Шелеховского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

ФИО7 муниципального района предоставить Бойко Е.В. жилое помещение вне очереди для проживания по договору социального найма, жилой площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, находящееся в черте города Шелехов.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Шелеховский городской суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения суда. Полный текст решения суда будет изготовлен *дата скрыта* в 16.00 часов.

Председательствующий судья                                                                  И.Л. Васильева