По иску прокурора к Администрации Баткатского сельского посления о понуждении к совершению действий



Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Мельниково 30 июля 2010 года

Шегарский районный суд Томской области в составе:

судьи Бахарева Д.В.,

с участием представителя истца помощника прокурора Харламова О.В.,

представителя ответчика Панферова Н.Р.,

при секретаре Шумской Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шегарского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Баткатского сельского поселения о понуждении к совершению действий по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на северо-западной окраине с. Каргала Шегарского района, и представить проект санитарно-защитной зоны скотомогильника в террриториальный отдел Террриториального Управления Роспотребнадзора по Томской области в Шегарском районе для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения, получить положительное заключение на проект санитарно-защитной зоны скотомогильника,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шегарского района Томской области обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Баткатского сельского поселения в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на северо-западной окраине с. Каргала Шегарского района, и представить проект санитарно-защитной зоны скотомогильника в террриториальный отдел Террриториального Управления Роспотребнадзхора по Томской области в Шегарском районе для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения, получить положительное заключение на проект санитарно-защитной зоны скотомогильника до 01.11.2010.

В судебном заседании представитель истца Харламов О.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в заявлении.

Ответчик Глава Администрации Баткатского сельского поселения Панферов Н.Р. исковые требования не признал и пояснил, что имеющийся скотомогильник на балансе Администрации не стоит, является бесхозным, на оформление проекта санитарно-защитной зоны требуется более 120000 рублей, в бюджете поселения отсутствуют необходимые денежные средства. В то же время ответчик подтвердил, что согласно решению Шегарского районного суда от 13 сентября 2006 года Администрация Баткатского сельского поселения оборудовала в с. Каргала Шегарского района скотомогильник, отвечающий требованиям законодательства Российской Федерации

Выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 52 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды», в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны объектов.

Статьи 12 и 39 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с требованиями ст. ст. 12, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 года № 74 утверждены и введены в действие санитарно-эпидемиологические Правила и Нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с последующими изменениями, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 года № 25 и от 06.10.2009 года № 61).

В соответствии с требованиями, предусмотренными п. 3 раздела 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», скотомогильники с захоронением в ямах относятся к 1 классу опасности с организацией 1000-метровой санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для таких объектов является обязательной.

В нарушение выше указанных требований санитарного законодательства, Администрацией Баткатского сельского поселения Шегарского района проект санитарно-защитной зоны на скотомогильник не разработан, в территориальный отдел Территориального Управления Роспотребнадзора по Томской области в Шегарском районе не представлен, санитарно-эпидемиологическое заключение по указанному проекту не выдано. Эксплуатация сельским поселением скотомогильника осуществляется при отсутствии проекта санитарно-защитной зоны, что создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, здоровью человека (неопределенного круга лиц), нарушает требования ст. 42 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 08 мая 2010) к вопросам местного значения относятся организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения закреплены в п. 24 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования "Баткатское сельское поселение". При этом п. 8 ч. 5 ст. 28 данного Устава полномочия по решению указанных вопросов отнесены к ведению Администрации Баткатского сельского поселения.

Условия предупреждения заболевания людей зооантропозными болезнями охраны окружающей среды от загрязнения определяются Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (далее Правила) (утв. Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469) (с изменениями от 16 августа 2007 г.), которые являются нормативным правовым актом Российской Федерации обязательным для исполнения.

Доводы ответчика о том, что скотомогильник в с. Каргала Шегарского района является бесхозным не соответствуют действующему законодательству.

Согласно Решению Верховного Суда РФ от 11 апреля 2006 г. N ГКПИ06-139, скотомогильники не могут быть бесхозяйными, поэтому в пункте 6.1 Правил определено, что скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет; остальные являются объектами муниципальной собственности.

Правовую основу для возникновения муниципальной собственности на скотомогильник, который не имеет собственника, дают положения статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника возложена на местную администрацию.

Согласно информационного письма и.о. главы Баткатского поселения от 23 июня 2010 № 02-16/79 на территории Баткатского сельского поселения расположены 3 объекта утилизации биологических отходов (скотомогильники), среди которых скотомогильник на северо-западной окраине с. Каргала Шегарского района. Администрацией Баткатского сельского поселения проекты санитарно-защитной зоны скотомогильника с. Каргала не разработан.

В соответствии с требованиями, предусмотренными п. 3 раздела 7.1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разработка проекта санитарно-защитной зоны для таких объектов является обязательной.

Таким образом, суд приходит к выводу, что эксплуатация сельским поселением скотомогильника осуществляемая при отсутствии проекта санитарно-защитной зоны, создает угрозу причинения вреда окружающей природной среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, здоровью человека (неопределенного круга лиц), нарушает требования ст. 42 Конституции РФ, гарантирующей каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

При указанных обстоятельствах обращение прокурора в суд с требованием о защите прав, свобод и законных интересов указанных лиц основано на положениях ст. 45 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности является присуждение к исполнению в натуре и пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено.

В связи с этим требования прокурора о возложении обязанности на Администрацию Баткатского сельского поселения о понуждении к совершению действий по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на северо-западной окраине с. Каргала Шегарского района, представить проект санитарно-защитной зоны скотомогильника в территориальный отдел Территориального Управления Роспотребнадзора по Томской области в Шегарском районе для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения, получить положительное заключение на проект санитарно-защитной зоны скотомогильника, подлежат удовлетворению.

Учитывая объем необходимых работ, суд приходит к выводу, что исполнение указанных прокурором действий возможно в срок до 01.11.2010.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199, 206 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Шегарского района Томской области в защиту интересов неопределенного круга лиц Администрации Баткатского сельского поселения о понуждении к совершению действий по разработке проекта санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на северо-западной окраине с. Каргала Шегарского района, и представить проект санитарно-защитной зоны скотомогильника в территориальный отдел Террриториального Управления Роспотребнадзора по Томской области в Шегарском районе для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения, получить положительное заключение на проект санитарно-защитной зоны скотомогильника, удовлетворить.

Обязать Администрацию Баткатского сельского поселения в срок до 01.11.2010: разработать проект санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на северо-западной окраине с. Каргала Шегарского района, представить проект санитарно-защитной зоны скотомогильника в территориальный отдел Территориального Управления Роспотребнадзора по Томской области в Шегарском районе для выдачи на него санитарно-эпидемиологического заключения, получить положительное заключение на проект санитарно-защитной зоны скотомогильника.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Шегарский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Д.В. Бахарев

Решение в окончательной форме изготовлено 26 июля 2010 года

Верно

Судья

Решение вступило в законную силу «______» ___________________ 2010 года

Судья

Секретарь суда